Наталия Пелипенко
НОД по развитию речи «Зимние забавы» в подготовительной группе для детей с ОНР
НОД по развитию речи «Зимние забавы» в подготовительной группе для детей с ОНР
Цель: актуализировать, уточнить и расширить представления детей о зимних забавах, зимних видах спорта. Упражнять в подборе однокоренных слов, закрепить умение употреблять существительные множественного числа; образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, согласовывать числительные и существительные в роде и падеже. Продолжать учить детей объяснять значение слов; классифицировать предметы по существенному признаку, находить лишнее.
Публикация «НОД по развитию речи „Зимние забавы“ в подготовительной группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать внимание, мелкую моторику. Воспитывать желание вести ЗОЖ, напомнить правила техники безопасности в зимний период.
Материал: картинки «Родственные слова», снежинки для дыхательной гимнастики, д / и «Один –много», «Найди пару», «Большой-маленький», «Сколько», «Четвертый лишний»
Словарь: название зимних видов спорта, спортивного инвентаря, зимних забав.
Ход:
- Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – белокоса, белолица.
Как махнула рукавом – всё покрыла серебром.
Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима). Правильно. Как вы догадались?
- Ребята, у меня есть волшебный комочек, давайте с ним поиграем. Мы пустим его по кругу, и у кого в руках окажется комочек тот скажет зимнее слово.
-В каждом времени года есть что-то хорошее и что-то плохое. Давайте подумаем, что плохого в зиме (холодно, скользко, рано темнеет, голодно птицам и животным, могут возникать опасные ситуации?
- А что хорошего зимой (много снега, новогодние праздники, зимние забавы?
«Доскажи словечко» Образование родственных слов.
- Зимой вся земля покрыта снегом, поиграем со словом «снег», доскажите словечко:
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю.. (Снег.)
С неба все скользят пушинки — серебристые… (Снежинки.)
На посёлки, на лужок опускается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят — все сильнее. Снегопад.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в… (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился… (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка — эта девочка - (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри — с красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (Снег.)
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,
Полетели, закружились ледяные звёзды.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги).
- Ребята, какие вы знаете зимние виды спорта (фигурное катание, хоккей, конькобежный спорт, бег на лыжах, прыжки на лыжах с трамплина, горные лыжи, санный спорт, сноубординг? Почему они называются зимними? Д / у «Почему вид спорта так назван?»
конькобежец (бегает на коньках); саночник (катается на санках) ;
лыжник (катается на лыжах); хоккеист (играет в хоккей);
фигурист (занимается фигурным катанием, сноубордист (катается на сноуборде)
Для занятий спортом нужно спортивное снаряжение, но в команде много спортсменов и предметов нужно много: д / у «Один - много»
У хоккеиста одна клюшка, а в команде хоккеистов много…клюшек;
У фигуриста одна пара коньков, а в команде - много…пар коньков;
У лыжника - лыжи, а в команде лыжников много…лыж;
У саночника одни сани, а в команде саночников много…саней;
У сноубордиста один сноуборд, а в команде много…сноубордов;
У спортсмена один шлем, а в команде спортсменов много…шлемов.
-Во время игр и тренировок нужно всегда помнить про правила техники безопасности: соблюдать дистанцию, не причинять вреда товарищам по игре, использовать оборудование по назначению. Если видите опасную ситуацию – немедленно остановиться и сообщить взрослому.
-Ребята, давайте поможем спортсменам найти свой спортивный инвентарь. Д / и «Найди пару».
Молодцы! Теперь спортсмены могут отправляться на тренировку. Ребята, давайте тоже сделаем разминку:
Физкультминутка
Мы зимой в снежки играем (стоят в кругу и «лепят снежки».)
По сугробам мы бежим (идут друг за другом по кругу)
И на лыжах ловко ходим (имитация ходьбы на лыжах, помогая палками)
На коньках по льду летим (имитация на коньках, руки за спиной)
Крепость дружно строим мы (берутся за руки, идут в круг поднимая руки)
Гостью зиму – любим мы (расходятся, делая большой круг).
-Ребята, я знаю ещё одну зимнюю забаву. Догадайтесь, какую:
«Большой и маленький». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных.
Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки - угольки, ручки- сучки
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
- Только скучно одному стоять тут на снегу одному.
Ребята, помогите - друга мне, пожалуйста, слепите!
-Поможем снеговику? Я буду говорить про большого снеговика, что у него есть, а вы на столах лепить маленького:
У большого снеговика красный нос. – У маленького снеговика красненький носик. -Чёрные глаза - Лохматая метла - Красный колпак -Длинный шарф.
-Ребята, Снеговик очень рад – теперь у него много друзей! Давайте посчитаем, сколько снеговиков стало. Д / у «Сколько?»: возьмите карточку, посчитайте снеговиков и нужную цифру отметьте прищепкой (опрос детей - сколько снеговиков).
-Ребята, чем может заняться Снеговик и его друзья зимой? Давайте расскажем снеговикам о зимних забавах (-как называется забава? - какие атрибуты нужны для игры? - можно ли играть одному и с друзьями).
-А какая зимняя забава ваша любимая? Мы много узнали о зимних развлечениях и легко справимся с ещё одним заданием – нужно найти лишнюю картинку и объяснить. Почему она лишняя. Д / у «Четвертый лишний».
-Молодцы! О каком задании вы расскажите родителям? А, сейчас, время не теряем- в зимние забавы в группе поиграем!