Ирина Буханцова
НОД по познавательному развитию «Мир природы» используя технологию ТРИЗ «Поможем щенку найти его другу маму»
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность составлена в соответствии с возрастом детей второй младшей группы, требованиями и рекомендациями программы «Детство».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Мир природы“ используя технологию ТРИЗ „Поможем щенку найти его другу маму“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Цель: с помощью игр технологии ТРИЗ расширить и систематизировать знания детей о домашних птицах (внешний вид, различие детёнышей, формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Проблема: «Друг щенка, не знает кто его мама. - Поможем щенку найти его другу маму».
Игровая мотивация: «Узнать, кто у щенка друг и оказать его другу помощь».
Задачи:
Образовательная: Освоение представлений о домашних птицах, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые. Формировать умения выделять возрастные признаки взрослой птицы и его детёныша. Знание об элементарных потребностях птиц в пище, тепле. Понимание, что человек ухаживает за животными, проявляет эмоции и чувства.
Развивающая: Расширять знания у детей о домашних птицах; обратить внимание на их отличительные особенности. Развивать ассоциативное мышление, навыки имитации.
Воспитательная: Воспитывать доброжелательное отношение к домашним птицам, желание узнавать новые факты из их жизни. Воспитывать экологическое сознание и любовь к природе.
В области «Развитие речи»: Уточнять и расширять представлений детей о домашних птицах: гусь-гусыня-гусята; селезень-утка-утята; петух-курица-цыплята, индюк-индейка-индюшонок. Закреплять названия семей домашних птиц: «куриная семья», «гусиная семья», «утиная семья», «индюшиная семья».
Ввести в словарь детей новые слова: селезень, гусыня, индейка.
В области «Социально-коммуникативное развитие»: Формировать умение и желание активно участвовать в ходе деятельности, отвечать на вопросы.
В области «Физическое развитие»: Развивать общую моторику, координацию движений во время подвижных игр.
В области «Художественно-эстетическое развитие»: Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением домашних птиц и их детенышей. Загадывание загадок о домашних птицах.
Чтение и беседа:
К. И. Чуковский «Цыпленок»,
К. Д. Ушинский. «Петушок с семьей»,
К. Д. Ушинский «Чужое яичко»,
В. Г. Сутеев «Что за птица?»,
Р. А. Кудашова «Гусенок пропал»,
Г. Балл «Желтячок»,
Е. И. Чарушин «Утка с утятами», «Индюк», «Курочка», «Гусь»,
Ю. Дмитриев «Утята и цыплята»,
Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса».
Методы: словесный, наглядный, проблемного изложения, практический.
Форма организации: фронтально.
Категория возраста: 3 года
Форма работы: игровая, беседа, обсуждение.
Материал и оборудование:
игрушка: цыпленок;
картинки: цыплёнок, курица, петух, утёнок, утка, селезень, гусёнок, гусыня, гусь, индюшонок, индейка, индюк;
презентация по теме деятельности игр, составлена с использованием картинок (для слайдов) и звуковых эффектов;
компьютер, мультимедийное оборудование;
коробка ТРИЗ – угадай кто внутри по признакам;
«Волшебный домик» (системный оператор ТРИЗ, пятиэкранка)
Предварительная работа - Сбор малышей около себя, настрой на предстоящую деятельность.
«Дружные ребята».
(ТРИЗ, «Эмпатия» - развивать умение имитировать повадки петушка).
Ребята, буду я гулять по группе и искать что-нибудь интересное. Приглашу с собой на прогулку всех вас.
Если вместе соберемся,
Если за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Хлоп-хлоп!
Топ-топ!
Прыг-прыг!
Шлеп-шлеп!
Прогуляемся, пройдемся, как петушки…
Ход совместной деятельности:
Вводная часть:
Мы шли-шли и к щенку подошли.
Презентация. Слайд 1. Щенок: - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам от кошки с другого двора прибежал испуганный детёныш. Мы с ним подружились, но мой друг и я не знаем кто он. И мой друг очень хочет найти свою маму.
Я очень хотел помочь ему, сравнивал его с домашними животными, которые живут у моего хозяина дедушки Егора, но мой друг ни на кого из домашних животных не похож. Я решил, что вы ему поможете узнать, кто его мама. Он у меня спрятался в будке. А у вас в группе я нашёл игрушку, которая такая же, как мой дружок. Но ваш дружок меня испугался и спрятался вот в эту коробку.
Воспитатель: - Ребята, мы поможем щенка другу найти его маму? (Да).
Отличие по признаку ТРИЗ- части.
Слайд 2. Щенок:- Лапы у него совсем другие, чем у животных, и их всего 2 а не 4. У него есть на спине какие–то махалки. И вместо пасти что-то острое.
Воспитатель: - Ребята, а вы догадались, о ком говорит щенок? (Ответы детей).
Основная часть.
Слайд 3. Воспитатель:- А давайте мы по схеме проверим, правильно ли вы ответили. Вместо рта человека или пасти животного у птицы что? (Клюв). У нас тело покрыто кожей, у зверей? (шерсть) А у птиц? (Перья). А что у людей и зверей нет, а у птички есть? (Крылья). А хвост у птицы из чего? (Из перьев). И он похож на веер. У зверей, сколько лап или копыт? (Четыре) А у птицы сколько ног? (Две). Что птицы едят?
Слайд 4. Щенок. - А у моей птицы, нет перьев у него мягкая шерсть.
Воспитатель: - Значит твоя птица ещё птенец – и вместо гладкой шерсти у него сейчас пух, а подрастет, появятся перья.
Слайд 5. Щенок. -А хвостик у него гладкий как у меня только совсем маленький. Воспитатель: - Хвост подрастёт и станет у него гладкий как у щенка, но веером.
Слайд 6. Щенок: - Я видел, что птицы летают, а их птенчики сидят в гнезде на дереве. А он с дерева не упал, он убежал от кошки из соседнего двора.
Воспитатель: - Значит это птенец домашней птицы. Ребята, а вы знаете, какие птицы могут жить в сарае - курятнике у хозяина? (Куры, гуси, утки, индюки).
А каких детёнышей домашних птиц вы знаете?
Отличие по признаку ТРИЗ- размер.
Игра «Назови птенца». К картинке птицы – дети находят картинку и называют птенца.
- У утки? – Утёнок.
- У гусыни? – Гусёнок. (Несколько раз повторить с детьми, что у гусёнка мама гусыня.)
- У индейки? – Индюшонок. (Несколько раз повторить с детьми, что у индюшонка мама индейка.)
- У курицы? – Цыплёнок.
Игра «Назови маму».
А теперь назовите этих детёнышей мам.
-Если он утёнок, то мама его кто? – Утка.
-А если гусёнок? - Гусыня.
- Если индюшонок? - Индейка.
-А если цыплёнок? - Курица.
Игра «Назови папу».
Сейчас назовёте этих детёнышей пап и найдите картинки.
-Если он утёнок, то папа его кто? – Дети могут назвать утка. (Несколько раз повторить с детьми, что у утёнка папа селезень.)
-А если гусёнок? - Гусь.
-Если индюшонок? – Индюк.
- А если цыплёнок? - Петух.
Отличие по признаку ТРИЗ- класс.
Игра «Назови семью».
Ребята, у нас получилось четыре семьи, давайте их назовём.
-Утиная семья, это кто? - Селезень-утка-утята.
- Какая семья? –Утиная.
-Гусиная семья, это кто? - Гусь-гусыня-гусята.
- Какая семья? –Гусиная.
-Индюшиная семья, это кто? - Индюк-индейка-индюшонок.
- Какая семья? –Индюшиная.
-Куриная семья, это кто? - Петух-курица-цыплёнок.
- Какая семья? – Куриная.
Слайд 7. Вывод: И про все семьи, можно сказать это домашние животные - птицы, так как они живут у хозяина в сарае-курятнике. И хозяин кормит и ухаживает за ними.
Слайд 8. Щенок. – Я теперь знаю, кто мой друг и я видел его маму. Я скажу воспитателю кто у вас в коробке и побегу сказать о моём друге его маме.
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите догадаться, кто у нас спрятался в коробке?
Игра ТРИЗ «Кто спрятался в коробку» (по признакам).
-Он по размеру маленький. (Они все маленькие).
-Если его погладишь (по поверхности) он пушистый. (Они все пушистые).
-У него есть части: хвостик, крылья, две ноги, клюв. (У них у всех есть части: хвостик, крылья, две ноги, клюв.)
-Он не может плавать (действие)
У утёнка и гусёнка, как и у их родителей на лапках есть перепонки. А как вы думаете, зачем им перепонки. Они помогают им плыть. Таких птиц называют водоплавающие. А он не может плавать. Каких птенцов я уберу. (Утёнка, гусёнка).
Кто может сидеть в коробке?
По цвету он жёлтый. Кто это? (Цыплёнок).
Рефлексия. Ребята достают игрушку цыплёнка.
-Ребята, так кто у щенка друг? (Цыплёнок).
Слайд 9. Смотрите, цыплёнок обрадовался, выбежал из будки, он теперь много знает о себе.
Слайд 10. ТРИЗ Системный оператор
Клювиком он будет клевать, что? (Зерно, червячков, травку). Ножками он будет что делать? (Ходить и бегать). А ещё рыть землю, чтоб искать жучков, червячков. А из чего вылупился цыплёнок? (Из яйца). Кем он станет, когда вырастет? (Курочкой или петухом). Но пока он ещё маленький, он будет жить в куриной семье с кем? (С курицей, петухом и цыплятами). И друзья у него будут кто? (Утята, гусята, индюшата) Правильно ребята, так как они домашние животные – птицы.
Слайд 11. Смотри цыплёнок, а вот и твоя мама курочка за тобой прибежала. Как хорошо, что цыплёнок нашёл свою семью.
Слайд 12. И что теперь у него есть друг и защитник от кошек его друг щенок.