Нина Ощепкова
НОД по развитию речи и звуковой культуре речи «Приходи к нам в гости Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи и звуковой культуре речи
в подготовительной группе
«Приходи к нам в гости Зимушка - зима»
Цели: учить детей отвечать на вопросы; развивать навык словообразования; упражнять в дифференциации звуков : «З»; «С»; учить определять место звука в слове; систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях; активизировать словарь по данной теме; воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе
Словарь: Снежная, морозная, холодная, дует, легкая, узорная, ледяной.
Публикация «НОД по развитию речи и звуковой культуре речи „Приходи к нам в гости Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: Сундучок с деталями домика, елочка, снежинка, мячик, тарелочки с мукой
Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение стихов и пословиц, экскурсия в зимний парк, наблюдение за погодой на прогулках.
Ход занятия
I Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:
На траве – травинке, бусинки – росинки,
Солнцем озаренные, красные, зеленые
Желтые и синие – до чего ж красивые!
-Скажите, какие звуки вы чаще всего слышали?
Дети: Звуки «З» и «С».
Воспитатель: Правильно, в этом стихотворении много слов со звуками «З» и «С».
-Назовите их. - (Дети перечисляют слова со звуками «С» и «З»).
Воспитатель: Давайте все вместе еще раз прочтем это стихотворение. Чтение стихотворения совместно с детьми)
-А теперь отгадайте загадку:
День убывает, лист опадает,
Дождь поливает, птицы улетают.
Когда это бывает? (осенью).
Воспитатель: Осень, уходя, оставила нам свой подарок – сундучок, но сундучок откроется только тогда, когда мы все вместе произнесё м волшебное заклинание:
- Чик, чак, чук, чок – открывайся сундучок
(Дети поизносят слова и садятся на места. Воспитатель заглядывает в сундучок.)
- Ребята сколько вопросов и загадок в этом сундучке, мы с вами должны на них ответить.
Воспитатель: Осень Зиме уступает место и хочет знать, знаете ли вы ее приметы.
II Закрепить признаки зимы
- Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.
-Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)
- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)
- Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю.)
- Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)
Воспитатель: Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится. (Воспитатель заглядывает в сундучок)
- Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб.
- А здесь еще что-то лежит.
- Это домик и он рассыпался. Зимушка хочет, чтобы мы его собрали, но для этого нужно выполнить все задания, а сундучок отдаст нам детали домика, а вы его сложите.
III Игра «Закончи фразу»
(Достается конверт с заданием)
Воспитатель: Ребята помогите закончить фразу
Скрипит….(снег);морозный (день) ; замерзла (река); снежная (зима) ; ударили (морозы) ; ледяной (ветер)
Хрустит (снег); скользкая (дорога) ; дует (ветер); холодное. (утро); метет (метель).
Воспитатель: А вот и первая деталь домика (дети прикрепляют сруб дома на ковролине.)
IV Игра «Определи место звука в слове»
Воспитатель: Осенний ветер-шалунишка перепутал нам картинки. Давайте расставим картинки на свои места и отправим их на поезде навстречу зиме. (Дети выполняют задание на магнитной доске).
V Игра «Доскажи словечко» (Из сундучка достается свиток)
- Посмотрите, а вот и еще одно задание. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.
Тихо, тихо как во сне падает на землю…снег
С неба все скользят пушинки серебристые…снежинки
На поселки, на лужок все снижается…снежок
Вот веселье для ребят все сильнее…снегопад
Все бегут в перегонки все хотят играть в …снежки
Словно в белый пуховик нарядился…снеговик
Рядом снежная фигурка это девочка…снегурка
На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…снегири
Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…снег
- Какие слова вы добавляли? (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири)
- Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот и новая деталь для домика (дети крепят ее на мольберте)
VI Физминутка
Выпал беленький снежок, соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши
Ловим снег - холопок в ладоши.
Руки в стороны по швам.
Хватит снега нам и вам.
VII. Чтение стихотворения Н. Елкиной «Звездочка-малютка»
- Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопросы.
Легкая, узорная звездочка - малютка
Ты лети мне на руку
Посиди минутку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.
Вопросы к детям:
-Что же это за звездочка?- (это снежинка)
- Почему вы так думаете? -(снежинка похожа на звездочку)
- Как автор описывает снежинку?- (легкая, узорная)
- Что вы почувствовали, когда она растаяла?- (стало грустно)
- А можете вы показать как вам грустно?- (дети мимикой изображают грусть, печаль)
Воспитатель: Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна. Улыбнитесь ей, она засверкает на солнышке новой звездочкой.
А сундучок приготовил нам еще одну деталь домика (ребенок прикрепляет ее к мольберту)
VIII. Игра «Скажи правильно» (На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)
Воспитатель: Посмотрите это снежинка,она такая легкая и воздушная,что летает где захочет. Ребята, вы должны посмотреть на снежинку и закончить предложение.
(воспитатель перемещает снежинку относительно елочки)
Снежинка упала…под елку.
Снежинка лежит…на ветке.
Снежинка опустилась…за елкой.
Снежинка лежит…около елки.
-Молодцы, ребята справились и с этим заданием. Сундучок отдал нам крышу.
(Ребенок крепит ее к домику)
IX. Образование слов с уменьшительным суффиксом.
Воспитатель: Снежинка так долго летала, что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.
(Дети изображают, как они замерзли)
-А теперь, давайте погреемся. Мы будем кидать друг другу мяч и называть слова ласково. (Дети ловят мяч, дают ответ воспитателю)
Снег….снежок, ветер…. ветерок, звезда…. звездочка, солнце…. солнышко,
облако….облачко, снежинка…снежиночка,зима….зимушка, елка…елочка.
Воспитатель: Как хорошо мы погрелись и слова новые придумали.
-Ребята, а чего- то нет у нашего домика? (Трубы)
(Дети заглядывают в сундучок, достают недостающую деталь дома и достраивают дом до конца)
X. Образование прилагательных от существительных
-Дом вы сложили из снежных деталей.
-Какой это дом? (Снежный)
-А если мы будем строить его изо льда. Какой будет дом? (Ледяной)
-Ребята, а кто в таком домике может жить? (Дед Мороз, Снегурочка, снеговик, пингвин)
-А нам этот дом подойдет? (Нет.)
-Почему мы не можем жить в таком доме? (В нем холодно)
-Кого же нам пригласить жить в этом домике? (Деда Мороза и Снегурочку)
-Но они не найдут к нему дорогу, надо им помочь.
XI. Рисование снежинки пальчиком
Воспитатель: Дорогу мы с вами сделаем сами. Нарисуем пальчиком снежинку на дне тарелочки.
(Дети рисуют пальчиком снежинку по муке. Тарелочки выкладываются дорожкой к мольберту,дети рассматривают рисунки.)
Воспитатель: Красивые получились снежинки. Все такие разные, непохожие друг на друга. И дорожка получилась красивая и длинная.
XII. Итог
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными на занятии. А Дед Мороз и Снегурочка обязательно придут к нам по снежной дорожке.