Татьяна Ветрова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Волшебная капелька воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по образовательной области «Познание»
для детей старшего возраста «Волшебная капелька воды»
Ветрова Татьяна Валерьевна г. Москва
Цели:
Образовательные:
1. Расширить представления о воде и ее некоторых свойствах.
2. Формировать у детей знания о значении воды для всего живого на Земле.
3. Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы во время проведения опытов.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение товарища и отстаивать свое.
2. Развивать любознательность, мышление, внимательность во время поисковой деятельности.
3. Активизация словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к воде, окружающему миру.
Оборудование: Капитошка, капельки на магните, конверт с письмом, презентация о воде, аудиозапись «Звуки ручья»; инвентарь для опытов: лоток, стаканы с водой, пустые стаканы, салфетки, разноцветные палочки, кусочки льда; корзина экологических советов, подарки - капельки.
Методы и приёмы: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Капитошка», чтение сказки «Путешествие капельки», рассматривание иллюстраций с природными явлениями, плаката «Круговорот воды в природе».
Ход НОД:
1. Ритуал приветствия.
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Встреча наша сегодня необычная и познавательная.
2. Сообщение темы.
Слайд №1 Звучит аудиозапись «Звуки ручья». На экране появляется Капитошка.
- Ребята, узнаете кто это? (Это Капитошка)
- Правильно. Его пригласили сестрички - Капельки, которые живут у вас в детском саду. Давайте поможем Капитошке их найти.
- А где же у нас в дет. саду могут жить Капельки и для чего они нужны.
Ответы:
1. В лейке для полива (цветы живые и без воды могут погибнуть).
2. В умывальной (моем руки, умываемся).
3. На кухне (повара готовят еду, моют посуду).
4. В моечной (делают влажную уборку, бутылки с водой для питья).
5. В аквариуме (без воды рыбки погибнут).
6. В прачечной (стирают белье).
После каждого ответа на доске выставляется очередная Капелька.
- Вот сколько Капелек - сестричек мы отыскали. А если эти капельки собрать вместе на ладошку, что же тогда образуется? (Вода)
- Правильно, вода. Слайд №2.
Кто же не знаком с водой. Она знакома всем. Это одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Поэтому сегодня мы поговорим о воде, ее значении для всего живого на Земле. Узнаем новое, будем рассуждать, играть, проводить опыты.
3. Беседа о воде.
- Где еще в природе встречается вода?
Ответы: в реке, озере, под землей (родники, море, океане, ручейке, в растениях, овощах и фруктах, огромные скопления льда находятся у Сев. и Юж. полюсов, вода падает на Землю в виде дождя, бывает и в замершем виде - снег, лед, в облаках и тд.
- Правильно. Она везде!
В луже, море, океане, Слайд №3
И в водопроводном кране. Слайд №4
Как сосулька замерзает, Слайд №5
В лес туманом заползает, Слайд №6
Ледником в горах зовется, Слайд №7
Лентой серебристой вьется. Слайд №8
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Слайд №9 - Если взглянуть на нашу планету, то прежде всего в глаза бросается обилие на ней воды. Большую часть поверхности планеты занимают моря и океаны, и лишь немногим остается на долю суши, на которой мы и живем. Так что недаром нашу планету называют «голубой». Все моря и океаны - это один громадный водоем.
- А представьте себе, что на планете вдруг пропала вода и не осталось ни одной капли.
- Чтобы произошло? (На планете все бы погибло, исчезло) Слайд №10
Вот так тогда выглядела бы наша планета. Неприятное зрелище, не так ли?
- Почти все живое не может обойтись без воды.
Слайд №11 Звериные тропы в лесу ведут к водопою.
Птицы летят к рекам, озерам.
Слайд №12 Каждое деревце, травинка, цветок пьет воду. Замечали вы, как начинает зеленеть после дождя травка и как желтеет, засыхает и гибнет в за-суху, когда нет воды.
Слайд №13 Люди издавна выбирали себе место у воды, селились по бере-гам рек, озер, там где питья вдоволь. Человек, к примеру, сможет прожить без воды только несколько дней (от 3 до 5).
- Вода - это источник жизни. Слайд №14
Без нее нам не умыться, ни наесться, ни напиться,
Смею я вам доложить:
«Без воды нам не прожить!
4. Физкультминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
5. Создание проблемной ситуации.
У Капитошки появляется конверт.
- Посмотрите, у Капитошки конверт. Так, посмотрим, что внутри. Здесь письмо. Послушайте.
- Здравствуйте, ребята! Пишут вам 2 сестрички — Капельки. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна в эту минуту застыла и превратилась в красивую льдинку. А вторая успела спрятаться и осталась капелькой. Льдинка заважничала и не захотела признавать в капельке родной сестры. Ребята, помогите! Докажите, что мы, льдинка и капелька - родные сестры.
- Давайте попробуем помочь им.
6. Исследовательская работа.
- Представьте, что наша комната научно - исследовательская лаборатория.
Чтобы доказать, что льдинка и капелька - родные сестры, нам нужно более подробно узнать какой бывает вода, т. е. исследовать свойства воды.
- Мы сейчас проведем опыты. Но прежде вспомните правила поведения в лаборатории:
- аккуратно обращайтесь с посудой;
- при необходимости пользуйтесь салфетками, если пролилась вода;
- слушайте воспитателя;
- внимательно следите за результатами опыта;
- закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
Итак, в путь за знаниями, юные лаборанты.
Опыт 1.
Вода прозрачная
- Сначала узнаем, какого цвета вода. На столе у вас лежат цветные палочки, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите каждую к стакану с водой и сравните цвет воды и палочки.
- Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из этих цветов? (Нет)
- Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная)
- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды?)
Посмотрите через стакан с водой на цветную палочку.
- Итак, какой делаем вывод. По цвету чистая вода какая? (Вода бесцветная, прозрачная, через нее все хорошо видно).
Опыт 2
У воды нет вкуса
- Следующий опыт. Мы узнаем еще одно свойство воды. Есть ли у нее вкус?
- Вам хорошо знаком вкус яблок, огурца? (Да)
Какой вкус у соли (соленый), у сахара (сладкий), у лимона (кислый), у лука (горький?
Попробуйте воду в стакане на вкус. Сделайте глоток.
- Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?
Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к чистой воде.
Значит, вывод: имеет вода вкус? (Вода не имеет вкуса.)
Опыт 3
У воды нет запаха
- Следующий опыт. Когда мама печет пироги, аппетитный запах вы почувствуете еще за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи.
- А теперь понюхайте воду и сделайте вывод: чем пахнет чистая вода? (Вода не имеет запаха)
Опыт 4
Вода жидкая, может течь
- Переходим к следующему опыту. Предлагаю вам аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой.
Льется вода? (Да)
Почему, как вы думаете? (Потому что она жидкая)
Если бы она не была жидкой, то не смогла бы течь в реках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью. Это еще одно свойство воды.
Опыт 5
Лед, снег - это твердая вода
- Еще один очень интересный опыт. Подставьте правую ладошку. Я каждому дам кусочек льда. Давайте опишем его. Какой лед? (Холодный, скользкий, твердый, гладкий)
- Что с ним стало происходить? (Он тает)
Да, мы видим, как появляется вода. Почему начала таять льдинка? (Потому что ладошка теплая)
- Правильно. Под воздействием тепла лед, снег тает и превращается в воду.
И, наоборот, если мы поставим воду на мороз или в морозильную камеру, что с ней произойдет? (Она замерзнет)
Итак, какой вывод: лед и снег — это твердая или жидкая вода? (Лед и снег - твердая вода)
Наши опыты окончены.
- Можем ли мы теперь сказать, что льдинка и капелька - родные сестры?
(Да)
- Почему? (Льдинка и капелька — это вода)
- Правильно. Вы помогли сестричкам помириться. И мы убедились с вами, что вода бывает разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками. Вот такая она!
7. Закрепление свойств воды. Игра со слайдами.
- Теперь поиграем со слайдами. Я показываю одно из свойств воды, а вы называете его.
Слайд №15 Вода прозрачная.
Слайд №16 У воды нет вкуса.
Слайд №17 У воды нет запаха.
Слайд №18 Вода - жидкая.
Слайд №19 Лед — твердая вода.
8. Дидактическая игра «Корзина экологических советов».
- Ребята, вы перечислили уже знакомые свойства воды.
Скажите, так почему вода - одно из главных богатств на Земле? (Потому что без воды все живое погибнет)
-А такая угроза существует. Слайд №20
От загрязнения воды страдает не только человек, но и растения, животные. Поэтому мы с вами, как хозяева природы, должны ее беречь и охранять! Это наша главная цель.
Вот корзина. Она не простая, она собирает экологические советы. Каждый ваш высказанный совет мы будем класть в корзину. Так как мы можем сберечь воду?
- когда что-то помыли - закрывать кран;
- когда идем на речку - не бросать мусор;
- не сливать отходы;
- строить очистные сооружения и т. д.
Вот сколько мы собрали полезных советов по охране воды.
Слайд №21 - Берегите каждую каплю воды,
Мы ведь на планете не одни.
9. Рефлексия.
- Молодцы! Что вам запомнилось сегодня?
- Вы были активными, внимательными и Капитошка дарит вам волшебные капельки.
Аудиозапись «Звуки природы»
Только не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении!