Татьяна Красильникова
Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные»
Цель занятия: закрепить представления детей о диких животных, месте их обитания; учить сравнивать; развивать мышление; учить передавать характерные черты животного.
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить в речи названия диких животных и знания об их месте обитания;
- учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарный запас;
- совершенствовать грамматический строй речи (произношение слов в уменьшительно – ласкательной форме, упражнять в словообразовании
2. Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
- развивать у детей связную речь, умение рассуждать, воображение, мышление, логику.
3. Воспитательные:
- формировать бережное отношение к дикой природе.
Тип занятия: тематическое, комплексное.
Форма занятия: фронтальная, тематическое
Продолжительность: 20 минут
Участники: воспитанники средней группы
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Оборудование и материалы: картинки с изображением животных леса, их детёнышей, пищи, которую употребляют животные, аудиозапись с голосами домашних животных, методическое пособие «Дикие животные», мольберт.
Предварительная подготовка: рассматривание картинок с изображением животных; чтение художественной литературы (сказок с описанием животных, беседа о повадках и характерных чертах животных).
Методы и приемы работы с детьми: наглядный, словесный, игровой;
приё мы: рассказ о животных, вопросы к детям, дидактические игры и упражнения.
Структура занятия:
Этап занятия
Содержание
Время
1. Организационный
Создание благоприятной атмосферы, мотивация детей
2 мин.
2. Основной
1. Знакомство с животными леса
2. Игры
Найди детёнышам их мам
Один – много
Кого не стало?
3. Ознакомление с особенностями цвета животных в разное время года
4. Физкультминутка
5. Описание животных по вопросам.
6. Сравнение
7. Задание настольная игра «Чей домик»
17 мин
3. Заключительный
1 мин.
Ход занятия.
Организационный момент.
(Раздаются звуки, которые изображают домашние животные) дети называют, какое животное издаёт тот или иной звук, и определяют, что все эти животные относятся к домашним.
Воспитатель: Животные, которые живут с человеком называются, домашние, а все ли животные живут с человеком?
Дети: Нет, некоторые животные живут в лесу.
Как же называются животные, которые живут в лесу? (ответы детей). Сегодня мы с вами должны узнать, почему эти животные называются дикими, познакомиться с их особенностями.
Основной этап (Работа по теме занятия)
2.1 Знакомство с животными леса.
Воспитатель. Какое время года сейчас? Какой месяц? На улице холодно или тепло? Какую одежду надевают люди в холодную погоду? Людям зимой тепло, потому что они одеты в теплую одежду. А зверям тепло зимой? Что их согревает? Каких животных вы знаете? (ответы детей) мы познакомимся с животными леса. Как называются эти животные? (показывает игрушки или картинки с изображением лисы, волка, рыси, оленя, ежа, медведя, белки.) это дикие животные. Почему они так называются? Они сами добывают себе корм, строят жилища, заботятся о детенышах.
2.2 Игры.
«Найди детёнышам их мам»
У воспитателя в руках находятся картинки с изображением детёнышей диких животных, а у детей на столах лежат картинки с изображениями взрослых зверей. Воспитатель поднимает вверх картинку с изображением детёныша, дети должны назвать его и выбрать ему маму из картинок расположенных на их столе при этом произносить:
Лисёнок – лиса
Волчонок – волчица
Зайчонок – зайчиха
Медвежонок – медведица
«Один - много»
Воспитатель кидает каждому ребенку мяч и говорит название животного в единственном числе, а дети, поймав мяч, произносят название животного во множественном числе.
Лиса – лисы,
заяц – зайцы,
волк – волки,
белка – белки,
бельчонок – бельчата,
ежонок – ежата и т. д.
«Кого не стало?»
Воспитатель располагает на мольберте картинки с изображением нескольких детёнышей. Дети называют их, затем закрывают глаза, воспитатель убирает одну картинку, дети открывают глаза и называют, кого нет:
нет зайчонка,
нет зайчат,
нет бельчонка,
нет бельчат и т. д.
2.3 Ознакомление с особенностями цвета животных в разное время года.
Воспитатель: Звери могут иметь постоянную окраску или менять ее в разные времена года. А вы знаете зверей, меняющих окраску?
Как выглядит заяц и белка зимой? Как – летом? Для чего они меняют свои шубы? Правильно, смена окраски шубы позволяет быть не заметными для хищного зверя.
Воспитатель: давайте с вами назовём цвета животных.
Дети: серый волк, коричневый медведь, рыжая лиса, серый заяц, рыжая белка.
Воспитатель берёт трафарет с силуэтами зайца, лисы и белки и листы цветной бумаги (серого и белого цветов) прикладывает трафарет зайца к белому листу, а трафарет лисы и белки - к серому, демонстрируя, как меняется «шубка» этих животных.
Физкультминутка
«Дикие животные»
Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом) За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая) За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись) За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе) За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе) За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью) За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней) Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках) Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
2.4 Описание животных по вопросам.
Заяц всего боится. Он какой? (трусливый.) каким еще его можно назвать (Быстрый, косой, осторожный.) что делает заяц? (Пугается, прыгает, бежит, прячется.)
Лиса всех обманывает. Она какая? (Хитрая.)Что делает лиса? (Крадется, хитрит.)
У ежа иголки, он какой? (Колючий) Что делает еж? (Фыркает, переносит фрукты, грибы на колючках.)
Белка какая? (быстрая, проворная, прыгучая.) что делает белка? (прыгает, запасает орехи, шишки, грибы.)
Медведь какой? (косолапый, неуклюжий, сильный, сластена.) Что делает медведь? (переваливается, ревет, спит, косолапит.)
Сравнение.
Некоторых людей сравнивают с животными.
Если человек хитрый, то говорят: «Хитрый как лиса».
- Злой как. (волк).
- Косолапый как. (медведь).
- Трусливый как. (заяц).
2.6 Задание.
Настольная игра «Чей домик?».
Воспитатель раздает пазлы с картинками животного и домика, и предлагает детям найти дом для каждого животного.
3. Рефлексия.
-Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?
Список литературы:
Веракса Н. Е. ,Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы». М. ,2015.
Знакомство с животными леса.
Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия».М. ,2010.
Тихомирова Е. М. «Мир вокруг нас». М. ,2005.