надежда сыч
НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «Удивительный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования
в средней группе
Воспитатель:
Сыч Н. Н.
2016г
Тема: «Удивительный песок».
Программное содержание:
Познавательное развитие.
В процессе опытно – экспериментальной и познавательно – исследовательской деятельности расширять представления детей о свойствах сухого и мокрого песка. Стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов природы, побуждать к экспериментированию. Обогащать тактильный опыт у дошкольников, развивать умение характеризовать ощущения: сухой, рассыпчатый, холодный и т. п. Развивать любознательность в процессе практического экспериментирования и предметно – игровой деятельности.
Публикация «НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе „Удивительный песок“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.
Социально – коммуникативное.
Создание комфортного психологического микроклимата в группе, бодрого и радостного настроения у детей; способствовать воспитанию самостоятельности. Формировать элементарные представления о правилах безопасной игры с песком.
Речевое развитие.
Развивать активную речь детей в процессе познавательно- экспериментальной деятельности и игре, участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. Развивать правильное речевое дыхание, темп и ритм речи.
Художественно – эстетическое развитие.
Развивать интерес к такому жанру литературы, как стихотворение. Знакомить с литературными произведениями крымских авторов о Черном море. Формировать умение перевоплощаться и выразительно двигаться, развивать творческие способности детей.
Физическое развитие.
Развивать тактильно - кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Вызвать положительные эмоции. Развивать у детей организованность, самостоятельность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Обогащение словаря: полезное ископаемое
Активизация словаря: сыпучий, рыхлый, тяжелее, сухой, влажный, мокрый, песчинка.
Предварительная работа с детьми: игры в песочнице, разучивание логоритмики «Песок», проведение дидактических игр «Волшебные мешочки», «Найди такой же» и др., опытов и экспериментов с песком и водой, чтение стихотворений о песке, совместное с родителями изготовление тематических поделок.
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Удивительный песок», слайды с изображением Черного моря, аудиозапись для проведения динамической паузы, мешочки с песком и другим природным материалом, морской песок, кинетический песок; мини – песочница, разносы для песка, палочки для рисования на песке, сортер с разнообразными предметами, мяч, чемодан, воронка, игрушка весы, замороженный песок в формочке для льда, нестандартное физкультурное оборудование – «сухой дождь», пиктограммы, «расчески» из картона, мелкие игрушки, формочки для песка, деревянные палочки для рисования, влажные салфетки, клей – карандаш, картон цветной, ракушки, камешки с рисунками.
Ход НОД:
Дети проходят в музыкальный зал и присаживаются на «камни» - мягкий физкультурный модуль.
Воспитатель: Тихо, тихо, будто в сказке,
мы на камушках сидим.
Мы закроем наши глазки и прислушаемся, т-с-с-с-с-. (Звучит аудиозапись «Шум моря»).
Вы узнаете, где мы с вами оказались? Где мы? (ответы детей) Да, мы находимся на берегу нашего Черного моря. Послушаем, как море разговаривает с нами. (Воспитатель читает стихотворение Л. Огурцовой, чтение сопровождается демонстрацией фото Черного моря)
Море Черное - большое:
Утром - серо – голубое,
Днем оно зеленое,
Пенное, соленое,
Ну, а ночью, при луне,
Золотым казалось мне.
Под утро ласковой волною
Ты гладишь бережно песок.
И в тихом шорохе прибоя
Журчит твой нежный голосок (отрывок из стих. «Разговор с морем» Л. Огурцова)
(дети замечают черную коробку)
Воспитатель: Какая таинственная черная коробочка! Интересно, что в ней? (предлагает детям по звуку отгадать, загадывает загадку о песке:
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
С. Курдюков
Песок – это полезное ископаемое, состоит из мелких частиц – песчинок. Песчинки имеют разную форму
Дидактическая игра «Волшебные мешочки»
Цель: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей; непроизвольное осуществление массажа пальчиков; развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность.
Игра «Где живет песок» (с надувным большим мячом)
Дети встают в круг, педагог в центре круга, поочередно бросает мяч детям и задаё т вопрос: «Где живет песок?». Дети должны ответить, где можно встретить песок. (В песочнице, в воде — реке, море, океане; на пляже, на стройке, на улице, в пустыне, в стекле)
Логоритмика «Песок» сопровождается демонстрацией слайдов(1 минута)
Воспитатель: Песок есть и на дне моря. Мы можем погрузиться с вами на дно морское. Море зовет нас!
(Дети «погружаются» - проходят сквозь «сухой дождь» - обруч с лентами, звучит аудиозапись «Шум моря», спокойно ходят и «плавают»
Воспитатель: Плывите, как хотите, любым удобным способом, но держимся все вместе. Ведь морское дно таинственное, загадочное и нам пока малознакомое. Какие морские жители нас встречают? (обращает внимание на ширму, на которую прикреплены изображения обитателей моря)
За ширмой находим волшебный чемодан Нептуна.
Воспитатель: Мы попали в волшебную лабораторию морского царя Нептуна. Здесь мы сможем вспомнить и познакомиться с новыми свойствами песка, поиграть с ним. А этот большой волшебный чемодан поможет нам провести интересные опыты и эксперименты.
Но сначала прошу вас вспомнить правила игры с песком
Нельзя брать песок в рот.
Нельзя бросать песок в лицо
Нельзя вдыхать песок
После игры с песком – помой руки!
Песочница, песочница!
А в ней песок, песок!
Песочница, песочница!
Идём играть дружок.
Дети с педагогом проходят к двум ящикам с сухим песком.
Игра «Чувствительные ладошки» :
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Воспитатель: Песок спит. Давайте разбудим песочек!
- дотронемся одним пальчиком, двумя пальцами;
- «будем щекотать песок» всеми пальцами;
- «гладим» - дотрагиваемся ладошкой;
- просыпаем сквозь пальцы;
- поиграем, как на клавиатуре компьютера;
- различными способами дотронуться до песка:
«идет слон» - кулачками с силой надавливают на песок;
«прыгает заяц» - кончиками пальцев ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
«ползет змейка» - расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Воспитатель: Посмотрите, какие получились интересные следы.
Дети вытирают руки влажными салфетками после окончания игры.
Вопросы детям:
Каким песком мы играли? (сухим)
Расскажите о сухом песке и его свойствах (хорошо рассыпается, состоит из мелких частиц – песчинок, он рыхлый).
Если включить фен и создать «игрушечный» ветер, что произойдет с песчинками? (они будут разлетаться)
Как насыпать песок в бутылку? (пропустить через воронку)
Сухим песком можно рисовать (педагог или гость рисует любой простой знак клеевым карандашом и посыпает его песком)
Если взвесить одинаковое количество сухого и мокрого песка, как вы думаете, какой песок окажется тяжелее? (мокрый) Почему? (демонстрация опыта). Правильно, потому – что среди сухих песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных прячется более тяжёлая вода
Что произойдет с мокрым песком, если его положить в морозильную камеру? (ответы детей) Вы правы, песок был мокрый, а вода в морозильной камере замерзает и превращается в лед (показываю замороженные кубики из песка)
Динамическая пауза «Морские жители»
-Воспитатель произносит волшебные слова: «Симсила - бум, я превращаю вас в морских обитателей…»
Далее дети переходят к игровому сортеру и играют в игру «Ищем сокровища».
Воспитатель: В песке можно найти интересные сокровища. Отправляемся на их поиски.
Игровые задания:
- «Найди такой же предмет» (яйцо из дерева)
- «Найди любой твердый, (камень, каштан, орех); мягкий предмет (губка для посуды, резиновый мяч)»
- «Найди игрушку, которой любят играть мальчики. (машинку) Из чего она сделана? (из металла, она металлическая)
- «Я загадаю загадку, а ты найди отгадку» и т. п.
- Белками любимая,
хвойная, красивая (шишка)
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы познакомимся с удивительным «живым» песком. Прошу вас подойти к разносам (на разносах – кинетический песок)
Я вижу чьи - то следы на песке. Кажется, здесь тоже проходила морская дискотека, с нами танцевали все морские обитатели; попробуйте определить где, чей след. (Дети распознают отпечаток рыбки, морского конька, краба и др.)
А сейчас я буду показывать вам карточки со знаками, а вы палочками нарисуйте такие же знаки на песке.
А теперь, расчешим наш песочек. (Дети играют, проводя по песку «расческами», сделанными из картона или пластика)
Этот песок хорошо держит форму, не рассыпается, из него можно испечь тортик и разрезать его на части и многое другое. (Дети играют с песком)
Произносят слова:
В ладошки наши посмотри -
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Дети вытирают руки влажными салфетками, возвращаемся через «сухой дождь» в детский сад.
Подведение итогов:
О каком полезном ископаемом мы сегодня узнали много интересного?
Куда с вами погружались? В кого превращались?
Что узнали нового о песке? (Песок состоит из песчинок. Песчинки имеют разную форму и т. д.)
Какой песок хорошо держит форму?
Каким песком понравилось играть больше и почему?
Мне нравится