Елена Клягина
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Его Величество — Электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Кореневского района Курской области
Конспект НОД
Публикация «НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Его Величество — Электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
«Его Величество — Электричество».
Подготовила и провела воспитатель
Клягина Елена Владимировна
Коренево 2021
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с достижением человечества- электричеством; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием «статическое электричество»; закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.
Развивающие : способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.
Воспитательные: вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.
Планируемый результат: дети систематизируют и закрепляют знания об электричестве, его использовании в жизни человека.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Электричество», беседа об электроприборах, заучивание стихотворений, правил безопасности обращения с электроприборами.
Оборудование:
карточки - схемы по правилам пользования электроприборами, карточки – картинки для дидактической игры, карточки- схемы по правилам безопасности при проведении опытов, расческа пластмассовая, кусочки шерстяной ткани, пластмассовые ручки, пластмассовые тарелочки по количеству детей, овсяные хлопья, бумажные бабочки по количеству детей, проектор, шарики воздушные.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: «Доброе утро, всем, кто проснулся,
Всем, кто себе и другим улыбнулся,
Тем, кто здесь рядом, и тем, кто вдали,
Доброе утро все люди земли!
Доброго дня пожелайте друг другу,
Вирус добра передайте по кругу,
Радостью всех заразите, теплом,
Станем для ближнего светлым лучом!
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, а вы путешествовать любите, мы с вами сейчас отправимся в волшебный мир открытий.
Воспитатель: Сегодня день у нас особенный,
Я приглашаю всех друзья,
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Там побывать мечтает каждый,
И прикоснуться к волшебству,
Мы оживлять предметы будем,
И в этом я вам помогу.
Но сначала нужно собраться в дорогу.
Давайте положим в рюкзачок все самое необходимое. В первую очередь надо взять с собой дружбу, ведь без нее нам будет очень трудно в пути. Как вы думаете, что еще необходимо взять с собой?
Дети: Знание, взаимовыручку, дисциплину, улыбку, хорошее настроение.
Воспитатель: Рюкзачок уложен. Отправляемся в путь. По дороге нам встретится много препятствий, и если мы их все преодолеем, то доберемся до волшебной лаборатории, где мы с вами превратимся в лаборантов, сами будем делать опыты - оживлять предметы.
3. Коммуникативная игра «Паровозик».
4. Беседа об электричестве.
Мы с вами подошли к дому волшебника, отгадайте загадку и узнаете, кто в нём живё т:
По тропинке я бегу, без тропинки не могу,
Без меня, ребята, нет,
Не зажжётся в доме свет.
Кто же этот волшебник?
Дети: Электричество.
Воспитатель: Ребята, а в нашей группе есть электричество?
По каким предметам вы узнали?
Дети: Розетки, выключатели, лампочки.
Воспитатель: Вот мы вставляем вилку в розетку, и происходит чудо - электроприборы оживают, что же такое невидимое сидит в розетке?
Что за зверь сидит в розетке?
Из какой сбежал он клетки?
Как на свет он появился?
И в розетке поселился?
Дети: Электрический ток.
Воспитатель: Дети, а вы знаете. Откуда берётся электрический ток? Как он приходит в наши дома?
5. Презентация «Как вырабатывается электрический ток».
Воспитатель: Садитесь на стулья я вам сейчас расскажу. (Рассказ воспитателя сопровождается презентацией).
Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Ток очень высокого напряжения бежит по толстым проводам высоковольтной линии, потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого электричество по обычным проводам попадает в наши дома, школы, больницы, магазины, заводы через розетки и выключатели.
Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие - премаленькие частицы - электроны.
Этот провод - дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек.
Без электричества не сможет работать ни один прибор.
Отправляемся дальше в путь.
6. Дидактическая игра «Кто я, что я умею делать».
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем - я раздам карточки, у одних детей будут картинки с современными электрическими приборами, а у других детей картинки с предметами, которыми пользовались до появления современных электрических приборов. Каждый из вас подумает и составит предложение, для чего нужен человеку этот предмет. Если ответ правильный, то у этой карточки должна быть пара - современный предмет и предмет прошлых лет, картинки должны подойти друг другу, как пазл.
Холодильник - нужен для хранения продуктов (подвал);
Пылесос - помогает убирать квартиру (веник);
Стиральная машина - для стирки белья (корыто);
Электроплита - для приготовления пищи (печка);
Утюг - чтобы гладить мятые вещи (скалка);
Посудомойка - для мытья посуды (таз с водой);
Микроволновка - для разогрева пищи (плита).
7. Беседа о технике безопасности.
Воспитатель: Молодцы! Электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно.
Ребята, скажите, электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека?
Дети: Да.
Чем опасно?
Дети: Может поразить током.
Воспитатель: Поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами. Внимательно посмотрите на картинки, подумайте и скажите, что они обозначают?
На предыдущих занятиях мы с вами уже учили правила техники безопасности при обращении с электрическими приборами. Кто мне их расскажет
1. Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки вытирать!
Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам. Можно получить удар током,
2. Не дёргай шнур и не тяни
Затея выйдет боком,
Порвётся провод и тебя
Ударить может током.
Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
3. Знай, любые провода
Поврежденные - беда!
Ведь они опасны слишком
Замыкание, как вспышка!
Не касайтесь руками оголённых проводов! По оголённому, не защищенному обмоткой проводу, течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.
4. Гвоздик или пальчик
В розетку не вставлять,
Электричество опасно
Это каждый должен знать.
Нельзя вставлять в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические!
5. Дать друзьям такой совет
Просто каждый может:
Уходя, тушите свет
И приборы тоже.
Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра! Включенные электроприборы могут стать причиной пожара.
8. Динамическая пауза "Ток бежит по проводам".
Дети встают в круг, берутся за руки, поочерёдно поднимают руки вверх, дойдя до воспитателя, в обратном порядке опускают их вниз, говорят слова:
К дальним селам, городам,
Кто идет по проводам,
Чтоб работали приборы,
Холодильники моторы,
Кофемолки, пылесос,
Кто энергию принес?
Светлое Величество-
Это электричество.
Воспитатель: При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством и электрическими приборами.
Поехали дальше.
9. Экспериментирование.
Воспитатель: Вот вы справились со всеми заданиями, и подошли к волшебной лаборатории, сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в лаборантов.
Вокруг себя вы повернитесь,
В лаборантов превратитесь (дети надевают халаты шапочки и садятся за столы).
В нашей экспериментальной лаборатории необходимо выполнять правила безопасности, давайте вспомним их.
1. На столах ничего не трогать без разрешения.
2. Содержимое посуды не пробовать на вкус.
3. Бережно обращаться с оборудованием: поработал - убери.
4. Опыты проводить только в присутствии взрослого.
5. Соблюдать тишину, не мешать другим.
Ребята, мы с вами выяснили, что электричество опасное, но есть электричество и неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать», то с ним можно очень интересно поиграть. Сегодня в лаборатории мы с вами будем ловить неопасное электричество, я покажу вам несколько опытов с ним. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», там мы узнаем, где прячется неопасное электричество.
1 Опыт. «Статическое электричество живёт в волосах».
Воспитатель: Сейчас я приглашу Алису и Сашу к столу и попрошу Сашу причесать Алису.
Воспитатель: Что происходит с волосами?
Дети: Ничего.
Воспитатель: А теперь хорошо причеши её расческой.
Что вы видите?
Дети: Волосы торчат в разные стороны и липнут к расческе.
Воспитатель: Почему, после того, как мы причесали волосы расческой они стали прилипать к ней?
(ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ ГИПОТИЗЫ.)
Воспитатель: После того, как Саша расчесал расческой Алису, то есть потер расческой о волосы, там образовалось статическое электричество. Оно появляется в результате трения одного предмета о другой.
Воспитатель: Теперь мы с вами выяснили, из-за чего у вас, волосы торчат иногда в разные стороны. Почему?
Дети: В волосах образовалось статическое электричество.
Воспитатель: А, как оно там образовалось?
Дети: Потерли расческой о волосы.
Вывод: Статическое электричество живёт у нас в волосах.
Ещё электричество живёт и нашей одежде. Вы, наверное, слышали треск, когда снимали одежду, это статическое электричество.
2 Опыт с бабочкой.
Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые ручки,
бумажные бабочки.
Воспитатель: — Дети, возьмите ручку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как же заставить бабочек притянуться к ручке?
Предположения детей.
Воспитатель: Сейчас мы сделаем обычные ручки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им ручку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками?
Дети: Бабочки притянулись к ручкам.
Воспитатель: Как же палочка стала электрической?
Дети: Её натёрли кусочком ткани.
Вывод: Электричество живет в шерстяной ткани.
3 Опыт «Прыгающие хлопья».
Воспитатель: Сейчас, мы сделаем волшебными овсяные хлопья, заставим их попрыгать. На тарелках перед вами лежат овсяные хлопья. Возьмем воздушный шарик, натрем его кусочком шерсти, осторожно поднесем шарик к хлопьям, не касаясь их. Что же произошло?
Дети: От трения шерстяной ткани и шарика образовалось статическое электричество.
Воспитатель: На сегодня наша работа в лаборатории закончена. Нам нужно опять превратиться в детей и вернуться в детский сад. Возьмите шарики, прижмите их к себе, закройте глаза и на волшебном шаре мы вернемся в детский сад. Вокруг себя вы повернитесь и в ребятишек превратитесь. (Дети снимают халаты и шапочки).
10. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами сегодня путешествовали?
Воспитатель: Что нового мы с вами узнали об электричестве?
Дети: Электрический ток вырабатывают мощные электростанции.
Электричество может быть добрым, волшебным. С ним можно играть.
Что есть опасное электричество и неопасное.
Воспитатель: Опыты, с каким электричеством мы с вами проводили?
Дети: Со статическим электричеством.
Воспитатель:
Что вам сегодня запомнилось?
Что вам понравилось больше всего?
Что вам было трудно делать?
На столе перед вами лежит фломастеры, нарисуйте шарику лицо — грустное, если вам занятие не понравилось или весёлое, если понравилось. Вы можете забрать шарики домой - как напоминание о нашем с вами путешествии.