Елена Аслизлова
«Путешествие по странам эмоций». Сценарий квест-игры для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие по странам эмоций»
Автор: педагог-психолог Аслизлова Елена Владимировна
Одной из инновационной форм для работы педагога с детьми является квест-игра. Данная технология достаточно актуальна в контексте требований ФГОС ДО, она способствует формированию активного и деятельного подхода ребенка в ходе решения поисковых задач.
Квест-игры позволяют проявлять логическое мышление, смекалистость, демонстрировать творческие способности, а также формировать умение у детей работать в команде и, конечно же, получить положительные эмоции от увлекательной игры.
Цель: создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Задачи:
закрепить знания детей об основных эмоциях;
дать представление о способах выражения собственных эмоций;
способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами;
научить понимать эмоциональные состояния других людей;
снять эмоциональное и мышечное напряжения;
обогатить и активизировать речевой словарь детей;
сплотить детский коллектив.
Основные принципы квест-игры:
• Системность – логическая связь заданий друг с другом.
• Доступность – задания не должны быть сложными, а должны соответствовать психологическим и возрастным особенностям детей.
• Положительно эмоциональная окрашенность заданий.
• Учёт временных рамок на выполнение каждого задания, чтобы ребенок не утомился и не потерял интерес к заданию.
• Наличие конечного результата.
• Варьирование различных видов деятельности и форм работы с детьми.
Квест-игру «Страны эмоций» проводит педагог-психолог. В ходе проведения квест-игры дети перемещаются по детскому саду совместно с педагогом-психологом и сопровождающим воспитателем.
Материалы и оборудование:
компьютер, ноутбук, флешка с шумовыми звуками,
музыкальная композиция «Мы пойдём налево…»,
столы, стулья
конверты с пазлами (кабинет логопеда – пазл «Азбука»; кабинет психолога - пазл «Песочные часы»; методический кабинет – пазл «Компьтеры»; группа – пазл «Телевизор»; музыкальный зал – пазл «Фортепиано».)
картинки-эмоции,
сказка про Мышонка,
контейнер с песком.
мягкие игрушки.
зеркальце.
СОДЕРЖАНИЕ КВЕСТ-ИГРЫ
Педагог-психолог приходит к детям в группу.
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Педагог-психолог: Ребята, а с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад?
Дети: С хорошим! С добрым!
Педагог-психолог: А хотите, чтобы ваше настроение стало ещё лучше?
Дети: Да.
Педагог-психолог: Я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие по странам эмоций. Вы согласны?
Дети: Да.
Педагог-психолог: Для начала мы с вами вспомним, что же такое эмоции?
Беседа «Эмоции».
Когда в жизни происходит яркое событие, мы эмоционально реагируем на него. Каждому человеку бывает грустно, весело, стыдно. Эмоции наши яркие ощущения. Их много. Важно уметь отличать их друг от друга.
Итак, отправляемся в небольшое путешествие по странам эмоций.
А чтобы узнать, в какую страну «Эмоций» мы сначала попадём, я предлагаю вам собрать пазлы. У вас получится предмет, который находится в каком-то помещении нашего детского сада. Вам нужно вспомнить, где этот предмет расположен, и именно туда мы с вами отправимся, там находится первая страна «Эмоций».
Дети выполняют задание, собирают пазл «Азбука» (кабинет учителя –логопеда).
Педагог-психолог: Ну, что же, отправляемся в страну эмоции, а в какую именно мы сейчас узнаем.
Страна «Грусть» (кабинет учителя-логопеда)
На стене расположены пять картинок людей с эмоциями «Грусть».
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти картинки. На них изображены люди: ребёнок, его родители, бабушка и дедушка. А какое настроение у членов этой семьи?
Дети: грустное.
Педагог-психолог: Скажите, пожалуйста, а что могло произойти с персонажами на картинке? Может их кто-то обидел? (Ответы детей).
Педагог-психолог: Давайте мы с вами вспомним ситуации, когда вы, ваши родители или бабушка с дедушкой находились в таком настроении.
Каждый ребенок приводит свою жизненную ситуацию.
Педагог-психолог: Ребята, как же можно выйти из этих ситуаций, чтоб все члены семьи остались радостными?
Дети предлагают положительные разрешения ситуаций: Попросить прощения, рассмешить и т. д.
Педагог-психолог: Как называется эмоция этих людей? Дети: Грусть.
Педагог-психолог: Правильно! Это эмоция «Грусть».
Беседа «Грусть»
Это отрицательная эмоция, с которой мы сталкиваемся во время неприятных моментов в жизни, это противоположность радости. Мы испытываем грусть, когда проигрываем, когда нарушаются наши планы. Эмоция показывает, что ожидание человека не воплотились в реальность. Также грусть появляется, когда мы читаем тоскливые книги и смотрим фильмы, где с главными героями происходит что то печальное.
Грусть – легкое уныние, которое не длится слишком долго. Гаснет взгляд, уходит улыбка с лица, но позже все приходит в норму.
Педагог-психолог: Давайте мы с вами изобразим эту эмоцию.
Педагог-психолог и дети изображают эмоцию. (В руках психолог держит небольшое зеркало, каждый ребенок может посмотреть в него и увидеть свою эмоцию «Грусти»)
Педагог-психолог: Предлагаю поиграть в интересную игру «Царевна Несмеяна». Вы согласны?
Дети: Да!
Педагог-психолог рассказывает сказку о царевне Несмеяне. Кто-то из детей будет царевной (царевичем, которая (ый) все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней (нему) и стараться рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать улыбку или смех.
Педагог-психолог и дети играют в игру.
Педагог-психолог: Нам пора двигаться дальше. А куда, нам подскажет следующая картинка.
Педагог-психолог дает детям следующий конверт с пазлом «Песочные часы» (кабинет педагога-психолога, дети собирают и отправляются в следующую комнату.
Страна «Страх» (кабинет педагога-психолога)
Дети размещаются на стульчиках.
Педагог-психолог: Чтобы понять, какая эмоция живет в этой стране, я прочитаю вам небольшую сказку.
Сказка про мышонка
В одном деревенском доме жил мышонок, такой маленький, серенький зверек с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и сытно. Все, да не все. Была у мышонка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты.
Как только наступала ночь, он начинал бегать по дому и искать местечко, где посветлее. Но обитатели дома по ночам спали и свет всюду выключали. Вот и бегал мышонок без толку до самого утра.
Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды ночью сел на порог дома и спрашивает: Ты почему плачешь?
— Спать хочу, — отвечает мышонок.
— Так почему не спишь? — удивился пес.
— Не могу, у меня Боюська.
— Какая такая Боюська? — не понял пес.
— Боюська-а-а-а-а, — еще сильнее заплакал мышонок.
— А что она делает?
— Спать не дает, всю ночь мучает, глаза держит открытыми.
— Вот здорово, — позавидовал пес, — мне бы твою Боюську.
— Те-бе, — перестал плакать мышонок. — Для чего она тебе?
— Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются. А мне спать никак нельзя: я — сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську.
Мышонок задумался: может, такая Боюська нужна самому? Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську. С тех пор мышонок спокойно спит по ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом.
Педагог-психолог: Ребята, о какой эмоции шла речь в сказке?
Дети: Страх!
Педагог-психолог: Поговорим об эмоции «Страх».
Беседа: Страх принято считать злой, неприятной эмоцией. Хотя он может уберечь нас от бед. Эта эмоция рождается, когда человек понимает, что скоро должно произойти что то плохое. Будущая угроза не всегда реальна, иногда мы сами придумываем неприятности. Страх заставляет наш организм собрать все силы, чтобы бороться с препятствием, так например, громко бьется наше сердце, тело напрягается, кожа краснеет, бледнеет. Когда мозг понимает, что угроза миновала, прошла, возвращается покой и обычное состояние.
Педагог-психолог: А вы когда-нибудь испытывали страх?
Дети: Да!
Педагог-психолог: Сейчас мы с вами поиграем с «Домиком Эмоций». В нем живут человечки с разными эмоциями. Вы будете искать человечка в песке и размещать его в нужный домик. Если вам попадет человечек с эмоцией страха, вы поместите его в комнату с такой же эмоцией, если другая какая-то эмоция – в соответствующую эмоцию и т. д.
Дети выполняют задание, после этого педагог-психолог совместно с детьми проверяет содержимое домика на правильность выполнения задания.
Педагог-психолог: Собираем следующую подсказку и следуем дальше. (Дети собирают пазл «Компьютеры»).
Страна «Удивление» (методический кабинет)
Педагог-психолог останавливает детей около картинки со смайликом
«удивление».
Педагог-психолог: Ребята, подскажите, пожалуйста, какая эмоция нас ждет в этой комнате?
Дети: Удивление.
Педагог-психолог: Беседа «Удивление».
Удивление считается необычной эмоцией, оно может быть и положительным и отрицательным. Вещи, которые нас окружают, способны приятно удивить, а иногда мы испытываем удивление в сочетании с разочарованием в чем то. Например, удивить нас может храбрость человека, который спас ребенка при пожаре, а также непорядочность вора укравшего чужие вещи. Как узнать эту эмоцию - человек поднимает брови, губы и глаза округляются.
Педагог-психолог: Давайте узнаем, что нас здесь удивит?
В комнате стоят стульчики для детей, они на них размещаются.
Педагог-психолог: Ребята, мы пришли с вами в удивительную музыкальную комнату. А удивлять нас будут звуки. Вы будете прослушивать звуки и отгадывать, кто или что их издаёт.
Звуки подбираются таким образом, чтобы вариантов ответа у детей было несколько, чтобы этот звук можно было спутать с каким-то похожим на него. Педагог-психолог поочередно включает звуки, дети отгадывают их. (Звуки: будильник; режут лук на доске; кипит вода; гудок паровоза; работает микроволновка; хрустят вафли; удар колокола и т. д.)
Педагог-психолог: Вот видите, даже звуки могут нас удивлять! Покажите, пожалуйста, с помощью мимики эмоцию «удивление».
Дети показывают.
Педагог-психолог: Молодцы! А нам нужно отправляться дальше. Собираем следующий пазл.
Дети собирают пазл «Телевизор» и отправляются в следующую комнату.
Страна «Злость» (группа «Гномики»)
Дети размещаются за столами, на которых разложены картинки злых персонажей сказок и картинки-пазлы.
Педагог-психолог: Ребята, в стране какой эмоции мы с вами оказались? Дети: Злость!
Педагог-психолог: Посмотрите наши герои на картинках разозлились. А давайте мы с вами тоже изобразим эту эмоцию.
Дети и педагог изображают эмоцию «Злость».
Педагог-психолог: Какие выразительные эмоции у вас получились!
Педагог-психолог: Ребята, а сейчас мы с вами, соберем лицо злого человека. На столе разложены части лица : глаза, рот, нос,брови. Дети поочереди выполняют задание.
Педагог-психолог: Отлично справились с заданием! Отправляемся дальше. Собираем следующий пазл. Дети собирают пазл «Фортепиано».
Страна «Радость» (музыкальный зал)
На столике расположены улыбающиеся плюшевые игрушки.
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите на жителей этой страны и скажите, какая эмоция здесь поселилась?
Дети: Радость!
Педагог-психолог: А что вам приносит радость? Что вы любите с удовольствием делать?
Дети: Играть, ходить в гости, получать подарки, танцевать.
Педагог-психолог ждет, когда один из детей ответит «Танцевать».
Педагог-психолог: Всё верно, танцевать! Ведь действительно, танцы многим людям дают положительную энергию и эмоции. Хотите в этом убедиться? Тогда приглашаю вас в круг на очень увлекательное и веселое танцевальное упражнение.
Педагог-психолог совместно с детьми танцует танец с ускорением «Мы пойдем налево…»
Педагог-психолог: Ну, что? Мне удалось поднять вам настроение?
Дети: Да!
Педагог-психолог: Ребята наше путешествие по стране «Эмоций» подошло к завершению. Скажите, понравилось ли вам?
Дети: Да!
Педагог-психолог: В каких странах мы побывали?
Дети: Страна Грусть, Страх, Удивление, Злость, Радость.
Педагог-психолог: И мне очень понравилось с вами путешествовать, вы очень дружные ребята, а это вам от меня угощение, которое поднимает настроение! Спасибо вам за активное участие в квест-игре! До свидания!
Дети прощаются с педагогом-психологом.