Получи документы

НОД по развитию речи «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» в старшей группе

Юля Дойникова
НОД по развитию речи «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Учить детей различать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.

Упражнять в произнесении слов со звуками С и Ш различной трудности (в стечении с согласными, с наличием оппозиционных звуков в одном слове).

Закрепить умение пользоваться силой голоса, модуляцией голоса, плавностью речи.

Развивать внимание, память, творческое воображение, логическое мышление.

Материал: снежинки, зеркала, таблицы звуков С и Ш, мнемотаблица, таблица «Сила голоса».

Публикация «НОД по развитию речи „Дифференциация звуков [С] и [Ш]“ в старшей группе» размещена в разделах

Рукавички кукольного театра: собачка, обезьяна, лягушка, медведь, утёнок. Ель, сосна, шишки, погремушки, карточки (перфокарточки, конверты, рабочие тетради, карандаши, сугроб загадок.

Ход занятия

Организация детей

Ребята, в этот зимний денёк мы собрались поиграть, пошутить и красиво говорить.

Чтоб мы могли друг - друга понимать

Мы правила речи должны все знать.

Подскажите мне словечко:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен … (выговаривать)

Всё правильно и внятно,

Чтоб всем было … (понятно).

Мы будем разговаривать

И будем… (выговаривать)

Так правильно и внятно,

Чтоб всем было … (понятно)

Основная часть

Артикуляционные упражнения.

Разбудим язычок зарядкой!

(с зеркалом)

Улыбка - хоботок - трубочка. 5 р.

Язык на нижней губе - (1-5) 5 р.

Пошлёпать по языку 6-8 р.

Покусать язык 6-8 р.

Пощёлкать 5-6 р.

«Побелить потолок» 5-6 р.

«Качели» 5 р.

«Маятник» 6 р.

«Горка - катушка»

Уточнение артикуляционного уклада оппозиционных звуков

Мы с вами сейчас учимся различать звуки : один из них - свистит (С, другой - шипит (Ш).

Как они произносятся?

Интонационно - выразительное упражнение

Зимой всегда желанны снежинки. Вот они падают легко, красиво и опускаются на вашу ладошку. Сколько лучиков! Какой узор замысловатый! Полюбуйтесь снежинками!

(Логопед раздаёт детям снежинки)

Помните, мы учили стихотворение:

(Мнемотаблица на доске)

Мы его будем произносить по-разному, рука со снежинкой - дирижер.

(Таблица с кружочками - «Сила голоса»)

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок (тихо)

Но подул вдруг ветерок –

Закружился наш снежок (громче)

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки (громко)

(Логопед индивидуально спрашивает ребёнка)

Дыхательные упражнения:

Сдуйте снежинку.

Когда листок падает - это листопад,

Камни в горах падают - это камнепад

А когда падает снег - это. (снегопад)

Так пусть же у нас будет снежная метель!

Пальчиковые упражнения:

Садитесь, ребята. Посмотрите:

О, сколько снега намело!

Наверное, руки - то замёрзли? Согрейте их.

(X - X - X дыхательные упражнения)

Пошевелите пальчиками, согрейтесь!

а)«Пальчики здороваются»

б)«Колечки»

в)«Ладошка вверх, ладошка вниз, положили на бочок и зажали в кулачок».

(Правая, левая, обе)

г)«Крутить и вертеть» (Разным темпом рисуют рукой, глазами «динамические восьмёрки»)

Поиск соответствующего понятия

У меня для вас загадка. Отгадайте:

«Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная

Пускай как ёж колючая,

Но для ребят всех лучше я!»

(Ёлка)

Дифференциация звуков С и Ш на слух.

Недавно мы веселились на Новогоднем празднике. В гостях у ёлки были сказочные герои, зверята. Им тоже хотелось петь песни, водить хороводы.

Научите их правильно говорить:

(Индивидуально дети демонстрируют положение языка на звуки С и Ш, повторяют слово с модуляцией голоса)

Повторим вместе со мной:

Сыр, шапка, снег, шуба, сметана, сахар, крошка.

Молодцы!

Слого - ритмическое упражнение с мелодическим рисунком.

(Детям раздаются погремушки)

Споём с вами зимнюю песенку со слогом «ЛА», затем со слогом «СА» и «ША».

(Используется мелодия «В лесу родилась ёлочка»)

А теперь у нас будут «Шипульки» и «Свистульки» играть отдельно и вместе!

У нас получится целый оркестр! А я буду дирижёром и буду показывать, кто сейчас будет играть.

Дифференциация звуков С - Ш в словах :

Мы сыграем в игру «С какой ветки детки?»

В этой корзине - шишки.

Давайте разберёмся, на каком дереве они выросли:

На сосне - шишки, со звуком «С», а на ели со звуком «Ш».

Развесьте их на веточки.

(Дети разбирают шишки с картинками со звуком «С» -

на сосну, со звуком «Ш» - на ель.)

Дифференциация звуков С и Ш на карточках в словах.

Ребята, вам пришли письма от Незнайки. Помогите ему разобраться с картинками.

Подумайте, как нужно произнести слова - названия картинок? Посчитайте части слов, нарисуйте бусы.

(Дети индивидуально работают с карточками, определяя количество слогов)

Уточнение переносного значения слов.

Дети, что может расти?

А что растёт летом? (растения)

А осенью? (лужи, грибы)

А весной? (день, когда уменьшается ночь, листочки, цветы)

А зимой? (сосульки)

А у нас вырос сугроб с загадками.

Поиск соответствующего понятия с имитацией движений, пантомимой.

Первый комочек сугроба возьмёт Саша.

(Логопед читает принесённую загадку и предлагает ребёнку изобразить отгадку. Выполняют вместе с детьми.)

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)

Он вошёл - никто не видел,

Он сказал - никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

Мы проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы

В дождь лежим, в снег - бежим,

Уж такой у нас режим. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня дружка.

За верёвочку - узду через двор его веду,

С горки на нём лечу, а назад его тащу. (Санки)

Он чёрной тучей был сначала,

Он белым пухом лёг на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез. (Снег)

Меня растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку

Глаза - угольки, губы - сучки.

Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба)

Что за стол среди берёз под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

Итог.

Дифференциация звуков [с] и [ш] в речи (старшая группа)

Цель : уточнить правильную артикуляцию звуков «С» и «Ш». Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и в предложениях.

Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.

Продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

Воспитывать внимание и культуру речевого общения.

Оборудование: картинки-символы: большие гуси и гусята, насос, велосипед, светофорики, куклы, игрушки, письмо

Ход занятия :

1. - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

Сейчас у нас будет интересное занятие: мы будем учиться различать звуки. А какие я вам не скажу, а расскажу про них рассказ. Вы меня внимательно слушайте.

«Наступило лето. Петя с семьей поехал в деревню к бабушке. Во дворе Петя увидел гусей с гусятами. Гусята были такие смешные и забавные, что Пете захотелось их погладить. Но только он подошел к гусенку, как увидел бугущую на него маму-гусыню. Она грозно шипела: Ш-Ш-Ш. Петя испугался и отошел в сторону, а про себя подумал: «Ого, какая гусыня сердитая, заботиться о своих гусятах. Петя решил не трогать больше гусей и отправился к ручью Тут он увидел мальчика с велосипедом. «Что ты тут делаешь?»- спросил Петя. «Колесо спустило, хочу накачать»- ответил мальчик. Он взял насос и Петя услышал: С-С-С. Это засвистел веселый насос. Петя помог мальчику накачать шину и они вместе поехали кататься на велосипеде»

Итак, дети, какой вы слышали звук когда гуси грозно шипели на Петю? (Ш-Ш-Ш, а какой звук вы слышали, когда засвистел насос? (С-С-С)

Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.

Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?

А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?

Дети, давайте узнаем включается ли голос, когда мы произносим эти звуки. (Нет)

Игра «Большие и маленькие гуси»

Какую песенку поют гусыни (Ш-Ш-Ш). А гусята? (Ш-ш-ш)

2. -А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

«Са-ша-са-ша»- Соня моет малыша (хоровое и индивидуальное повторение)

«Ша-са-ша-са»- в лесу бегает лиса.

«Су-шу-су-шу»- Я письмо пишу.

«Шу-су-шу-су»- Было весело в лесу.

«Ас-аш-ас-аш»- Есть у Лены карандаш.

«Аш-ас-аш-ас»- В нашей группе свет погас.

3. -А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен»

Я буду называть слова. Если в слове вы услышитепесенку гусей, тодолжны будете поднять красный светофорик, если услышите песенку насоса - синий.

Молодцы, весело играли! А теперь давайте отдохнем!

Физминутка :

«Мы туристы, мы в пути.

Веселей шагайте ноги,

Легче – выдох,

Глубже – вдох.

Путь не близок, не далёк.

Впереди течё т ручей:

Перепрыгнем поскорей».

4. -Дети, к нам на занятие пришли куклы Света и Шура. Они очень любят получать подарки. Но подарки они любят необычные. Света любит игрушки, в названии которых есть звук «С», а Шура – со звуком «Ш». Итак, кто хочет порадовать наших гостей? (Дети берут игрушку, объясняют кому они хотят ее подарить и почему)

Молодцы, ребята, порадовали Свету и Шуру.

5. - Они нам тоже что-то принесли (достаю из конверта скороговорку)

Дети, Света и Шура хотят чтобы мы с вами разучили веселую скороговорку, послушайте:

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Каких звуков много в этой скороговорке?

Ребята, куклам с нами очень понравилось и очень понравилось как вы занимались. А вам понравилось занятие?Какие звуки мы учились различать? Какие игры вам понравились больше всего?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уточнение знаний о весёлых зимних играх - забавах, зимних природных явлениях, используя упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Дорога в старшую группу"

Конспект НОД в средней группе №4 «Ромашка».Развитие речи. Тема: "Дорога в старшую группу!" Цель: Выявить уровень знаний детей. Задачи: Образовательные: -фор.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема : «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема : «Развитие речи как средство творческого воображения детей».

Конспект занятия по развитию познавательных функций в группе квалифицированной коррекции задержки психического развития «Развиваемся, играя»

Занятие по развитию у дошкольников с задержкой психического развития познавательных процессов посредством развивающих игр и упражнений.

Цели:

Развивать зрительное и звуковое восприятие.

Развивать фонематический слух.

Закреплять чёткое произношение звуков "С", "Ш".

Учить чётко, разграничивать звуки "С" и "Ш" в любых ситуациях речи.

Оборудование:

Предметные картинки;

Дидактические игры "Светофор", "Кто быстрее соберёт вещи?"

Ход занятия

1. Организационный момент (перед зеркалом).

"Ну-ка, зеркальце, смотри,

Всё нам верно повтори.

Сяду я перед тобой,

Повторяй-ка всё за мной. "

2. Самомассаж.

"Кран откройся, нос, умойся,

Мойтесь сразу оба глаза,

Мойтесь, ушки,

Мойся, шейка,

Мойся, шейка хорошенько!"

Мы прижмём язык губами (па-па-па,

А потом прижмём зубами (та-та-та).

3. Артикуляционная гимнастика.

а). Улыбка ("построить забор");

б). Язык широкий ("Лопатка")

в). "Почистим зубки"

г). "Вкусное варенье"

д). "Качели".

1. Сравнение звуков С и Ш по артикуляции.

Где находиться язычок, когда мы произносим звук "С"? (Внизу)

Скажите теперь звук "Ш".

Где находится кончик языка? (Вверху).

Вывод: В образовании этих звуков участвует зубы, язычок и ветерок (воздушная струя).

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Фотоотчёт по изготовлению дидактической игры по развитию речи детьми старшей группы «Различие звуков [С] и [Ш]»Фотоотчёт по изготовлению дидактической игры по развитию речи детьми старшей группы «Различие звуков [С] и [Ш]» Фотоотчёт о проектной деятельности /различение звуков С и Ш/Проект называется «Счастливого пути» и сделан по типу путешествия по «реке времени».

Фотоотчёт занятия по развитию речи детьми старшей группы «Различение звуков [С] и [Ш]» (продолжение)Фотоотчёт занятия по развитию речи детьми старшей группы «Различение звуков [С] и [Ш]» (продолжение) Сделать игру – это одно, а вот суметь рассказать о ней, представить свою работу – совсем другое. С детьми старшей группы, в рамках работы.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию речи «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» в старшей группе
Опубликовано: 2 апреля 2022 в 07:36
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по развитию речи «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Юля Дойникова (УИ 2828094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД