Папки-передвижки

«Я восьмиклассник — звучит гордо». Памятка для родителей и педагогов

Малышева Алена
«Я восьмиклассник — звучит гордо». Памятка для родителей и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Краткая психолого-педагогическая характеристика восьмиклассника

Актуальность

Важной особенностью обучающихся восьмого класса является пограничный период взросления. В восьмом классе обучаются дети 13-15 лет, при поступлении в школу которым было от 6 до 8 лет. Это отражается в классификациях возрастного развития ведущих специалистов педагогики и психологии.

Например, в периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина: средний школьный возраст 10(11) - 14(15) лет, пока подросток, и старший школьник 14(15) -16(17) лет – это шаг в раннюю юность.

В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма, что проявляется и в некоторых психологических особенностях учащихся. У подростка наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. И одновременно формируется сознательный поиск среды, которая соответствует природным особенностям личности. Этот процесс называют «поиском ниши».

Таким образом, эффективность развития личности возможно путем создания интенсивно стимулирующей среды. Лучший способ организовать подростка — это создание условий для активной познавательной деятельности.

Одним из главных направляющих факторов является знание особенностей развития личности подростка в данном возрасте, с учетом индивидуальных предпочтений.

Психолого-педагогическая особенности

Новообразование

Центральным новообразованием младшего подросткового возраста считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Чувство взрослости проявляется в:

- стремлении к самостоятельности от родителей - это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы;

- подражании взрослым манерами и одеждой, развлечениями и романтикой (свидания, записки, поездки за город, и т. п.).

Познавательные процессы

В данном возрасте продолжается интеллектуализация познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

Основная особенность мыслительной деятельности подростка — это изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Преобладание конкретно-образного мышления проявляется в том, что воздействие впечатлений часто оказывается сильнее воздействия слов, поэтому рефлексивное мышление тесно связано с развитием воображения, что дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п.

Существует и вторая линия развития воображения: потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Игра воображения не только доставляет удовольствие, но и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

В процессе обучения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию.

Память и внимание претерпевают существенные изменения. Развивается умение организовывать и контролировать своё внимание, процессы памяти, управлять ими. В подростковом возрасте заметно возрастает способность запоминать словесный и абстрактный материал.

Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, переживаний. Бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости.

Ведущий вид деятельности

Ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Оно пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на учебные занятия, и на отношения с родителями. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.

Социальная ситуация развития

Дети все меньше общаются со взрослыми, и все больше общаются со сверстниками. Круг общения подростка со сверстниками не ограничивается близкими друзьями, напротив он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

Мотивация

Главная мотивационная линия связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Типичной целью восьмиклассника является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности, таких, как уверенность в себе и др., через применение специальных средств и упражнений, физическое развитие.

Цель подросткового возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении.

Общение

Общение со сверстниками носит информационный характер. Подросток обращает внимание на «Что? Где? Когда?», а не «Почему?» и «Зачем?». Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей.

Общение со взрослыми. Подросток ждет от взрослых сотрудничества. Он ждет общение, включенное в деятельность, где бы он чувствовал себя на равных со взрослыми. Он не терпит приказов и указаний. Принимает советы только от референтных, то есть значимых для него взрослых.

Таким образом, основными группами наиболее ярких интересов подростков являются: интерес подростка к собственной личности, установка подростка на обширные, большие проекты, тяга к сопротивлению и стремление к неизвестному.

Наиболее эффективная стратегия родителей и педагогов - в сотрудничестве и взаимодействии, в умении переключать внимание подростков, направлять их на интересную и занимательную для них деятельность.

Успех взросления ребенка в поддержке и доверительных отношениях с окружающим его миром.

Публикации по теме:

Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста» Поощрять детей нужно : 1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном.

Памятка для педагогов Развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно – образовательных воздействий взрослых на ребенка.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Я восьмиклассник — звучит гордо». Памятка для родителей и педагогов
Опубликовано: 26 февраля 2025 в 08:56
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Я восьмиклассник — звучит гордо». Памятка для родителей и педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Малышева Алена (УИ 3531524) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 февраля 2025 четверг
28 февраля 2025 пятница
В руки ложки мы возьмём, веселить гостей начнём!
28 февраля 1982 года в Москве впервые стартовала «Лыжня России»
Рисуем нетрадиционными способами!

29 февраля в этом году нет - День Кащея отменен!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД