Наталья Асташкина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Книжкины именины»
▼ Скачать +Заказ
Цель: воспитание интереса к книге, бережное отношение к ней;
Задачи:1. Закрепить и расширить знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений.
2. Упражнять ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказка, рассказ, стихи).
3. Развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении, в драматизациях.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Книжкины именины“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Г. Х. Андерсена, портрет Л. Кассиля, книга со сказками, книга о животных, книга про природу, кукла-перчатка Буратино, корзинка для Красной шапочки с атрибутами, варежка, книжная выставка, листы бумаги на каждого ребенка, карандаши или фломастеры.
Ход:
1. Введение в тему, орг. момент:
В: Ребята, сегодня на занятии у нас гости, я надеюсь, что вы покажете свои знания, как вы выросли и готовы к школе. Кто мне напомнит-чему посвящена и как называется предстоящая неделя? (КНИГАМ, КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ)
Правильно, значит мы всю неделю не будем играть-а только читать книги, правильно) (НЕТ) А чем же еще можно заниматься в книжкину неделю? (РАЗЫГРЫВАТЬ СЦЕНКИ, ТЕАТР, ЧИТАТЬ СТИХИ, ПРИДУМЫВАТЬ НЕБЫЛИЦЫ, УЧИТЬ ПОСЛОВИЦЫ, ЛЕПИТЬ ГЕРОЕВ СКАЗОК, РИСОВАТЬ ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПРОЧИТАННЫМ КНИГАМ, МАСТЕРИТЬ КНИЖКИ_МАЛЫШКИ, СХОДИТЬ НА ЭКСКУРСИЮ В БИБЛИОТЕКУ, ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ С БУМАГОЙ) Правильно, молодцы!
В: Давайте сегодня мы отправимся в путешествие по нашим книгам. Посмотрите, ребята, как много в нашей группе разных книг : здесь и сказки, и рассказы, и стихи, и басни. А ведь сегодня день особый у наших книг – именины. Кто знает-что такое именины? (праздник, день рождение). А вы знаете откуда появился этот праздник- День рождения книжки?
(ОБРАЩЕНИЕ К ПОРТРЕТАМ) 2 апреля родился великий сказочник Г. Х. Андерсен и этот день был объявлен Международным днем детской книги. А замечательный детский писатель Лев Кассиль предложил назвать его «Книжкиными именинами»
В: Именины, именины!
У Володи? Шуры? Нины?
У девчонок и мальчишек?
Нет! У наших детских книжек.
У стихов, рассказов, сказок
И у толстых повестей.
Посмотрите, сколько сразу
Собралось у нас гостей.
Книга в трудный час поможет
И всегда нам даст совет,
Наши знания умножит,
На вопросы даст ответ.
В: Может кто-нибудь из вас знает стихи про книжки? (ВЫЗВАТЬ К ДОСКЕ)
Ребенок 1: Книга говорит беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней!
Ребенок 2:Книга – верный, книга – первый,
Книга – лучший друг ребят!
Нам никак нельзя без книжки, -
Все ребята говорят.
Ребенок 3:Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Ребенок 4: Я хожу в библиотеку,
Чтобы книги почитать.
Стану очень-очень умным!
Президентом смогу стать!
В:Спасибо, замечательные стихи.
2. Основная часть:
В: Итак, мы начинаем…Ребята, слышите, кажется к нам кто-то идет. (в приемной берет куклу-перчатку Буратино)
Буратино: Здравствуйте, ребята. Я слышал, что сегодня вы отмечаете книжкины именины.
В: Да, Буратино.
Буратино: Папа Карло купил мне замечательные книги, но они потерялись. Что делать, не знаю.
В: Ребята, как мы можем помочь Буратино?
Дети: Найти книги.
В: Буратино, ты помнишь, что было в первой книге?
Буратино: Что-то о сказках.
В: Наши дети очень любят сказки. И ты сейчас в этом убедишься. Я буду задавать вопросы, а вы, ребята, постарайтесь отгадать сказку., но давайте договоримся-отвечаем как настоящие школьники-поднимаем руку и не выкрикиваем, все согласны? (ДА)
Сидит в корзине девочка у мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь:
Название этой сказки… («Маша и медведь»)
Помогала им яблонька,
Помогала им печка,
Помогала им молочная речка.
Все им помогали, все их укрывали.
К матушке и батюшке
Они домой попали… («Гуси – лебеди»)
Сдобный, пышный, круглощекий.
У него румяный бок.
Убегает от зверюшек и зовётся… («Колобок»)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Она распростилась с зелёною кожей
И стала красивой и очень пригожей… («Царевна лягушка»)
Скрипит зубами, водит носом,
И русский дух не переносит.
Старуха с костлявой ногой, зовётся… (Бабою – Ягой).
Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку, знает девочку – малышку… («Дюймовочка»)
Сейчас потолкуем о сказке другой:
Тут синее море. Там берег морской.
Старик выйдет к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут идёт,
И жадность, ребята, к добру не ведёт
И кончится дело всё тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым… («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Где-то дом себе нашла,
Очень добрая была.
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов… («Теремок»)
В: Вот видишь, Буратино, как хорошо знают сказки наши дети. А, вот, кажется и твоя первая книжка со сказками. А что было во второй книге?
(В это время выставляются иллюстрации к произведениям о животных.)
Буратино: Вот о них была вторая книга, о животных.
В: Мы и здесь можем помочь тебе. Сейчас я прочитаю отрывки из произведений, а ребята должны узнать и назвать их, вспоминаем про правила ответа-поднимаем руку и не выкрикиваем!
«Лиса с Журавлём подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах. Вот и вздумала однажды Лиса угостить Журавля, пошла звать его к себе в гости: - Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!»
(«Лиса и Журавль»).
«Пела ночью мышка в норке: - Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи»
(«Сказка о глупом мышонке» С. Маршак)
«Жила – была девочка. Как её звали? Кто звал, тот и знал. А вы не знаете.
И был у неё. Кто у неё был? Серый, усатый, весь полосатый.»
(«Усатый полосатый» С. Маршак)
«Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!
Мы хотим как поросята, хрюкать!»
(«Путаница» К. Чуковский)
«Пошла муха на базар и купила самовар:
Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.»
(«Муха Цокотуха» К. Чуковский)
«Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот – задом наперёд.
А за ним комарики на воздушном шарике»
(«Тараканище» К. Чуковский)
«Солнце по небу гуляло и за тучку забежало.
Глянул заинька в окно, стало заиньке темно.»
(«Краденое солнце» К. Чуковский)
«Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал: «Мяу!»
(«Кто сказал: «Мяу!» В. Сутеев)
«Пообедал он сперва за решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы.
Ел морковку у слона, с журавлём поел пшена.»
(«Где обедал воробей» С. Маршак)
В: Молодцы! Смотри, Буратино, а это не твоя ли книга о животных? Вот мы и нашли твою вторую книгу. Ребята, а какое сейчас время года?
Буратино: Осень.
В: Правильно, ребята? А вот и нет, Буратино. Наши ребята знают, что сейчас Весна. Весной мы празднуем замечательный праздник-8 марта, ребята, расскажите стихи Буратино, которые вы выучили для мам (ПО ЖЕЛАНИЮ)
В: А вот, наверное, и твоя третья книга о природе.
Буратино: Как хорошо! Нашлись все мои книги! Я сегодня столько всего узнал и понял, что вы, ребята очень любите книги. Спасибо вам, ребята!
В: Пожалуйста, Буратино. Только ты исправляйся и больше не теряй книжки. А чтобы книги никогда не терялись и оставались чистыми и аккуратными, есть правила, которые все должны соблюдать, правда ребята? Какие это правила? (должны сказать дети)
- Не брать книги грязными руками. –
Не перегибать переплё т: книги могут потерять самые интересные страницы. - Пользоваться закладкой и не загибать страницы, они порвутся.
Книги любят чистоту, но боятся воды.
- Нельзя рисовать на страницах ни ручкой, ни карандашом: книгу будет трудно читать.
В: Буратино, ты запомнил правила? Это мы сейчас проверим и заодно повторим правила обращения с книгой. Предлагаю вам игру «Да – нет».
Что любит книжка?
– Обложку? — Да!
– Грязные руки? — Нет!
– Закладку? — Да!
– Дождик и снег? — Нет!
– Бережное отношение? — Да!
– Ласку? — Да!
– Яичницу? — Нет!
– Чистые руки? — Да!
– Валяться на полу? — Нет!
– Драться? — Нет!
– Жить на книжной полке? — Да!
– Любознательных читателей? — Да!
Постарайтесь их выполнять. А теперь, Буратино, давай поиграем. Наши ребята очень любят играть в подвижную игру «Репка» -посиди здесь и посмотри, как они играют, а затем расскажешь своим друзьям.
3. Физминутка:
П/И «Репка» Репка-репонька, расти крепонька,
Не мала не велика,
До мышиного хвоста,да!
В: Понравилась тебе игра, Буратино?
Буратино: Да, спасибо, ребята, и за книжки, и за игру-побегу к друзьям, до свидание! (КУКЛА_ПЕРЧАТКА ВЫНОСИТСЯ В КОРИДОР)
4. Актуализация ЗУН:
В: Ой, кто-то к нам опять идет.
– Здравствуй, Красная Шапочка!
Красная Шапочка.
– Здравствуйте, ребята!
Ведущий.
– А как ты здесь оказалась?
Красная Шапочка.
– Попросила меня мама отнести пирожки бабушке. Я по лесу шла,шла, шла … и заблудилась.
Ведущий.
– Давай, помогу тебе корзинку нести! (Берёт корзинку.) Ой! А почему она такая тяжёлая?
Красная Шапочка.
– Шла я лесом к своей бабушке и нашла кем – то потерянные вещи. Я хочу обратиться к вам за помощью. Помогите мне вернуть их в сказки.
Ведущий.
– Поможем, ребята? Подскажем, кто из сказочных героев забыл эти предметы? (Да)
( Красная шапочка показывает предметы: тыкву, золотой ключик, горшочек мёда, яблоко, золотое яичко, сапоги, хрустальную туфельку. Дети отгадывают, каким героям из какой сказки они принадлежат.) ( МОЖНО ВЗЯТЬ ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ И ЗАОСТРИТЬ ВНИМАНИЕ НА ЖАНРЕ: шляпа-«Живая шляпа» Носов, рассказ; очки-«Мартышка и очки» Крылов, басня;)
Красная Шапочка.
– Спасибо вам, ребята! Без вас бы я не справилась!
В: Вот чудеса- к нам книжкины именины даже герои сказок уже загядывают! - Ой, смотрите, рукавичка. Какая же сказка здесь живет? В этой сказке живут разные звери и у каждого свое сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите.
В рукавичке живут мышка (дети отвечают – поскребушка, лягушка (попрыгушка, зайчик (побегайчик, лисичка (сестричка, волчок (серый бочок, медведюшка (батюшка).
5. Мимическая гимнастика:
-Давайте, мы как мышка испугаемся;
- Как лягушка похохочем (ха-ха-ха);
- Как зайчик потрясемся, подрожим под кустиком;
- Как волк повоем (у-у-у);-
Как лисичка, посмотрим по сторонам, повертим хвостиком, заметем следы;
- Как медведь нахмуримся.
6. Продуктивная деятельность:
В: Какие вы молодцы, мне кажется, что у нас получились отличные книжкины именины! Вы показали нашим гостям что очень много знаете о книгах и любите их. Только какие же именины без подарков, и кому мы будем эти подарки дарить? (Книжки –малышки в подарок детям младшей группы)
-Отличная идея-давайте сделаем книжку-малышку и подарим ее детям младшей группы, и расскажем им что у книг тоже есть праздник-книжкины именины! Каждый нарисует рисунок, все рисунки мы скрепим дыроколом и ленточкой-а я сделаю пока обложку для книжки. Итак, про что будет наша книжка-малышка? (По желанию-лучше про животных-мини-энциклопедия про животных, каждый ребенок рисует Одно дикое или домашнее животное)
Сборка книжки-малышки.
7. Итог:
В:Пора теперь заканчивать,
Мы рады всем гостям,
Что выбрали вы время
И заглянули к нам!
Пусть эта «Книжкина неделя»
Продлится только до апреля,
Но вы читающий народ.
Любите книжку круглый год!