Марина Петрова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Весна в степи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий степи.
Задачи:
Образовательные :
Продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания.
Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны.
Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе.
Развивающие :
развивать связанную речь;
формировать и активизировать словарь детей, развивать любознательность, память и мышление детей;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста „Весна в степи“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
развивать зрительное восприятие.
Воспитательные :
воспитывать бережное отношение к природе, животным;
способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости;
интерес к художественной литературе.
МАТЕРИАЛ: Обучающая презентация «Весна в степи», карта мира.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ :
Собираем всех детей на ковре при просмотре презентации
ПРИМЕРНЫЙ ХОД НОД
Деятельность воспитателя
Воспитатель создает игровую ситуацию для постановки цели:
Сегодня мы отправляемся в путешествие по России, где сейчас очень тепло, почти лето. (Слайд №1). Сначала вспомним, где мы уже побывали (Слайд №2) Что изображено на картинке? Ответы детей (Тайга). Дети дают описание тайги. Следующий слайд (Слайд №3) Это Арктика. Дети дают описание природных условий Арктики. (Слайд №4)- смешанный лес). Слайд №5- тундра. Дети описывают климатические условия и животных, которые обитают в тундре. Слайд №6-здесь нет деревьев, одна трава. Огромные просторы! Мы с вами оказались в степи. Какие места, в которых мы с вами уже бывали, напоминают степь? Ответы детей (Она напоминает тундру. Так же, как и там, в степи нет деревьев). Вспомните почему отсутствуют деревья в тундре. (Слишком долгая и суровая зима и вечная мерзлота). В степи лето длинное и жаркое, дождей не хватает. Трава и цветы с их мелкими и узкими листьями способны экономить воду, чего не могут делать деревья. Весна- чудесное время. Вся степь зеленеет. Земля еще пропитана водой. Но летом стоит такая жара, что вода очень быстро испаряется и растения не успевают вдоволь напиться. Где же они берут воду летом? Ответы детей. (У степных растений очень длинные и густые корни, которые берут влагу из земли). Как вы думаете, какие животные живут в этих местах? (травоядные). Раньше их было очень много: дикие лошади (Слайд №7). Бизоны (Слайд №8, сайгаки (Слайд №9). Но люди всё больше места в степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие лошади вымерли, сайгаков осталось очень мало и их занесли в Красную книгу. Сейчас в степи много грызунов. Это тушканчики (Слайд №10, суслики (Слайд №11, сурки (Слайд №12, хомяки (Слайд №13). Их норы находятся глубоко под землей, там не так жарко. А пищу себе находят на поверхности. В степи сейчас весна, а у нас какое время года? (весна). Как мы узнали, что весна пришла? (Ответы детей). Первый месяц весны- март. Март открывает весну, в народе март прозвали капельником. Как вы думаете почему? (ответы детей). В марте прилетают грачи (Слайд №14). Ходят не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червячков, гнёзда строят. За мартом идёт апрель. В апреле прилетают скворцы (Слайд №15) и сразу начинают искать место для гнезда- дупло или скворечник. Прилетели трясогузки (Слайд №16). Издавна в народе существует примета, что эта птичка «хвостом лёд разбивает». Оказывается, трясогузки прилетают, когда на реке начинается ледоход. Там, где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. Это цветы мать-и-мачеха. (Слайд №17). Они появляются на голой бурой земле, когда кругом нет ни одного зелёного росточка. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает под снегом. Пригрело весеннее солнышко и освободило золотоголовых пленников. Мать-и-мачеха- необычное растение. Сначала оно цветёт, а потом отращивает листья. Чем необычны листья мать-и-мачехи? (Слайд 18, сверху они гладкие и холодные, а снизу мягкие и тёплые. Из-за этого и прозвали растение мать-и-мачеха. Вспомните сказки «Золушка», «Крошечка- хаврошечка». Какие мачехи были в этих сказках? Приложишь листок нижней стороной к щеке, и покажется тебе, что к щеке прикоснулись руки матери. А приложишь листок другой, холодной стороной, и станет тебе неприятно. Вот почему у этого растения название такое. Третий весенний месяц самый теплый- май. Называют его травень, цветень. Как вы думаете почему? Ответы детей. В мае два холодных периода: когда цветёт черёмуха (Слайд №19) и когда распускается дуб (Слайд №20). А теперь посмотрите за окно и назовите признаки весны, какие появились у нас в городе?