Мирослава Ткач
Тема НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Чудеса магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательный аспект:
1. Сформировать представление о свойствах магнита, познакомить с физическим свойством «магнетизмом».
Публикация «Тема НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе „Чудеса магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
2. Формировать умение опытным путем выявлять материалы, которые могут стать магнетическими.
3. Продолжать учить самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения.
Развивающий аспект :
1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.
2. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательный аспект:
1. Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь.
2. Воспитывать аккуратность в работе.
Словарная работа (магнетизм, магнитная сила, притяжение, магнит).
Оборудование и материалы: Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; магниты, банка с водой, металлический ключик, волшебная шкатулка, тарелка с гречневой крупой, тарелочки для раздаточного материала, бумажные лягушки, разноцветные металлические скрепки, интерактивный стол.
Предварительная работа: игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; беседа о материалах, их свойствах; беседа о легенде, как жанре народного сказания.
Планируемые результаты:
-Дети проявляют любознательность.
-Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность.
- Обеспечено общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками.
- Дети могут выражать свои мысли, использовать свою речь для выражения речевого высказывания в ситуации общения.
Содержание организованной экспериментальной деятельности детей.
I. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята у меня к вам есть интересное предложение.
Воспитатель: - Хотите узнать, что это за предложение?
Ответы детей:- Конечно, хотим.
Воспитатель:- Сегодня, я предлагаю вам отправиться в волшебную страну «Экспериментов», и заглянуть в гости к волшебнику Мокусу-Покусу, он нам расскажет много нового, интересного. Вы хотите отправиться в эту страну и познакомиться с волшебником?
Ответы детей: - Да
Воспитатель: - А поможет нам попасть в волшебную страну и открыть тайны волшебства «Цветик-семицветик (берем один лепесток).
-Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть, по-моему, вели!
Воспитатель: - Вели, чтобы все мы очутились в стране «Экспериментов» и превратились в волшебников!
Звучит «волшебная» музыка.
Воспитатель: - Ну вот, ребята, мы и очутились с вами в волшебной стране «Экспериментов».
Воспитатель:- Мы пришли в гости к волшебнику Мокусу - Покусу, он нам расскажет и покажет, обязательно, что-нибудь новенькое, интересное.
II. Сообщение темы.
Воспитатель:- А где же сам Мокус-Покус?
Звучит аудиозапись вызов Скайпа. На экране появляется Мокус- Покус.
Мокус - Покус: - Здравствуйте, ребята. Я рад видеть вас у себя в гостях. Сегодня вы узнаете много нового и интересного. Я приготовил вам волшебную шкатулку и положил туда…. связь обрывается.
На экране появляется злая Дюдюка…
Дюдюка: - Ничего вам Мокус-Покус не расскажет и не покажет. …Ха-ха-ха! Потому что я его спрятала…
Воспитатель: Как спрятала? Куда спрятала?
Дюдюка:- Если хотите его найти, то выполните все мои задания. Вот вам первое задание.
Дюдюка: - Перед вами тарелка с гречневой крупой, я хочу кашу сварить, да боюсь зубы сломать о болтики, шурупчики, которые рассыпал в нее мой кот Шалун. Очистите, мне быстро, крупу.
Перед ребятами появляется тарелка с гречневой крупой, смешанная с болтиками, шурупчиками.
Воспитатель:- Ооо ребята, если будем руками все это убирать, то это очень долго будет.
Воспитатель:- Как вы думаете, что может нам помочь в этом не легком деле? Как мы можем перебрать быстрее?
Дети предлагают, рассуждают, но не находят ответа.
Воспитатель:- А помните, Мокус-Покус говорил про волшебную шкатулку, может быть в ней, мы сможем найти то, что нам поможет для выполнения этого задания? Давайте ее поищем.
Дети находят волшебную коробочку.
Воспитатель:- Шкатулка не простая, а волшебная, и что бы узнать, что в ней находится, необходимо отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Воспитатель загадывает загадку:
С ним и незрячий, непременно,
Найдёт иголку в куче сена.
Воспитатель:- Как вы думаете, что это?
Дети:- Магнит.
Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в волшебную шкатулку и проверим, правильны ли были ваши предположения.
Шкатулка открывается.
Воспитатель:- Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку.
Воспитатель достает магнит.
Воспитатель:- У меня в руке обычный магнит, много секретов в себе он хранит. Давайте, познакомиться поближе с ним.
Воспитатель:- Возьмите, пожалуйста, в руки магнит. Какой он на ощупь?
Дети:- Гладкий, холодный, твердый.
Воспитатель:- Какой магнит по весу, тяжелый — легкий?
Дети:- Тяжелый.
Воспитатель:- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Это - магнит. Он твердый, тяжелый, холодный.
Воспитатель:- Как вы думаете, чем отличается магнит от обычных камней?
Дети:- Магнит притягивает к себе металлические предметы.
Воспитатель:- А хотите, я вам расскажу одну интересную легенду.
Дети:- Да.
Воспитатель: - Тогда слушайте! В старину рассказывали, что есть на краю света, у самого синего моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой — притягивать к себе металлические предметы. Неподалеку, в одном городе, жил храбрый рыцарь — Магнис. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнис, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был — возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже ни когда не отпускает. Но Магнис был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет, живым и невредимым в город вернется. Но как бы ни был Магнис силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнис был не только храбр, но и умен. Он нашел способ, как освободиться и освободил всех рыцарей.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какая гора могла притянуть к себе рыцаря в железных доспехах?
Дети: - Магнитная гора притянула к себе рыцаря.
Воспитатель:- А какой же способ нашел Магнис, чтобы освободиться от этой горы, как вы думаете?
Дети: - Магнитик снял доспехи, сделанные из железа (спрашиваю несколько детей).
Воспитатель:- Какой самый главный секрет есть у магнита?
Дети: - Магнит притягивает металлические предметы.
Воспитатель: Чтобы проверить это, предлагаю вам пройти в лабораторию волшебника Мокуса- Покуса.
У каждого ребенка набор предметов из металла, дерева, пластмассы, бумаги и стекла.
Воспитатель: Возьмите магнит и самостоятельно определите его свойства: какие предметы он притягивает, а какие нет. В одну тарелку положите те предметы, которые притягивает магнит, а в другую — которые нет.
Воспитатель: Артем, назови предметы, которые притягивает магнит. Из какого материала они сделаны? Значит они какие?
Ребенок: Эти предметы сделаны из металла. Они металлические.
Воспитатель: Аня, а какие предметы не притягивает магнит?
Ответы детей: Пластмассовая ложка к магниту не притянулась, резиновый ластик, пластмассовая мозаика не притянулась, бумага, стекло тоже не притягивается и т. д.
Вывод: Итак, мы с вами узнали, что магнит притягивает только металлические предметы, а предметы пластмассовые, деревянные, бумажные, стеклянные, резиновые не притягивает.
Воспитатель:- Ну, тогда, раз магнит притягивает только металлические предметы, то мы и сможем быстро перебрать крупу и выполнить задание Дюдюки.
Опыт «Перебери крупу»
Предлагаю встать вокруг стола, где стоит емкость с крупой, взять магнит и выбрать металлические предметы. Дети выбирают гайки, шурупы, из крупы.
Определяем, какие предметы притягиваются?
Воспитатель: - Свойство примагничивать, т. е притягивать предмет, называется магнетизмом, от слова магнит.
Воспитатель: - Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнит притягивает только железные предметы. Магнитная сила действует через крупу.
Воспитатель: Вот мы и справились с первым заданием Дюдюки.
На экране появляется Дюдюка.
Дюдюка: - Мои подружки змеюшки да лягушки, заплутали. Помогите им вернуться домой.
Опыт «Волшебная лягушка»
Воспитатель:- Как вы думаете, можно ли двигать лягушку по дорожке, ведущую к дому, не прикасаясь к ней?
Воспитатель:- Здесь может нам помочь магнит? Как?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: - Давайте проверим наши предположения. Положите лягушку каждый на свою дорожку, магнит под стол. Затем двигаем лягушку по нарисованной дорожке к домику.
Дети ведут снизу магнитом и передвигают лягушек.
Воспитатель:- Вот наши лягушки и пришли домой.
Воспитатель:- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила проходит через дерево (стол).
Воспитатель:- Вот какой сильный магнит. Какие вы молодцы, вот мы и справились со вторым заданием Дюдюки.
Физкультминутка.
Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня 2 колокольчика. Этот колокольчик, из чего сделан?
Дети: Этот колокольчик из металла.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Колокольчик металлический.
Воспитатель: А этот, из какого материала?
Дети: Этот колокольчик из пластмассы.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Он пластмассовый.
Воспитатель: Сейчас мы с колокольчиками поиграем. Слушайте внимательно: если звучит металлический колокольчик, все шагайте на месте, а услышав звучание пластмассового, выполняйте прыжки на двух ногах.
Воспитатель: Ребята, пока мы играли, Дюдюка снова приготовила для нас задание.
На экране появляется Дюдюка.
Дюдюка:- Открыть сундучок не могу, так как ключик от замка случайно упал в банку с водой. Откройте замок, не намочив рук — это первое условие. Второе условие — воду с банки сливать нельзя.
Показываю детям сундучок с замочком.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, при помощи чего и как можно достать ключик?
Дети: Ключ можно достать при помощи магнита. Магнитом надо вести по стенке стакана.
Предлагаю одному ребенку достать ключик, убедившись в том, что может ли магнит достать металлический ключ из воды (повторяем опыт еще раз).
Воспитатель: Итак, в чем мы с вами убедились?
Дети: - Что магнит притягивает металлические предметы даже сквозь воду.
Вывод: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло, поэтому можно достать ключик не замочив рук.
На экране снова появляется Дюдюка.
Дюдюка: Ну надо же, все задания мои выполняете…Ну ничего, с этим заданием вы точно не справитесь.
Дюдюка:- Мои любимые бусы порвались, сделайте мне новые.
Воспитатель:- Как же нам их сделать? Ох, Дюдюка Дюдюка.
Воспитатель:- А может нам и в этом поможет магнит? Как вы думаете, ребята?
Опыт «Бусы из скрепок»
Воспитатель: - Ребята, у вас есть какие либо предположения, как сделать бусы из скрепок?
Дети предлагают, рассуждают, но не находят ответа.
Воспитатель: - Не расстраивайтесь, мы и с этим заданием непременно справимся. Посмотрите, как можно сделать бусы из скрепок.
Воспитатель: - Я подношу к магниту скрепку, она висит на магните. Теперь к этой скрепке подношу другую. Что происходит?
Дети: Скрепки «прилипли» друг к другу.
Воспитатель: - Почему скрепки не падают?
Дети: Магнит может намагничивать другие предметы.
Воспитатель:- Попробуйте сделать такие же бусы из скрепок.
Дети работают в паре. Сначала делают цепочки, потом их соединяют и получаются бусы.
Воспитатель: Какие красивые бусы у нас получились, давайте положим их в шкатулку и подарим Дюдюке, может быть она станет добрее.
Воспитатель: Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Скрепки намагнитились и на некоторое время у них появился магнетизм. Магнит может намагничивать железные предметы.
Появляется Дюдюка с бусами из скрепок на экране.
Дюдюка:- Ладно, забирайте своего волшебника Мокуса-Покуса. Некогда мне тут с вами…
На экране открывается шкатулка и под музыку появляется волшебник Мокус-Покус.
III. Закрепление.
Мокус-Покус: - Ой, спасибо, что вы меня спасли. Я хочу вам рассказать о волшебном предмете, который лежит в шкатулочке, которую я вам оставил - это магнит…
Воспитатель: - Дорогой волшебник, мы сами тебе все о нем расскажем. Правда, ребята?
Дети рассказывают волшебнику о свойствах магнита.
1. Манит, притягивает только металлические предметы.
2. Магнитная сила проходит через дерево.
3. Магнит намагничивает железные предметы.
4. Магнитная сила действует сквозь воду и стекло.
Воспитатель:- Сейчас еще мы и покажем, какие предметы притягивает магнит, а какие нет.
Работа с интерактивным столом.
Воспитатель: посмотрите, какие предметы вы видите?
Дети называют предметы.
Воспитатель: их нужно разделить на 2 группы.
Воспитатель:- К деревянному бревну, какие будем предметы ставить?
Дети: Которые не притягивает магнит.
Воспитатель: А к железному ведру?
Дети:- Которые притягивает магнит.
Дети выполняют задание.
- Какие вы молодцы! А в благодарность за то, что вы меня спасли, я дарю вам колечко. Стоит вам одеть его на мизинец левой руки, и мы снова с вами встретимся, я расскажу вам много нового и интересного.
Воспитатель: - Спасибо Мокус-Покус! Мы будем его беречь и положим в шкатулку. Ждем новых встреч!
Мокус-Покус:- До свидания, ребята! До новых встреч!
Воспитатель:- Ребята, нам пора возвращаться домой, а цветик - семицветик поможет нам в этом снова (берем лепесток).
-Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть, по-моему, вели!
Воспитатель: - Вели, чтобы все мы очутились дома.
Звучит «волшебная» музыка.
Воспитатель: - Ну вот, ребята, мы и очутились с вами в детском саду.
IV. Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель:- Наши исследования на сегодня закончились.
Ребята, вы были такие молодцы, мне понравилось, как вы дружно пришли на помощь в освобождении Мокуса-Покуса, были все активны, думаю, что вы узнали много нового и интересного.
Воспитатель:- Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель:- Какое у вас настроение?
Воспитатель:– Что было самым интересным?
Воспитатель:– С какими свойствами магнита мы познакомились?
Воспитатель:- Появилось ли у вас желание узнать о магнитах больше?
Дети высказывают свои впечатления.
Предлагаю вам дома показать мамам и папам опыты с магнитами, найти с ними интересную информацию о магните в различных книгах, видеофильмах и поделиться с нами