МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Юные шахматисты»

наталья левенец
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Юные шахматисты»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Юные шахматисты»

Цель: знакомство с игрой в шахматы.

Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к игре в шахматы;

• .воспитывать любознательность, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца;

• создать благоприятную атмосферу для активизации и развития индивидуальных умственных способностей детей;

• создать эмоционально-позитивное настроение в ходе игровой деятельности.

Образовательные задачи:

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Юные шахматисты“» размещена в разделах

познакомить с шахматной фигурой «слон»;

• учить различать белых и черных слонов;

познакомить с местом «слона» в начальном положении и ходом «слона»

• учить ориентироваться на шахматной доске;

• активизировать и расширить словарь детей.

Развивающие задачи :

развивать слуховое и зрительное внимание, память;

развивать эмоциональное воображение, произвольность и регуляцию поведения;

развивать речь;

развивать у детей диалогическую речь в различных ситуациях общения;

• самостоятельность и творческие способности в продуктивной деятельности;

• совершенствовать трудовые навыки работы с бумагой, клеем.

Словарная работа: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, шахматная фигура «Слон».

Предварительная работа: беседа с детьми о настольно – печатных играх для детей и взрослых. Работа с родителями: анкетирование по теме: «В какие настольно – печатные игры вы играете дома со своим ребёнком?».

Материал и оборудование: эмблемы для команд «Почемучки», «Знайки и Умейки», шапочки - маски шахматных фигур по количеству детей, мультимедийная установка, презентация «Шахматы»; предметные картинки «шахматные фигуры» на магнитах, магнитная доска, деревянная фигурка чёрного и белого слона, материалы для продуктивной деятельности (листы белой и чёрной бумаги, клей, розетки для клея, ножницы, кисточки для клея, салфетки из ткани, клеёнки, подставки для кисточек.

Ход образовательной ситуации

Мотивация. 2 минуты.

Воспитатель: Внимание! Внимание! Юные друзья, открывается кружок по обучению детей игре в шахматы! Кто хочет стать шахматистом - хлопните в ладоши!

Воспитатель: Умники и умницы! Сколько у нас будущих шахматистов! (показ слайда «Шахматисты во время игры в шахматы»).

1 слайд.

Это взрослые игроки во время игры в шахматы.

Введение в образовательную ситуацию.

Воспитатель: Ребята, может быть кто-то из вас умеет играть в шахматы?

С кем вы играете в шахматы? (предполагаемые ответы детей : с папой, с братом, с другом)

Чем вам нравится игра в шахматы?

Воспитатель: Игра в шахматы интересная и хорошо развивает ваши способности.

Девчонки и мальчишки, что делать тем, кто хочет, но не умеет играть в шахматы? Для них это проблема. Как им помочь? (дождаться от детей, предложения обратиться за помощью к тем, кто умеет играть, знает правила игры в шахматы, спросить у воспитателя)

Молодцы! В нашем шахматном кружке будет две команды. «Умейки»- умеют и помогают научиться игре в шахматы, «Почемучки» очень хотят научиться играть в шахматы. Я буду «Знайкой», смогу помогать и «Умейкам», и «Почемучкам». Выбирайте себе нужную эмблему и прикрепите её к одежде, как я. Итак, команды начинает работу наш кружок!

Воспитатель: Команда «Умейки», как называют дом для шахматных фигур? (Предполагаемый ответ детей : шахматная доска)

2 слайд.

(Показ шахматной доски)

Воспитатель: Команда «Почемучки», из каких геометрических фигур состоит шахматная доска. (квадратов) Сколько клеток внизу, вверху, справа, слева, (по 8)

Воспитатель: Команда «Умейки», какого цвета у квадраты? Почему? А как квадраты чередуются?

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Я хочу сделать дом для шахмат на полу, приглашаю всех желающих присоединиться ко мне. Вы хотите мне помочь? Спасибо. Нужна ваша помощь. Как будем делать?

Предполагаемые предложения детей : сделать из чередующихся белых и чёрных квадратов шахматную доску на полу; разделить белые листы бумаги на квадраты способом складывания пополам, разрезать по линиям сгиба; Воспитатель: Дорогие мои друзья, нужно решить возникшую проблему с изготовлением чёрных квадратов. (предполагаемые ответы детей : наклеить на половину белых квадратов чёрную бумагу или закрасить чёрной тушью половину белых квадратов).

Предложить детям чёрный лист бумаги по размеру предполагаемой шахматной доски, и чередуя белые квадраты с чёрным полем заполнить шахматную доску.

Воспитатель: Вот и готова наша шахматная доска. Пришло время отдухнуть.

Физминутка

Пешки раз, и раз, и раз –

Конь получится как раз.

Пешка раз, и два, и три-

На слона теперь смотри.

Восемь пешек смелых в ряд-

Боевой у нас отряд!

Раз присели, два присели-

Восемь пешек одолели.

Шаг вперёд шагнули вместе,

Шаг назад – и мы на месте.

Воспитатель: Команда «Умейки», назовите шахматные фигуры. (показ картинок шахматных фигур на магнитной доске).

Воспитатель: Команда «Почемучки», о какой шахматной фигуре идёт речь в загадке?

Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой -…это слон. (показ слайда с изображением фигуры слона.)

Воспитатель: Кто любит сказочные истории? Я расскажу вам одну такую про шахматных слонов.

-Жили-были сказочные слоны на сказочной шахматной доске. Они ходили по дорожкам только прямо. Они всегда защищали своего короля. Однажды белый слон увидел, что король в опасности, и смело бросился его спасать. Благодаря его мужеству, белое войско короля одержало победу.

Воспитатель: Команды «Умейки», «Почемучки» приглашаю познакомиться с шахматными слонами белыми и чёрными

3 слайд.

(место шахматных слонов на шахматной доске)

4 слайд

(Ходы слонов)

Воспитатель: Шахматные слоны не ходят по тем же дорожкам, что и другие шахматы. Для слонов другие дорожкам.

Воспитатель: А интересно, кто сможет выполнить ответственное задание: спасти своего белого короля. Как нам выбрать смельчака? (выслушать разные предположения детей и принять предложение с помощью считалочки)

Семь ворон сидели тихо

Подлетела к ним слониха

И как крикнет: «кар-кар-кар!»

Ты не веришь, выйди сам.

Воспитатель: Пригласи, пожалуйста, белого короля, своего друга. (надевают шапочки-маски). Остальные участники команды наденьте понравившиеся вам шапочки шахматных фигур.

Воспитатель: Король, Белый слон найдите своё место на шахматной доске (дети сравнивают изображение на шапочке с картинкой на клеточке шахматного поля)

Воспитатель: Белому Королю грозит опасность. (Я ставлю на шахматное поле деревянную фигурку чёрного и белого слона.)

Разыгрываем ходы белого деревянного слона и чёрного. Белый деревянный слон погибает, защищая своего Короля. На помощь приходит ребёнок в шапочке белого слона, он убирает фигуру чёрного деревянного слона. Становится на его место. Король спасён.

Рефлексия.

Дети становятся в круг.

Воспитатель:

Смогли сегодня чудо совершить,

Короля от врагов защитить

А если от работы радость остаётся-

Новая история к вам вновь вернётся

Вот и закончил работу наш шахматный кружок.

Вы были прекрасными юными шахматистами.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел»Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на планету Звездалию» С применением игровой,здоровьесберегающей,ИКТ технологий. Воспитательные задачи: -воспитывать уважение к профессиям людей (космонавт).

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста на тему: «Космическое путешествие» Воспитатель: Шубина О. Н.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «В гостях у индейцев» КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. «В гостях у индейцев» ЦЕЛЬ: Учить находить взаимосвязи деятельности.

Конспект НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке» Цель: сформировать понятие о правильном и безопасном использовании бытовых приборов Задачи: Познавательные • Закрепить понятие о бытовой.

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Встреча весны» Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Встреча весны». Наталья Гусак Интеграция образовательных.

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного возраста Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного возраста. (разновозрастная группа)Воспитатель:.

НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на Северный полюс» Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера Задачи: Образовательные : Продолжать формировать представления.

НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Австралию» Цель: Формировать у детей представление об особенностях природы Австралии. Задачи: Образовательные : Продолжать формировать представления.

НОД по познавательному развитию «Необычайные приключения человечков» для детей старшего дошкольного возраста Тема занятия: " Необычайные приключения маленьких человечков» для детей старшей группы с использованием элементов ТРИЗ Подготовила воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Юные шахматисты»
Опубликовано: 29 ноября 2017 в 21:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Юные шахматисты»» (включая файлы) размещена пользователем наталья левенец в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД