Светлана Ермолаева
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в средней группе «Этот удивительный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в средней группе
«Этот удивительный воздух»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе.
Задачи:
Образовательные:
•дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий);
•способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
Публикация «Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в средней группе „Этот удивительный воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
•способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
•учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
•развивать у детей мыслительные операции:
•умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
Воспитательные:
•воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
•воспитывать любознательность, взаимопомощь,
•воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа.
•Активизировать в речи слов-прилагательных, обозначающих признаки и качества объекта (прозрачный, бесцветный, невидимый, незаметный)
•Совершенствовать составление и использование в речи развернутых предложений на основе предложенных опытов. (Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, надо его поймать).
•Совершенствовать диалогическую речь.
Предварительная работа:
•игровая деятельность «Чей ветерок сильнее», «Пузырь», «Воздушные шары», «Не урони облако», «Поддувалочки», «Движения на ветру», «Игра с воздухом»
•чтение экологической литературы
•беседы о воздухе
•знакомство с некоторыми свойствами воздуха в опытнической деятельности
•работа по ОБЖ
Интеграция образовательных областей.
«Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура».
Оборудование:
- Заяц, ключик;
- конверты с заданиями, доска;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, расчески, салфетки, ленточки;
- воздушные шарики (по количеству детей);
- миска (желательно стеклянная, различные предметы;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- резиновые мячи (по количеству детей, кусочки резины;
- разноцветные обручи, бубен.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь, подарите им свои улыбки.
Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом:
Зашагали ножки прямо по дорожке,
Весело гуляли, друга повстречали.
– Здравствуй, здравствуй милый друг,
Ты посмотри вокруг,
Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.
Воспитатель: Ребята проходите, присаживайтесь на свои стульчики.
Дети проходят, замечают на одном из стульчиков грустного Зайца.
Воспитатель: Ребята, давайте у знаем у Зайчика, что с ним случилось?
Заяц: Аудиозапись со словами:
Наступило лето. Стало очень тепло. Я закрыл свой домик и вместе с друзьями отправился гулять. Мы бегали, прыгали, играли. Нам было очень весело. И я незаметил как потерял ключ от дома. А Лиса его нашла. Задала мне много заданий, пока я с ними не справлюсь, обещала она мне ключ не возвращать. А мне одному с ними не справиться.
Воспитатель: Ребята, что же делать?
Дети: Давайте ему поможем.
Воспитатель: Ну, Зайчик покажи свои задания.
Берём конверты с заданиями.
Воспитатель: Ой, тут их не мало. А давай мы эти задания разместим на доску и будем их выполнять по порядку.
Размещают на доску по порядку 1, 2, 3 и. т. д.
Воспитатель: Возьмём конверт с цифрой 1, и посмотрим, что в нём.
Дети находят конверт с цифрой 1.
Воспитатель: Давайте прочитаем, что за задание приготовила Лиса. … Да она загадала зайчику загадку.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух.
Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием.
Воспитатель: Возьмём конверт с цифрой 2, и посмотрим что же в нём?
Дети находят конверт с цифрой 2.
Задание 2: А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Вот какое задание приготовила Лиса. Ребята, давайте докажем Лисе, что воздух всё-таки есть! Как нам можно узнать, что воздух находится вокруг нас?
Дети: Его можно поймать.
Воспитатель: Для этого я приглашаю вас подойти к столу с цифрой 2.
Детям предлагается расческа, лента, баночка, пакет, салфетка.
Воспитатель: Попробуйте поймать воздух. Выбирайте предметы, которыми это можно сделать лучше всего.
Дети берут расческу, ленточку, салфетку.
Воспитатель: Поймали? Не поймали. Расческой не получается. Ленточкой тоже.
Воспитатель: Давайте попробуем поймать воздух полиэтиленовым пакетом. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух. Завязываем, наш пакет полон воздуха! Удивительно!
Воспитатель: Какой стал пакет? На что похож?
Дети: Мяч, воздушный шар, подушка.
Воспитатель: Если развязать пакет и выпустить воздух, он станет как прежде, тоненьким.
Воспитатель: Значит, какой вывод можем мы сделать?
Дети: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Воспитатель: И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Молодцы, ребята, мы с заданием справились. Теперь идем обратно к следующему заданию.
Воспитатель: Возьмём следующий конверт, с цифрой 3 и посмотрим что в нём.
Дети находят конверт с цифрой 3.
Задание 3: А внутри людей есть воздух? Докажите.
Дети: Внутри людей тоже есть воздух.
Воспитатель: И мы сейчас с вами это докажем. Давайте пройдём к столику с цифрой 3.
Дети проходят к столу с цифрой 3. На столе стаканчики с кипячёной водой и трубочки для коктейля.
Воспитатель: Что у нас есть на столе? Как вы думаете, как с помощью этих предметов доказать, что в человеке есть воздух? Предположения детей.
Воспитатель: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была. Ответы детей
Воспитатель: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
Дети: Это похоже на бурю.
Воспитатель: Ребята, что же мы с вами доказали?
Дети: Мы доказали: воздух живет внутри нас.
Воспитатель: Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка, давайте
сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»
Воспитатель: Мы и с 3 заданием справились. Посмотрим, какое следующее задание задала Лиса Зайчику.
Дети находят конверт с цифрой 4.
Задание 4: Докажите, что воздух есть в каждом предмете.
Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Различные предметы опускают в воду.) Что мы видим в воде?
Дети: Из них выходят пузыри.
Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Молодцы, быстро мы с этим заданием справились. И посмотрим следующее задание.
Дети находят конверт с цифрой 5.
Задание 5: Что легче воздух или вода? Докажите.
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Пройдите к столу с цифрой 5.
На столе разложены предметы: резиновые мячи, кусок резины, таз с водой.
Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним произошло?
Дети: Он утонул.
Воспитатель: А теперь опустим в воду резиновый мяч. Что с ним происходит?
Дети: Она не тонет.
Воспитатель: Почему? Ведь мяч тяжелее кусочка резины? Что внутри мяча?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Значить какой мы сделаем вывод?
Дети: Воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Воспитатель: Мы с вами справились со всеми заданиями Лисы. Давайте немного отдохнём. Сядьте на ковер.
АУТОТРЕНИНГ
Закройте глаза. Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.
В это время приходит лиса.
Лиса: Сидят, отдыхают! Думаете, я просто так отдам Зайцу ключ. Да не бывать этому. Вы сначала со мной поиграйте, да повеселите меня.
ИГРА «ЛИСА И ЗАЙЦЫ»
Воспитатель: Вот домики у зайчат, здесь живут зайчики, только помните, в домик помещается только два зайца. Зайцы бегают, прыгают, веселятся. Когда я говорю –«Лиса проснулась». Вы должны успеть убежать в свои домики (обручи по цвету).
Лиса: Ах вы шустрые и ловкие ни одного не поймала.
Воспитатель: Да, у нас дети шустрые, ловкие и умные. Мы с твоими заданиями справились, придется Лиса вернуть тебе ключ.
Лиса: Погодите, я сначала хочу проверить, что вы узнали и запомнили о воздухе.
Дети: Дети называют свойство и находят соответствующую картинку.
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей;
Лиса: Я лиса хоть хитрая, но слово своё держу. Вот возьми Зайчик свой ключик. И ещё я в эти нарядные шарики заперла воздух и хочу подарить всем вам. Дарит детям шары.
Воспитатель: А нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом.