Любовь Бурнашева
НОД по развитию речи «Придумала мать дочерям имена…»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи «Придумала мать дочерям имена…»
Программное содержание: уточнить знания детей о смене времен года, об их последовательности и неизбежности их природы; учить детей внимательно слушать короткое литературное произведение – рассказ К. Ушинского «Четыре желания», отвечать на вопросы педагога по содержанию текста, уточнить признаки каждого из времен года; познакомить детей с понятием «слова-родственники»; познакомить детей со звуком «у» : четкое произношение, артикуляция, выделение в начале слова.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Материалы и оборудование: мультимидийное оборудование; азбука в картинках, предметные картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «у».
Ход НОД:
Педагог предлагает детям послушать стихотворение и догадаться, о чем состоится их беседа.
(Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов на экране)
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна — зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса,
И Лето пришло — все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
(А. Кузнецова)
Педагог. О чем мы с вами будем беседовать?
Дети. О временах года.
Педагог. Какие времена года вы знаете? Какова их последовательность? (ответы детей).
Все времена года вместе, в определенной последовательности составляют круглый год. Послушайте об этом стихотворение С. Михалкова «Круглый год»
Зима приходит ненароком,
По всем статьям беря свое.
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, - нет ее!
И вдруг, однажды, спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь "скатерть-самобранку"
- Везде, вокруг, белым-бело.
Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.
Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе березы.
Пришла Весна. Зиме конец!
А за Весной приходит Лето,
За Летом Осень в свой черед,
И вновь Зима. И снова где-то
Весна торопится в поход.
Педагог. Каждое время приходит на смену другому – часы природные верны. И каждое время года имеет свои приметы и прекрасны по-своему. Давайте послушаем рассказ К. Ушинского «Четыре желания» :
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весё лый и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
- Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Вопросы педагога по содержанию рассказа:
- О каких временах годв идет речь в этом рассказе?
- Назовите приметы каждого из времен года: зимы, весны, лета, осени.
- Какой вывод можно сделать из рассказа? (Каждое время года прекрасно по-своему)
Далее педагог знакомит с понятием «слова-родственники».
Педагог. Кто такие родственники? Это близкие люди. Это люди, которые похожи друг на друга (папа, мам, бабушка, дедушка, сестра, брат). Так и слова могут похожи друг на друга – они все выросли из одного слова – корня.
Словесная игра «Подбери слова-родственники»
Снег — снежок, снежинка, снеговик, снежный.
Лёд — ледяной, ледник, наледь.
Лес — лесок, лесочек, лесной, лесная, лесник, леший.
Трава — травка, травинка, травушка.
Поле — полюшко, полевой, полевая.
Лист — листок, листочек, лиственный.
Далее педагог предлагает детям познакомиться со звуком «у», научиться правильно его произносить.
Педагог. Сложите губы в трубочку и произносите этот звук «у» : У-у-у. Воздух идет свободно, ему ничего не мешает, его можно тянуть долго-долго, а значит можно петь. Этот звук гласный.
Стихотворение о гласном звуке
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвет, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Далее педагог называет слова, дети угадывают, где слышится звук «у» - в начале, в конце, в середине слова:
Улей, улитка, ум, утюг.
Словесная игра «Доскажи словечко»
(Слово-отгадка должно начинаться со звука «у»)
Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждет:
«Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?
Я не хвастаясь скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками и складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие,
Значит я надежный друг –
Электрический….утюг.
Вот пришла и осень,
И придут метели,
И с прощальным криком
Птицы…улетели.
Я осла узнаю сам
По его большим …ушам.