Тыллар Анна
Картотека игр по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?.
Стихи М. Матусовского
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В работе по нравственно-патриотическому воспитанию мы используем беседы, рассказы, наглядные методы, а также дидактические игры.
Дидактические игры позволяют шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний, так как одна из особенностей дидактических игр выражается в эмоционально-познавательном содержание самой игры. Образовательными структурными элементами дидактической игры являются воспитательная и развивающая задачи, а также правила с игровыми действиями.
Проведение самой дидактической игры включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры и с дидактическим материалом, объяснение правил и хода игры, показ игровых действий, определение роли взрослого в игре, подведение итогов игры (анализ игры). Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
В качестве помощи может послужить составленная нами картотека с дидактическими играми по нравственно патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог и даже родители как в процессе организованной деятельности, так же на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.
Дидактическая игра: «Дом, в котором я живу»
Цель: Формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.
Материал: Стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома.
Ход игры:
Рассмотреть рисунок дома
• Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя)
• Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей:
-Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку?
-Ау тебя есть брат или сестра? Как их зовут?
-По какому адресу находится твой дом?
Нет ничего прекраснее на свете,
Чем этот дом, в котором я живу.
И нет нигде камней, дороже этих, –
Которые я домом назову.
«Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
Дидактическая игра «Наш детский сад».
Цель:
закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада.
Какие обязанности выполняют. Где находятся группа, столовая, и т. д.
Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет. сада. Планы дет. сада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.
Наш чудесный детский сад –
Это радость для ребят!
Ленты, мячики, машинки,
Разноцветные картинки,
Смех весёлой детворы,
Город сказочной игры!
Дидактическая игра «Малая Родина».
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях своего города.
Материал: иллюстраций, фотографий города
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы.
Дети отвечают.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Т. Бокова
Дидактическая игра «Флаг моего города»
Цель: способствовать закреплению знания флага своего города, закрепить основные цвета флага, что они обозначают?
Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей
Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг, убирает и предлагает составить его из частей картинки.
Дидактическая игра «Герб моей страны»
Цель: способствовать закреплению знания герба своего города, закрепить
знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает
Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей
Ход игры: Воспитатель показывает детям герб, и предлагает детям составить одно целое из частей его картинки.
Якутия! Гордимся мы тобою,
Здесь все народы, как одна семья,
И все стихи, написанные мною,
Тебе лишь только посвящаю я.
Дидактическая игра «Герб города»
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте. Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. - Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
• Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. - Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
• Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.