наталья левенец
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Юные шахматисты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Юные шахматисты»
Цель: знакомство с игрой в шахматы.
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к игре в шахматы;
• .воспитывать любознательность, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца;
• создать благоприятную атмосферу для активизации и развития индивидуальных умственных способностей детей;
• создать эмоционально-позитивное настроение в ходе игровой деятельности.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Юные шахматисты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
• познакомить с шахматной фигурой «слон»;
• учить различать белых и черных слонов;
• познакомить с местом «слона» в начальном положении и ходом «слона»
• учить ориентироваться на шахматной доске;
• активизировать и расширить словарь детей.
Развивающие задачи :
• развивать слуховое и зрительное внимание, память;
• развивать эмоциональное воображение, произвольность и регуляцию поведения;
• развивать речь;
• развивать у детей диалогическую речь в различных ситуациях общения;
• самостоятельность и творческие способности в продуктивной деятельности;
• совершенствовать трудовые навыки работы с бумагой, клеем.
Словарная работа: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, шахматная фигура «Слон».
Предварительная работа: беседа с детьми о настольно – печатных играх для детей и взрослых. Работа с родителями: анкетирование по теме: «В какие настольно – печатные игры вы играете дома со своим ребёнком?».
Материал и оборудование: эмблемы для команд «Почемучки», «Знайки и Умейки», шапочки - маски шахматных фигур по количеству детей, мультимедийная установка, презентация «Шахматы»; предметные картинки «шахматные фигуры» на магнитах, магнитная доска, деревянная фигурка чёрного и белого слона, материалы для продуктивной деятельности (листы белой и чёрной бумаги, клей, розетки для клея, ножницы, кисточки для клея, салфетки из ткани, клеёнки, подставки для кисточек.
Ход образовательной ситуации
Мотивация. 2 минуты.
Воспитатель: Внимание! Внимание! Юные друзья, открывается кружок по обучению детей игре в шахматы! Кто хочет стать шахматистом - хлопните в ладоши!
Воспитатель: Умники и умницы! Сколько у нас будущих шахматистов! (показ слайда «Шахматисты во время игры в шахматы»).
1 слайд.
Это взрослые игроки во время игры в шахматы.
Введение в образовательную ситуацию.
Воспитатель: Ребята, может быть кто-то из вас умеет играть в шахматы?
С кем вы играете в шахматы? (предполагаемые ответы детей : с папой, с братом, с другом)
Чем вам нравится игра в шахматы?
Воспитатель: Игра в шахматы интересная и хорошо развивает ваши способности.
Девчонки и мальчишки, что делать тем, кто хочет, но не умеет играть в шахматы? Для них это проблема. Как им помочь? (дождаться от детей, предложения обратиться за помощью к тем, кто умеет играть, знает правила игры в шахматы, спросить у воспитателя)
Молодцы! В нашем шахматном кружке будет две команды. «Умейки»- умеют и помогают научиться игре в шахматы, «Почемучки» очень хотят научиться играть в шахматы. Я буду «Знайкой», смогу помогать и «Умейкам», и «Почемучкам». Выбирайте себе нужную эмблему и прикрепите её к одежде, как я. Итак, команды начинает работу наш кружок!
Воспитатель: Команда «Умейки», как называют дом для шахматных фигур? (Предполагаемый ответ детей : шахматная доска)
2 слайд.
(Показ шахматной доски)
Воспитатель: Команда «Почемучки», из каких геометрических фигур состоит шахматная доска. (квадратов) Сколько клеток внизу, вверху, справа, слева, (по 8)
Воспитатель: Команда «Умейки», какого цвета у квадраты? Почему? А как квадраты чередуются?
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Я хочу сделать дом для шахмат на полу, приглашаю всех желающих присоединиться ко мне. Вы хотите мне помочь? Спасибо. Нужна ваша помощь. Как будем делать?
Предполагаемые предложения детей : сделать из чередующихся белых и чёрных квадратов шахматную доску на полу; разделить белые листы бумаги на квадраты способом складывания пополам, разрезать по линиям сгиба; Воспитатель: Дорогие мои друзья, нужно решить возникшую проблему с изготовлением чёрных квадратов. (предполагаемые ответы детей : наклеить на половину белых квадратов чёрную бумагу или закрасить чёрной тушью половину белых квадратов).
Предложить детям чёрный лист бумаги по размеру предполагаемой шахматной доски, и чередуя белые квадраты с чёрным полем заполнить шахматную доску.
Воспитатель: Вот и готова наша шахматная доска. Пришло время отдухнуть.
Физминутка
Пешки раз, и раз, и раз –
Конь получится как раз.
Пешка раз, и два, и три-
На слона теперь смотри.
Восемь пешек смелых в ряд-
Боевой у нас отряд!
Раз присели, два присели-
Восемь пешек одолели.
Шаг вперёд шагнули вместе,
Шаг назад – и мы на месте.
Воспитатель: Команда «Умейки», назовите шахматные фигуры. (показ картинок шахматных фигур на магнитной доске).
Воспитатель: Команда «Почемучки», о какой шахматной фигуре идёт речь в загадке?
Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -…это слон. (показ слайда с изображением фигуры слона.)
Воспитатель: Кто любит сказочные истории? Я расскажу вам одну такую про шахматных слонов.
-Жили-были сказочные слоны на сказочной шахматной доске. Они ходили по дорожкам только прямо. Они всегда защищали своего короля. Однажды белый слон увидел, что король в опасности, и смело бросился его спасать. Благодаря его мужеству, белое войско короля одержало победу.
Воспитатель: Команды «Умейки», «Почемучки» приглашаю познакомиться с шахматными слонами белыми и чёрными
3 слайд.
(место шахматных слонов на шахматной доске)
4 слайд
(Ходы слонов)
Воспитатель: Шахматные слоны не ходят по тем же дорожкам, что и другие шахматы. Для слонов другие дорожкам.
Воспитатель: А интересно, кто сможет выполнить ответственное задание: спасти своего белого короля. Как нам выбрать смельчака? (выслушать разные предположения детей и принять предложение с помощью считалочки)
Семь ворон сидели тихо
Подлетела к ним слониха
И как крикнет: «кар-кар-кар!»
Ты не веришь, выйди сам.
Воспитатель: Пригласи, пожалуйста, белого короля, своего друга. (надевают шапочки-маски). Остальные участники команды наденьте понравившиеся вам шапочки шахматных фигур.
Воспитатель: Король, Белый слон найдите своё место на шахматной доске (дети сравнивают изображение на шапочке с картинкой на клеточке шахматного поля)
Воспитатель: Белому Королю грозит опасность. (Я ставлю на шахматное поле деревянную фигурку чёрного и белого слона.)
Разыгрываем ходы белого деревянного слона и чёрного. Белый деревянный слон погибает, защищая своего Короля. На помощь приходит ребёнок в шапочке белого слона, он убирает фигуру чёрного деревянного слона. Становится на его место. Король спасён.
Рефлексия.
Дети становятся в круг.
Воспитатель:
Смогли сегодня чудо совершить,
Короля от врагов защитить
А если от работы радость остаётся-
Новая история к вам вновь вернётся
Вот и закончил работу наш шахматный кружок.
Вы были прекрасными юными шахматистами.