Лариса Росшевец
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебница вода»
Цель: развивать у детей старшего дошкольного возраста способность к экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Знакомить детей со свойствами воды (прозрачная, бесцветная, без запаха, ее можно закрасить, льется, и льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).
2. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
3. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Воспитательные.
1. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.
2. Воспитывать умение внимательно слушать друг друга и не перебивать.
Развивающие :
1. Активизировать и обогащать словарь детей.
Предварительная работа
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»
3. Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, загадок о воде.
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки» и др.
Оборудование: прозрачные стаканы с водой (холодной и теплой, мелкие камушки, краски, кубики льда, подносы, салфетки (по количеству детей, яблочный сок, аудиозапись «Шум волн».
Ход занятия:
Организационный момент.
- Дети, чтобы создать хорошее настроение, давайте возьмемся за руки, пожелаем друг другу доброго утра и улыбнемся друг другу.
1 часть.
- О чем будет сегодня наше занятие, вы узнаете, если отгадаете мои загадки:
Бежит, бежит, не выбежит,
Течет, течет, не вытечет.
(вода)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без. (Вода)
- Дети как вы думаете о чем все эти загадки? (о воде)
-Сегодня, у нас будет интересное, необычное занятие. Ребята, мы поговорим с вами о Волшебнице Воде.
Воспитатель: Ребята, кто мне может сказать, как мы используем воду?
Вода играет главную роль в жизни человека. Так же без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города, дороги. А еще вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров. Поэтому, воду надо беречь и охранять.
- Ребята, к нам в гости сегодня придет необычная гостья, зовут ее Капелька. Она хочет узнать что вы знаете о воде.
- Дети, встречайте (Входит Капeлька)
Капелька: Здравствуйте, ребята! Я – Капелька!
Я путешествовала по миру и решила заглянуть к вам, и послушать, что вы обо мне знаете? Ребята а кому нужна вода, как вы думаете?
- Ребята, давайте расскажем Капeльке, кто нуждается в воде.
Я прe длагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?»
- Ребята, а давайте вспомним, для чего человеку нужна вода?
2 часть.
Капелька: Ребята, так как я тоже волшебная. Я хочу вас снова пригласить в нашу сказочную лабораторию. Мы с вами сeйчас превратимся в волшебников и проведем наши опыты с водой.
(Присаживаемся за столы.)
Воспитатель:Ребята, какая вода?Давайте ее рассмотрим.
1. Опыт «Вода прозрачная».
Капелька: Ребята, посмотрите что у меня в стакане? (Вода)
- Она какая (Вода прозрачная)Давайте проверим, закройте глаза (опустить в воду камешки)Скажите, что вы видите (камешки в стакане)
2. Опыт «Вода может менять свой цвет»
-А можно воду сделать не прозрачной? Как? (ее можно закрасить). Налейте краску в воду. Какая стала вода? А предметы, которые мы опускали в прозрачную воду видно? (нет)
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (Вода может менять свой цвет)
3. Опыт «Рассмотреть воду на текучесть».
Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.
- Что делает вода (Течет, льется, переливается)
- Почему? (Потому что она жидкая.)
- А еще вы знали что, вода умеет шуметь (Нет)-Я предлагаю вам послушать, закрывайте глазки и слушайте внимательно.
Слушаем аудио запись «Шум волн»
Физкультминутка:
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
- А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.
4. Опыт «Лeд - твердая вода».
Стук в дверь.
Воспитатель:
-Посмотрите, нам принесли красивую коробочку. Давайте посмотрим что там.
Воспитатель достает красивую, блестящую коробку и пытается открыть коробку, но она не открывается.
- Не открывается! Что же делать? Ребята, коробочка откроется у нас волшебная, она откроется если вы отгадать загадку :
«В мороз – лежит, в тепло – бежит,
Прозрачное, а не стекло,
Пригреешь – собрать не успеешь. (лед)»
Воспитатель: Вот и открылась наша коробочка!
Воспитатель: Посмотрите, дети что нам в ней принесли? Что это? (Лед, льдинки).
Воспитатель дает детям рассмотреть что лежит коробке, затем предлагает пройти к столам, на которых лежат салфетки, подносы и раздает детям из коробки по ледяному кубику.
- Какие они льдинки, потрогайте? (Холодные, скользкие)
- А какие льдинки твердые или мягкие? (Твердые)
- Положите свои льдинки на поднос, и погрейте ручки друг о друга. Посмотрите, на подносах у вас появилась вода. Интересно, откуда? (Льдинки растаяли).
Воспитатель: Дети как вы думаете, почему льдинки растаяли? (Мы их трогали теплыми ладошкамии).
5. Опыт «У воды нет вкуса».
Предложить дeтям попробовать воду. Есть ли у нее вкус (Нет)
-Из другого стакана попробовать яблочный сок. Есть ли у него вкус?
(Да есть, сок сладкий, вкусный, полезный)
-Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить как он рад, говорит «Какая вкусная вода», хотя ее вкуса он не чувствует.
-Дети, какой мы можем сделать вывод? (у воды нет вкуса).
Воспитатель:А какая же все таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»
Игра: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч. ( Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, чистая, грязная, холодная, горячая, прозрачная, бесцветная, морская).
- Капелька, что с тобой случилось?
Капелька: Надо же! Я испачкалась, когда пролетала мимо заводов. Я и вам захватила с собой воды, вот она, пейте ребята!
- Ребята, а нам можно пить такую воду пить (НЕЛЬЗЯ).
Да, нельзя. От такой воды человек может заболеть и даже погибнуть.
Капелька: Что же мне делать? Как мне быть (плачет)
- Ребята, мы сегодня столько уже узнали о свойствах воды, может попробуем помочь Капельке очиститься?
- А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить грязную воду в баночку с фильтром.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала (Вода стала чистой)
Куда же делась вся грязь? (Все грязь осталось на фильтре)
Воспитатель:
- Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через кран, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из водохранилища или из реки. Потом она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от грязи, песка, разных микробов и бактерий. И только после этого сложного процесса вода уже попадает в наши дома.
Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.
- Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились?
Вода может растворять одни вещества, а другие нет.
Вода прозрачная.
Вода может менять свой цвет.
Вода не имеет вкус.
Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Капелька: Спасибо вам большое. Я очень рада, что вы так много узнали о воде. Мне пора отправляться в дальнее путешествие, меня ждут дела. А на память я вам подарю своих помощниц-капелек. Ребята, не обижайте и берегите их.
- Спасибо, тебе Капелька! До свидания!
Воспитатель: Вода - добрый друг и помощник человека и закончить наше занятие я хочу стихотворением Н. Рыжовой «Волшебная вода».
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь, любить и охранять.