Екатерина Русова
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Знакомство с огнем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект нод по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе.
Тип занятия: познавательное развитие с элементами экспериментирования.
Вид: познавательное.
Тема: “Знакомство с огнем”.
Возраст: 6-7 лет.
Цель: систематизировать знания детей об огне и пожарной безопасности.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе „Знакомство с огнем“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
1. Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.
2. Учить детей не теряться перед лицом опасности.
3. Воспитывать уверенность в своих действиях.
4. Развивать интерес к экспериментированию.
Индивидуальная работа: Активизировать детей в речи и действиях.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Знакомство с огнём», столы, стулья по количеству детей.
Материал:
Демонстрационный: свечи, подсвечник, кувшин с водой, таз с водой, колпачок для тушения огня, спички, пинцет.
Раздаточный: сухие и мокрые тряпочки, сухая и мокрая бумага, сухой и мокрый картон, гвоздики, металлические палочки, цепочки.
Литература:
Журнал “Дошкольная педагогика/ апрель /2010год.
Пословицы и поговорки о явлениях природы. Рассказы и стихи из серии “Чтобы не было беды”. Н. А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности». Москва 2007.
Ход занятия
Слайд 1.
Воспитатель:
-Ребята, я пришла к вам не просто так, а чтобы вы помогли мне разобраться в очень важном вопросе.
- Отгадайте загадку: “Красный язык дремать не привык, раз-два, слизал все дрова!” Что это такое? (Огонь)
-Значит, о чём мы сегодня будем с вами говорить?
Слайд 2.
- Ребята, я вас приглашаю совершить вместе со мной увлекательное путешествие, которое поможет вам получить новые знания об огне, необходимые в жизни! И в этом нам поможет цветок - “Цветик-трёхцветик”. Помните волшебные слова:
“Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-нашему вели!”.
Вели оказаться нам в далеком прошлом!
(Воспитатель отрывает от цветка лепесток, закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя, открывают).
Воспитатель:
- И вот мы с вами оказались в далеком прошлом, садитесь на подушечки. В том далеком времени, когда люди жили в каменных пещерах, а вместо одежды укутывались в шкуры животных, огонь был необходим человеку, поэтому древние люди научились его добывать.
-Кто мне может сказать, как добывали огонь древние люди?
Слайд 3, 4.
Огонь верно служит человеку: согревает и кормит, так как с его помощью можно приготовить еду.
-Но случается так, что иногда из верного друга, он превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает все на своем пути (Слайд 5, 6, 7.). Возникает пожар! При пожаре могут сгореть вещи, квартира. Даже целый дом! Но самое страшное, что при пожаре могут погибнуть люди! Огонь представляет большую опасность для жизни людей, животных и растений. Пожар - это не случайность, а результат неправильного поведения человека.
-Сейчас мы с вами перенесемся с помощью нашего цветка в другое, сказочное время! (Отрывают лепесток, говорят волшебные слова.)
“Сказки любят все на свете. Любят взрослые и дети”.
Мы сейчас с вами тоже сочиним сказку, но не страшную, а пожаробезопасную. (Слайд 8.)
Воспитатель:
- Жили были в лесу зверята, главным в лесу был медведь. Как мы его назовем? Михайло Потапыч.
- Строгий был медведь. Особенно внимательно Потапыч следил за пожарной безопасностью в лесу. Ведь если бы хоть один зверь нарушил правила. Мог бы сгореть весь лес! Где бы тогда стали звери жить? И задавал медведь всем зверятам вопросы, проверял их знания, теперь Михайло Потапыч хочет проверить и вас, ребята!
Игра с мячом. Воспитатель задает вопросы, бросает мяч детям:
- Можно играть со спичками?
- Костер в лесу разжигать и оставлять его без присмотра?
- Траву сухую поджигать?
(Ответы детей)
- Молодцы! Правила надо всем соблюдать!
Но жила в самой чаще леса в избушке на курьих ножках. Кто? (Баба Яга)
Ну никак не хотела она соблюдать правила пожарной безопасности. Уж сколько Потапыч предупреждал. Что добром это не кончится, но Яга ничего не слушала. Затопит, бывало, печь, а сама в гости к Лешему полетит в своей ступе. А печь без присмотра остается. Вот и дождалась беды. Летит домой и видит, что дым летит из окон и дверей!
- Как вы думаете, как это могло случиться? (Мог выпасть уголек, дом деревянный)
- Подлетела Баба Яга к избушке, хотела сама потушить пожар, но речка далеко, соседей рядом нет. Вспомнила про телефон. Но куда звонить? Кому? Тут то она пожалела, что не слушала Потапыча.
• По какому номеру надо было звонить? (01, пожарным)
• Кто приедет тушить пожар? (пожарные)
• Что сказать? (Адрес, фамилию, что горит)
• Кто покажет? (Ответы детей)
- Молодцы! Если бы Яга все это знала и сделала, то пожарные бы приехали вовремя, потушили пожар!
Физкультурная минутка
Если же стряслась беда,
Не теряйтесь никогда.
Действуйте умело.
Нужно “01” набрать,
И пожарных вызывать.
- закрыть оба глаза
- руки на пояс, повороты вправо-влево
- шагать на месте
- в воздухе рисуют “01”
-Итак, ребята, Что мы узнали про огонь? Какова его польза? А вред? Куда звонить, если случился пожар?
- А сейчас мы возвращаемся в детский сад. Отрываем лепесток, говорим слова!
-Итак, мы вернулись в детский сад, где я приглашаю вас в «Клуб Любознаек».
(Дети садятся на стулья. В центре на маленьком столике располагается свеча (на подставке, в подсвечнике). Воспитатель обращает внимание на форму свечи, ее цвет, величину и т. д. Дети сравнивают ее со свечами, которые они уже видели, используя элементы припоминания, сравнивают свечи между собой, выделяя сходства и различия. Воспитатель зажигает свечу, комментируя свои действия, уточняя, можно ли детям самим брать спички).
Воспитатель:
-Мы зажгли свечку и будем смотреть на огонь. Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке (легком дунавении ветра). В нем таится могучая сила. Он помнит о том, о чем уже забыли люди. И потому мы так любим смотреть на него.
-Давайте возьмемся за руки и полюбуемся огнем. (Звучит тихая музыка. Дети любуются огнем)
А теперь сощурим глаза и посмотрим на огонь. (Дети выполняют. Повторяют несколько раз).
– Какие у вас ощущения, что вы увидели? ( Дети обмениваются: кто видит солнечные лучики, кто радугу, кто-то лучики огня.)
Упражнение “Ветерок” :
-Давайте подуем на огонь так, чтобы пламя не гасло, а только колыхалось. (Дети дуют)
– Почему огонь не погас? (Дети отвечают)
-А как необходимо дуть, чтобы потушить свечу?
-Правильно, нужен резкий сильный выдох.
-Ребята, вы увидели и почувствовали результаты разной силы выдоха. И чтобы потушить огонь, нужен сильный выдох.
-Ребята, а как ещё можно затушить свечу? ( Дети отвечают: закрыть колпачком, залить водо, засыпать песком или землёй. Воспитатель демонстрирует способы.)
-Продолжим наше знакомство с огнем.
Упражнение “Горячо-холодно” : (Воспитатель опускает (приближает) свою ладошку к горящей свече, комментируя свои впечатления: высоко ладошка от огня – холодно, ниже – теплее, низко – горячо.)
– Кто хочет “потрогать” огонек? (Если не находятся желающие, воспитатель берет ладошку ребенка в свою ладонь и вместе проделывает действия. Дети комментируют выполняемы действия и на собственном опыте убеждаются, что огонь горячий и трогать его нельзя).
– Но давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.
(Воспитатель показывает детям, что есть невидимое пламя и оно тоже опасно. Подносит бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя)
-Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
Упражнение “Горит – не горит” : ( Воспитатель предлагает детям ряд предметов: сухую и мокрую бумагу, сухую и мокрую ткань, тонкий и толстый картон, металлическую палочку, цепочку.)
-Посмотрите на эти предметы, потрогайте их.
– Кто назовет, что у него в руке? (Дети называют название предмета и его состояние) -Как вы думаете, предмет который у вас в руке, будет гореть или нет? (ответы детей)
А теперь проверим…
(Воспитатель пытается зажечь все эти предметы над тазом с водой. При этом, все загоревшиеся предметы тушатся в емкости с водой. Воспитатель поясняет, что от плохо затушенных предметов, может разгореться пожар и потушить его способом задувания будет невозможно)
– Какие предметы быстро загораются? (ответы детей)
– Какие не могут гореть совсем? (ответы детей)
-Молодцы, ребята!
– А сможете ли вы объяснить мне смысл пословиц и поговорок об огне?
Царь – огонь, царица – вода.
Человеку друг огонь, только ты его не тронь.
Пожар слезами не зальешь.
“От маленькой искорки – большое горе”,
Воспитатель: Молодцы.
– А кто ответит, почему возникает пожар? ( Ответы детей: это могут быть спички, электроприборы, электрические розетки, печь, бенгальские огни, свечи, папиросы, газ)
– Допустим, в доме пожар только начался, какие будут ваши действия? ( ответ: попытаться потушить пожар набросив одеяло, ковер, пальто или любое тяжелое покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха, взять любой сосуд: ведро, кастрюлю, ковшик, бутылку, наполнить его водой и залить огонь, позвонить 01, позвать на помощь взрослых, если огонь усилится, то необходимо немедленно покинуть помещение)
-Не важно, чем тушить огонь – сухим песком или мокрой водой. Главное перекрыть доступ кислорода.
– Ребята, а если много дыма, как можно выйти из помещения? (Нужно дышать через мокрую ткань внизу пола и выйти из помещения).
П/и «Огонь, вода, земля, ткань».
- Делимся на две команды. Одни будут изображать огонь, а другие тушить.
Дети встают стайкой, изображают огонь (прыгают, поднимают руки вверх, машут кистями рук). Вторая команда изображает, как тушит огонь лейкой – дети приседают, огонь затухает. Игра продолжается: первая команда изображает огонь, вторая команда изображает, как посыпает огонь землёй (песком) из ведра. Огонь тухнет (дети приседают, замирают). Игра продолжается: первая команда изображает огонь, вторая команда накрывает одеялом. Игра продолжается: команды меняются местами.
Рефлексия:
-Подведем итог нашему занятию. Вам понравилось наше занятие? О чем мы сегодня с вами говорили? Что воспламеняется очень быстро? Что в огне не горит. Какие правила нужно знать и выполнять?
-Спасибо большое, ребята. Мне очень понравилось с вами беседовать, а на память я хочу подарить вам вот такую брошюру «Пожарная безопасность».