Инна Блинова
НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «В мире птиц» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить представления детей о жизни птиц в природе.
Задачи:
1. закрепить представления о внешнем виде и повадках птиц в среде их обитания;
2. дополнить знания детей о предметах, используемых городскими птицами при строительстве гнезд;
3. показать взаимосвязь деятельности человека и птиц : отрицательное и положительное влияние людей на жизнь птиц; вдохновление творческих людей на создание музыкальных, художественных, литературных, поэтических, танцевальных, скульптурных произведений;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
4. научить мастерить птичку из цветной ткани способом перемычной набивки (традиции игрушечного ремесла);
5. продолжать развивать коммуникативные навыки;
6. воспитывать бережное отношение к природе, побуждать
заботиться о них.
Предварительная работа:
1 Словарь (пернатые, повадки, трели, пристально, наугад, соперники. Значение выражения «На Егорьин день» (великомученик Георгий Победоносец, изображен на гербе Москвы. Празднование совершается 6 мая)
2. Художественная литература. Г. Снегирев «Пингвиний пляж», Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», Т. Нуждина Энциклопедия для детей «Чудо всюду» : рассказы о птицах - «Ласточка», «Снегирь», «Журавли», «Кукушка», «Сорока», «Сова», «Синица»…
Заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», Ю. Синицын «Синицы».
4. Инсценирование стихотворения В. Орлова «Ворона».
5. Изобразительная деятельность рисование на тему «Как розовые яблоки, на ветках снегири», аппликация «Птицы на кормушке».
6. Рассматривание иллюстраций о птицах.
7. Наблюдение птиц в природе.
8. Музыкальная деятельность. Заучивание песни «Журавли» муз. А. Лившица, сл. М. Познанской, «Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсон.
9. Игровая деятельность. Разучивание дидактической игры «Ни ворона, ни синица»
Оборудование: музыкальный центр, фонограмма «Звуки птиц», карточки для игры «Ни сорока ни ворона», шляпка, бусы – для инсценирования стихотворения В. Орлова «Ворона», для практической части – квадратные лоскутки разного размера, набивка (вата, поролон, пряжа, прочные нитки (шнурки, ножницы.
Ход НОД:
Перед началом НОД привлекаю внимание детей звучанием птичьих голосов (звучит фонограмма). Дети определяют кому принадлежат такие звуки.
- Ребята, хорошо ли вы знаете птиц и их повадки? Это нам покажут ваши ответы на мои загадки. (Слайд №1)
Воспитатель загадывает загадки.
1. Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая
Птица говорливая
Самая болтливая (сорока)
2,На шесте дворец
Во дворце певец (скворец)
3. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (соловей)
4. Кто на дереве сидит,
Клювом дерево долбит?
По рябине стук да стук-
Вылезай скорее жук.
Будет птице на обед
Очень вкусный короед. (дятел)
5. На одной ноге стоит
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат (цапля)
6. На Егорья день народился зверь
Нос-гвоздик
Под брюхом белина
Хвост вилочкой (ласточка)
Слайд№2
Молодцы!
Игра «Ни сорока, ни ворона»
(Игра детям знакома, должна проходить в бодром темпе. Правила игры в Приложении №1). Подведение итогов игры.
- Ребята, давайте представим, что мы совы. Сидим на дереве и ждем когда наступит ночь, чтобы отправиться на ночную охоту.
Физкультминутка «Совушка-сова»
Совушка-сова большая голова (дети рисуют руками круг)
На суку сидит (сгибая и выпрямляют пальцы рук, руки согнуты в локтях)
Во все стороны глядит (повороты головы вправо-влево)
А потом как полетит (имитируют полет птицы) (Слайд №3)
-Где и из чего строят свои дома птицы? Кто мне подскажет? (на деревьях из веток и травы, на земле из камней, в дупле деревьев… Все виды гнезд изображены на экране. Называем птицу и строительный мат. -л который использует птица для гнезд).
Но в мире птиц есть еще и необычные гнезда, посмотрите на них. Африканская птичка ткачик (родственник воробья) плетет свое гнездо на дереве и строит многоквартиные жилые дома, в которых одновременно могут разместиться от 100 до 300 пар. Необычны строения ласточек.
(Слайд№ 4, №5)
На экране появляются изображение плечиков для одежды, ложек, вилок, ниток, обрывки веревки, леска.
- Ребята, подумайте, как эти предметы могут быть связаны с птицами? (высказывания, предположения детей).
Рассказать детям, что все эти предметы были найдены учеными, изучающими жизнь пернатых. Плечики ворона использовала при построении гнезда. В каких-то гнездах находили ложки и вилки, которые птицы перенесли с ветками для прочности своего дома. В одном гнезде нашли погибшую птичку, которая не смогла покинуть своего дома из-за того, что ее лапки были спутаны нитками. В другом гнезде люди успели спасти птенцов, распутав им лапки. Очень жаль, что люди стали виновниками таких печальных случаев. Ведь опасный строительный материал птицы нашли на ближайших помойках.
- Как людям нужно выбрасывать то, что уже не пригодно, не навредив птицам?
Иногда в гнездах ворон и сорок можно найти неожиданные вещицы, которые не нужны для сооружения птичьего дома. Это монеты, стекляшки и даже украшения.
-Почему птицы принесли их в свои гнезда? (эти предметы привлекли птиц своим блеском). (Слайд №6)
_ Ребята, предлагаю присесть на опушке леса и понаблюдать за одной очень известной персоной – окраской сероватой, повадкой вороватой, крикуньей хрипловатой…
Инсценировка стихотворения В. Орлова «Ворона» в исполнении двух детей.
(Слайд №7)
Дидактическая игра «Какая птица лишняя?» (для рассматривания дать четыре карточки с изображениями водоплавующих, зимующих, перелетных, домашних птиц, одна птица лишняя).
(Слайд №8,9,10,11)
Подвижная игра «Гуси-утки»
(Все садятся в круг на корточки. Водящий ходит вокруг всех и дотрагиваясь до каждого говорит: «утка». Как только водящий дотрагивается и говорит: «гусь», то этот игрок должен догнать водящего, а водящий должен занять место игрока. И т. д. (Слайд №12)
-Ребята, вы так много уже знаете о птицах. Интересно ли вам жить на нашей планете рядом с пернатыми соседями? Что нового для себя вы сегодня узнали? (Подведение итогов занятия перед практической частью)
- С давних времен людей интересовали птицы. Поэты и композиторы сочиняли о них стихи и музыку к песням. Птиц изображали в танцах, их рисовали, лепили, вырезали из дерева, делали игрушечных птиц, например вот таких (демонстрируем). Из чего они сделаны? Показать 2-3 образ, выполненных из лоскутков. (Слайд №13,14,15)
Практическая часть с исполь-зованием технологической карты: конструирование из ткани «Птица счастья».
Интеграция с другими видами деятельности. Включение тряпичных птичек в подвижные, музыкальные, сюжетно-ролевые игры, в сценарий музыкальных праздников, в театральную деятельность.
(Слайд №16)
Приложение №1
Игра «Ни сорока, ни ворона». Дети делятся на две команды. Для команд педагог готовит равное количество картинок со знакомыми птицами. Ведущий каждой команды по очереди подходит к соперникам и показывает 1-ую картинку, произнося «Ни сорока, ни ворона и ни чайка. А какая это птица? Отгадайка!». Указывает на ребенка, который должен отгадать. Если ребенок не узнал птицу, просит помощи у своей команды: не теряя времени берет за руку того, кто ответит за него.
Для другой команды слова иные: «Ни сорока, ни ворона, ни синица. Так скажи-ка, как зовется эта птица?». Ведущий показывает картинки разным игрокам. Карточки с вороной и сорогой должны лежать последними. Подвести итог игры.