Малышева Алена
«Я восьмиклассник — звучит гордо». Памятка для родителей и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая психолого-педагогическая характеристика восьмиклассника
Актуальность
Важной особенностью обучающихся восьмого класса является пограничный период взросления. В восьмом классе обучаются дети 13-15 лет, при поступлении в школу которым было от 6 до 8 лет. Это отражается в классификациях возрастного развития ведущих специалистов педагогики и психологии.
Например, в периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина: средний школьный возраст 10(11) - 14(15) лет, пока подросток, и старший школьник 14(15) -16(17) лет – это шаг в раннюю юность.
В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма, что проявляется и в некоторых психологических особенностях учащихся. У подростка наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. И одновременно формируется сознательный поиск среды, которая соответствует природным особенностям личности. Этот процесс называют «поиском ниши».
Таким образом, эффективность развития личности возможно путем создания интенсивно стимулирующей среды. Лучший способ организовать подростка — это создание условий для активной познавательной деятельности.
Одним из главных направляющих факторов является знание особенностей развития личности подростка в данном возрасте, с учетом индивидуальных предпочтений.
Психолого-педагогическая особенности
Новообразование
Центральным новообразованием младшего подросткового возраста считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
Чувство взрослости проявляется в:
- стремлении к самостоятельности от родителей - это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы;
- подражании взрослым манерами и одеждой, развлечениями и романтикой (свидания, записки, поездки за город, и т. п.).
Познавательные процессы
В данном возрасте продолжается интеллектуализация познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
Основная особенность мыслительной деятельности подростка — это изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Преобладание конкретно-образного мышления проявляется в том, что воздействие впечатлений часто оказывается сильнее воздействия слов, поэтому рефлексивное мышление тесно связано с развитием воображения, что дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п.
Существует и вторая линия развития воображения: потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Игра воображения не только доставляет удовольствие, но и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.
В процессе обучения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию.
Память и внимание претерпевают существенные изменения. Развивается умение организовывать и контролировать своё внимание, процессы памяти, управлять ими. В подростковом возрасте заметно возрастает способность запоминать словесный и абстрактный материал.
Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, переживаний. Бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости.
Ведущий вид деятельности
Ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Оно пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на учебные занятия, и на отношения с родителями. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.
Социальная ситуация развития
Дети все меньше общаются со взрослыми, и все больше общаются со сверстниками. Круг общения подростка со сверстниками не ограничивается близкими друзьями, напротив он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.
Мотивация
Главная мотивационная линия связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Типичной целью восьмиклассника является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности, таких, как уверенность в себе и др., через применение специальных средств и упражнений, физическое развитие.
Цель подросткового возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении.
Общение
Общение со сверстниками носит информационный характер. Подросток обращает внимание на «Что? Где? Когда?», а не «Почему?» и «Зачем?». Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей.
Общение со взрослыми. Подросток ждет от взрослых сотрудничества. Он ждет общение, включенное в деятельность, где бы он чувствовал себя на равных со взрослыми. Он не терпит приказов и указаний. Принимает советы только от референтных, то есть значимых для него взрослых.
Таким образом, основными группами наиболее ярких интересов подростков являются: интерес подростка к собственной личности, установка подростка на обширные, большие проекты, тяга к сопротивлению и стремление к неизвестному.
Наиболее эффективная стратегия родителей и педагогов - в сотрудничестве и взаимодействии, в умении переключать внимание подростков, направлять их на интересную и занимательную для них деятельность.