Анжелика Мормуленко
НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи в старшей группе : «Путешествие в страну Правильной речи (Учимся красиво говорить) Цели и задачи:1. Софрмировать умения обобщать, классифицировать делать выводы. 2. Расширять и закреплять словарный запас с помощью словесно-речевых игр. 3. Формировать умение в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов к словам. 4. Сформировать представление о фантазии и логики, развивать целостное восприятие народных сказок, частушек, потешек, образное представление, эмоциональную нравственную сферу детей. 5. Воспитывать доброжелательное дружелюбное отношение друг к другу, инициативность, креативность, коммуникабельность. Словарная работа: фантазия, фантазировать, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее подбирать синонимы. Наглядное пособие и оборудование: карточки солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки»,«Чудо мешок». Ход занятия:1. Организационный момент. Педагог: Сегодня на занятии предлагаю мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой правильной и прекрасной речи. Попадая в эту сказочный необычный город люди немного меняются. Хотите узнать, как, почему? Тогда в добрый путь. Так как город сказочный необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным не кому не известный образом: с помощью фантазии и размышления. А что такое фантазия и выдумка? (фантазия- это наши мечты, вымосл когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле. Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила поведения : загадка1. Каждый ночь и день всегда, везде,На занятиях в игре,Громко, четко, кричимговорим,Никуда мы не спешим. 2. Если хочешь ответить, не шуми,Только руку подними. Итак, отправляемся в город Красивой прекрасной речи. (Включается интересная сказочная музыка)Закройте пожалуйста и прислушайтесь глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака и тучи. Сверху видим мы дома, сады,заводы леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя, цветов. 2. Основная часть. Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику. На двери висит и замок. Кто его открыть и мог?Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга и основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую и от себя, попеременно меняя их. 0Потянули (тянете и ручки в разные стороны, и выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)И открыли! (резко отпуская руки, разводите и их широко в стороны.)- Замок, мы открыли, молодцы!-Ой, ребята, а здесь письмо! Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать нам наш город!Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да. Тогда, отгадайте загадку: и отгадайте ееСреди поля голубого яркий блеск огня большогоНе спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце почему-то оно грустное? У него нет лучиков. -Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!Чтобы расколдовать и стали они обыкновенные лучики нужно выполнить задания. Педагог зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку. вопрос. Волшебный огонек, помоги,Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных)«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково. Примерные слова. Обезьяна, и бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка вопросНам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода)«Назови одним словом» груша, яблоко, персик, слива (фрукты) тюльпан, ирис, астра, роза (цветы) помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)-клубника,а малина, вишня, крыжовник (ягоды)укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)Игра «Хлопушки»(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог.)Гру – ша, сли – ва, А-пель-син ли – мон, пер – сик, аб – ри – кос,а – пель – син, пер-сик. ман – да – рин, яб – ло – ко. «Слова – родственники»Где растут фрукты? (В саду) у бабушке Кто ухаживает за садом? (садовод)Как называются растения, которые растут в саду? (садовые)Назови, какие слова – родственники мы с тобой произнесли. вопрос. Волшебный огонек, помоги,Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, а свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом)Что лишнее?» самолет, вертолет, истребитель, дерево апельсин, катер, теплоход, корабль. лодка машина, мотоцикл, кузнечик, велосипед, самокат, мопед, и квадроцикл, стол. Вот Физминутка «На лугу растут цветы»На лугу растут цветы и Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. Ветер дунет иногда,Только это не беда. Вот так. А Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. А потом опять встаютИ по- прежнему цветут. Где Волшебный огонек, помоги, Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на речку)
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе „Путешествие в страну Правильной речи“» размещена в разделах
Ребята,скажите что делает река?Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т. д. -Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. (Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру «спасибо» (Звучит аудиозапись «Звуки реки») ,Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке. Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?Дети. В реке могут жить рыбы.
вопросАх, дети, дети, у жителей города случилась беда –рыбок в речке заколдовали. Без вашей помощи им не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.
Воспитатель открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке. море
-А какие рыбы у нас остались? Дети. Дельфин, скат, рыба – молот. Рыба Почему они не могут жить в реке?
Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.
Молодцы, ребята! Вы очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стиха, дети договаривают последние слова).
Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка,
Если это рыба – у неё … (улыба, если это рыбина – у неё… (улыбина,
Если это рыбище – у неё… (улыбище) ого
Вопрос Волшебный огонек, помоги, дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода)
В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
- Матрешка из дерева…Сумка из кожи…Если ручка сделана из пластмассы, то…мальчик с широкими плечами-…Дом из кирпича…Блюдце из фарфора
вопросВолшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи. (В. светит на плакат и карточки с изображением деревьев) В:- На что упал этот лучик? Д:- На дерево
В: А на дереве, посмотрите что есть? Листочки есть? Д:- Нет, листьев нет. В:- Ребята, подарим и нашему дереву зелёные листья? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»
Дидактическая игра «Скажите наоборот» и День – ночь Сахар – соль Чистота – грязь Зима – лето
Потолок – пол узкая – широкая /река/ длинное – короткое /слово/ сильный – слабый /спортсмен/ веселая – грустная /мама/ высокий – низкий /человек/ Смеется – плачет /кот/Лежит – сидит /паук/Закрыть – открыть /двери/Взлетает – садится /муха/Надевает – снимает /куртку/(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)
-дети,а из чего состоят слова? Из звуков. А еще?
-На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.
-Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно и, поются, тянутся.
-Давайте громко назовём их. А,О,У,И,Ы,Э-А какие препятствия почему встречает воздух во рту, когда мы произносим и согласные звуки?Назовите их Б В Г Д Ж З и т. д.
-А сейчас приготовьте ваши и наши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Подумайте хорошо рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, но парад, радость.
Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.
Ваза, мимоза, берёза а, гроза, зубной, музыка.
Итог1Ребята, мы вот и засияло и солнышко в этой замечательном городе. Какое оно? .
- Закройте глаза и представьте если как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики и бежали и побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все?