Юля Дойникова
НОД по развитию речи «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить детей различать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.
Упражнять в произнесении слов со звуками С и Ш различной трудности (в стечении с согласными, с наличием оппозиционных звуков в одном слове).
Закрепить умение пользоваться силой голоса, модуляцией голоса, плавностью речи.
Развивать внимание, память, творческое воображение, логическое мышление.
Материал: снежинки, зеркала, таблицы звуков С и Ш, мнемотаблица, таблица «Сила голоса».
Публикация «НОД по развитию речи „Дифференциация звуков [С] и [Ш]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Рукавички кукольного театра: собачка, обезьяна, лягушка, медведь, утёнок. Ель, сосна, шишки, погремушки, карточки (перфокарточки, конверты, рабочие тетради, карандаши, сугроб загадок.
Ход занятия
Организация детей
Ребята, в этот зимний денёк мы собрались поиграть, пошутить и красиво говорить.
Чтоб мы могли друг - друга понимать
Мы правила речи должны все знать.
Подскажите мне словечко:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен … (выговаривать)
Всё правильно и внятно,
Чтоб всем было … (понятно).
Мы будем разговаривать
И будем… (выговаривать)
Так правильно и внятно,
Чтоб всем было … (понятно)
Основная часть
Артикуляционные упражнения.
Разбудим язычок зарядкой!
(с зеркалом)
Улыбка - хоботок - трубочка. 5 р.
Язык на нижней губе - (1-5) 5 р.
Пошлёпать по языку 6-8 р.
Покусать язык 6-8 р.
Пощёлкать 5-6 р.
«Побелить потолок» 5-6 р.
«Качели» 5 р.
«Маятник» 6 р.
«Горка - катушка»
Уточнение артикуляционного уклада оппозиционных звуков
Мы с вами сейчас учимся различать звуки : один из них - свистит (С, другой - шипит (Ш).
Как они произносятся?
Интонационно - выразительное упражнение
Зимой всегда желанны снежинки. Вот они падают легко, красиво и опускаются на вашу ладошку. Сколько лучиков! Какой узор замысловатый! Полюбуйтесь снежинками!
(Логопед раздаёт детям снежинки)
Помните, мы учили стихотворение:
(Мнемотаблица на доске)
Мы его будем произносить по-разному, рука со снежинкой - дирижер.
(Таблица с кружочками - «Сила голоса»)
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок (тихо)
Но подул вдруг ветерок –
Закружился наш снежок (громче)
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки (громко)
(Логопед индивидуально спрашивает ребёнка)
Дыхательные упражнения:
Сдуйте снежинку.
Когда листок падает - это листопад,
Камни в горах падают - это камнепад
А когда падает снег - это. (снегопад)
Так пусть же у нас будет снежная метель!
Пальчиковые упражнения:
Садитесь, ребята. Посмотрите:
О, сколько снега намело!
Наверное, руки - то замёрзли? Согрейте их.
(X - X - X дыхательные упражнения)
Пошевелите пальчиками, согрейтесь!
а)«Пальчики здороваются»
б)«Колечки»
в)«Ладошка вверх, ладошка вниз, положили на бочок и зажали в кулачок».
(Правая, левая, обе)
г)«Крутить и вертеть» (Разным темпом рисуют рукой, глазами «динамические восьмёрки»)
Поиск соответствующего понятия
У меня для вас загадка. Отгадайте:
«Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная
Пускай как ёж колючая,
Но для ребят всех лучше я!»
(Ёлка)
Дифференциация звуков С и Ш на слух.
Недавно мы веселились на Новогоднем празднике. В гостях у ёлки были сказочные герои, зверята. Им тоже хотелось петь песни, водить хороводы.
Научите их правильно говорить:
(Индивидуально дети демонстрируют положение языка на звуки С и Ш, повторяют слово с модуляцией голоса)
Повторим вместе со мной:
Сыр, шапка, снег, шуба, сметана, сахар, крошка.
Молодцы!
Слого - ритмическое упражнение с мелодическим рисунком.
(Детям раздаются погремушки)
Споём с вами зимнюю песенку со слогом «ЛА», затем со слогом «СА» и «ША».
(Используется мелодия «В лесу родилась ёлочка»)
А теперь у нас будут «Шипульки» и «Свистульки» играть отдельно и вместе!
У нас получится целый оркестр! А я буду дирижёром и буду показывать, кто сейчас будет играть.
Дифференциация звуков С - Ш в словах :
Мы сыграем в игру «С какой ветки детки?»
В этой корзине - шишки.
Давайте разберёмся, на каком дереве они выросли:
На сосне - шишки, со звуком «С», а на ели со звуком «Ш».
Развесьте их на веточки.
(Дети разбирают шишки с картинками со звуком «С» -
на сосну, со звуком «Ш» - на ель.)
Дифференциация звуков С и Ш на карточках в словах.
Ребята, вам пришли письма от Незнайки. Помогите ему разобраться с картинками.
Подумайте, как нужно произнести слова - названия картинок? Посчитайте части слов, нарисуйте бусы.
(Дети индивидуально работают с карточками, определяя количество слогов)
Уточнение переносного значения слов.
Дети, что может расти?
А что растёт летом? (растения)
А осенью? (лужи, грибы)
А весной? (день, когда уменьшается ночь, листочки, цветы)
А зимой? (сосульки)
А у нас вырос сугроб с загадками.
Поиск соответствующего понятия с имитацией движений, пантомимой.
Первый комочек сугроба возьмёт Саша.
(Логопед читает принесённую загадку и предлагает ребёнку изобразить отгадку. Выполняют вместе с детьми.)
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)
Он вошёл - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы
В дождь лежим, в снег - бежим,
Уж такой у нас режим. (Лыжи)
Ой, насыпало снежка! Вывожу коня дружка.
За верёвочку - узду через двор его веду,
С горки на нём лечу, а назад его тащу. (Санки)
Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез. (Снег)
Меня растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба)
Что за стол среди берёз под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Итог.
Дифференциация звуков [с] и [ш] в речи (старшая группа)
Цель : уточнить правильную артикуляцию звуков «С» и «Ш». Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и в предложениях.
Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
Продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
Оборудование: картинки-символы: большие гуси и гусята, насос, велосипед, светофорики, куклы, игрушки, письмо
Ход занятия :
1. - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
Сейчас у нас будет интересное занятие: мы будем учиться различать звуки. А какие я вам не скажу, а расскажу про них рассказ. Вы меня внимательно слушайте.
«Наступило лето. Петя с семьей поехал в деревню к бабушке. Во дворе Петя увидел гусей с гусятами. Гусята были такие смешные и забавные, что Пете захотелось их погладить. Но только он подошел к гусенку, как увидел бугущую на него маму-гусыню. Она грозно шипела: Ш-Ш-Ш. Петя испугался и отошел в сторону, а про себя подумал: «Ого, какая гусыня сердитая, заботиться о своих гусятах. Петя решил не трогать больше гусей и отправился к ручью Тут он увидел мальчика с велосипедом. «Что ты тут делаешь?»- спросил Петя. «Колесо спустило, хочу накачать»- ответил мальчик. Он взял насос и Петя услышал: С-С-С. Это засвистел веселый насос. Петя помог мальчику накачать шину и они вместе поехали кататься на велосипеде»
Итак, дети, какой вы слышали звук когда гуси грозно шипели на Петю? (Ш-Ш-Ш, а какой звук вы слышали, когда засвистел насос? (С-С-С)
Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.
Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?
А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?
Дети, давайте узнаем включается ли голос, когда мы произносим эти звуки. (Нет)
Игра «Большие и маленькие гуси»
Какую песенку поют гусыни (Ш-Ш-Ш). А гусята? (Ш-ш-ш)
2. -А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно.
«Са-ша-са-ша»- Соня моет малыша (хоровое и индивидуальное повторение)
«Ша-са-ша-са»- в лесу бегает лиса.
«Су-шу-су-шу»- Я письмо пишу.
«Шу-су-шу-су»- Было весело в лесу.
«Ас-аш-ас-аш»- Есть у Лены карандаш.
«Аш-ас-аш-ас»- В нашей группе свет погас.
3. -А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен»
Я буду называть слова. Если в слове вы услышитепесенку гусей, тодолжны будете поднять красный светофорик, если услышите песенку насоса - синий.
Молодцы, весело играли! А теперь давайте отдохнем!
Физминутка :
«Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче – выдох,
Глубже – вдох.
Путь не близок, не далёк.
Впереди течё т ручей:
Перепрыгнем поскорей».
4. -Дети, к нам на занятие пришли куклы Света и Шура. Они очень любят получать подарки. Но подарки они любят необычные. Света любит игрушки, в названии которых есть звук «С», а Шура – со звуком «Ш». Итак, кто хочет порадовать наших гостей? (Дети берут игрушку, объясняют кому они хотят ее подарить и почему)
Молодцы, ребята, порадовали Свету и Шуру.
5. - Они нам тоже что-то принесли (достаю из конверта скороговорку)
Дети, Света и Шура хотят чтобы мы с вами разучили веселую скороговорку, послушайте:
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Каких звуков много в этой скороговорке?
Ребята, куклам с нами очень понравилось и очень понравилось как вы занимались. А вам понравилось занятие?Какие звуки мы учились различать? Какие игры вам понравились больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уточнение знаний о весёлых зимних играх - забавах, зимних природных явлениях, используя упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Дорога в старшую группу"
Конспект НОД в средней группе №4 «Ромашка».Развитие речи. Тема: "Дорога в старшую группу!" Цель: Выявить уровень знаний детей. Задачи: Образовательные: -фор.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема : «Развитие речи как средство творческого воображения детей»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема : «Развитие речи как средство творческого воображения детей».
Конспект занятия по развитию познавательных функций в группе квалифицированной коррекции задержки психического развития «Развиваемся, играя»
Занятие по развитию у дошкольников с задержкой психического развития познавательных процессов посредством развивающих игр и упражнений.
Цели:
Развивать зрительное и звуковое восприятие.
Развивать фонематический слух.
Закреплять чёткое произношение звуков "С", "Ш".
Учить чётко, разграничивать звуки "С" и "Ш" в любых ситуациях речи.
Оборудование:
Предметные картинки;
Дидактические игры "Светофор", "Кто быстрее соберёт вещи?"
Ход занятия
1. Организационный момент (перед зеркалом).
"Ну-ка, зеркальце, смотри,
Всё нам верно повтори.
Сяду я перед тобой,
Повторяй-ка всё за мной. "
2. Самомассаж.
"Кран откройся, нос, умойся,
Мойтесь сразу оба глаза,
Мойтесь, ушки,
Мойся, шейка,
Мойся, шейка хорошенько!"
Мы прижмём язык губами (па-па-па,
А потом прижмём зубами (та-та-та).
3. Артикуляционная гимнастика.
а). Улыбка ("построить забор");
б). Язык широкий ("Лопатка")
в). "Почистим зубки"
г). "Вкусное варенье"
д). "Качели".
1. Сравнение звуков С и Ш по артикуляции.
Где находиться язычок, когда мы произносим звук "С"? (Внизу)
Скажите теперь звук "Ш".
Где находится кончик языка? (Вверху).
Вывод: В образовании этих звуков участвует зубы, язычок и ветерок (воздушная струя).