Наталия Годиева
Проект «Дидактические игры с использованием мнемотехники в развитии связной речи детей» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
по теме «Домашние и дикие животные»
Вид проекта : творческий.
Продолжительность: две недели
Сроки проведения: 12.11.2018г. по 29.11.2018 г.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей : 5-6 лет.
Цель проекта : развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с использования приема мнемотехники
Задачи:
Публикация «Проект „Дидактические игры с использованием мнемотехники в развитии связной речи детей“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. д.
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
- формировать навыки культурного речевого общения;
- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
Актуальность проекта :
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций.
-являются дидактическим материалом по развитию речи;
-их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
-использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок
Обеспечение: дидактические игры на основе мнемотехники
Продукт проекта :
Альбом «Волшебные дорожки» .
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный
— Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
— Подбор материалов для реализации проекта.
— Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
— Изготовление наглядных пособий.
— Консультация для родителей
2 этап. Основной.
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта :
Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
Составление загадок, скороговорок и поговорок, сказок по мнемотехнике.
Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
3 этап. Заключительный.
Презентация проекта.
Создание детьми альбома ««Волшебные дорожки»
Оформление наглядной информации в родительском уголке.
Реализация проекта :
Речевое развитие
1. Дидактическая игра «Угадай и опиши»
Развивать умение детей составлять описательный рассказ, опираясь на план.
Материал: «Чудесный мешочек» с набором игрушек диких животных, опорный план, составленный детьми и изображенный схематично.
Детям предлагается составить и схематично зарисовать план рассказа о животных. Ребенок наощупь определяет животного (из «чудесного мешочка») и рассказывает о нем другим.
2. Дидактическая игра – лото «Кто что любит есть?»
Цель. Учить образовывать форму винительного падежа имен существительных. Закреплять словарь по теме.
Материал. Набор графических схем с изображением домашних животных и продуктов питания.
3. Дидактическая игра «Какую пользу приносят животные?»
Цель. Учить соотносить домашних животных и предметы графической схемой; составлять предложения; активизировать словарь по теме.
Материал. Набор графических схем: домашние животные, мышка, дом, молоко, мясо, тележка, шерсть.
4. Дидактическая игра «У кого что?»
Цель. Учить детей образовывать форму родительного падежа имен существительных. Активизировать словарь по теме. У кого длинные усы и острые когти? (У кошки)
Материал. Предметные картинки из серии «Домашние животные».
5. Дидактическая игра «Кто где находится?»
Цель. Учить различать предлоги «на», «под», «около».
Материал. Схемы, кодирующие изображение домашних птиц и их местонахождение.
Социально-коммуникативное развитие
1. Дидактическая игра «Сказка на новый лад»
(метод «чепухи» - ассоциативные цепочки)
Цель: стимулировать интерес детей к режиссёрской игре; развитие фантазии.
Материал: Карточки с персонажами и ключевыми предметами.
Карточки лежат рубашкой вверх, перемешаны между собой. Дети поочерёдно переворачивают карточки и составляют по одному предложению о увиденном, стараясь объединить карточки по смыслу.
Познавательное развитие
1. Дидактическая игра «Чей силуэт?»
Цель: Развитие зрительно-пространственной ориентировки, воображения, активизация памяти и зрительной памяти.
Материал: Большие карточки с цветным изображением предметов для ведущего; маленькие карточки с силуэтами предметов для игроков.
Составляется пара «предмет-силуэт», которая оценивается одной фишкой.
2. Дидактическая игра "Собери животное. "
Цель: закреплять умение узнавать животных. Обогащать словарь прилагательных.
Материал: Схемы животных. Пазлы с животными (на обратной стороне написано прилагательное).
Расставляем схемы животных. Берёт в руки любую часть пазла и читает прилагательное (хитрая, рыжая, косолапый, злой, серый, колючий, пушистая, трусливый и т. д.) Дети кладут подходящую часть пазла рядом со схемой этого животного. Расположив части пазла правильно-получаем изображение названного животного.
3. Игра «Кто, где живет?»
Цель: Расширять и закреплять знания детей о домашних/диких животных, их среде обитания.
Материал: карточки с изображением домашних/диких животных; карточки с изображением среды обитания «дом», «лес».
На доску вешаются карточки с изображением среды обитания «дом», «лес». Карточки с изображением домашних/диких животных лежат на столе лицевой стороной вверх. Дети по очереди берут карточки со стола и определяют к какой среде обитания эти животные относятся.
Для усложнения: дети дают краткое описание животному.
Художественно-эстетическое развитие
Дидактическая игра «Рисуем слова».
Графическая зарисовка мнемотаблиц.
Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями.
Физическое развитие
Подвижные игры : «У медведя во бору», «Мышеловка»
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника»
Проведение индивидуальных бесед с родителями
Ожидаемые результаты.
Для детей :
Улучшение показателей связной речи
Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.
Для педагогов:
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Для родителей:
Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Литература.
Барсуковой Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.
Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
Малетина Н. С., Пономарёва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.
Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.
Шорыгина, Т. А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.