Трофимова Наталья Александровна
НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе комбинированной направленности «Глаголы-антонимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности
Возрастная группа воспитанников : подготовительная группа комбинированной направленности
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: «Глаголы-антонимы»
Цель: Развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи.
Психолого-педагогические задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить подбирать глаголы-антонимы;
Публикация «НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе комбинированной направленности „Глаголы-антонимы“» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Противоположности, антонимы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
- составлять предложения по сюжетной картинке с одним действием;
- тренировать в употреблении приставочных глаголов, глагола «ловить»;
- учить выделять глаголы из предложения;
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание (зрительное и слуховое);
- развивать память;
- развивать связную устную речь;
- развивать восприятие (зрительное и фонематическое);
- развивать пространственно-зрительный гнозис;
- развивать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности (навыки самоконтроля, усидчивость, выдержка)
- развивать чувство языка.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать навыки самостоятельности;
- воспитывать навыки инициативности;
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- воспитывать навыки культуры поведения;
- воспитывать аккуратность при работе с наглядным материалом.
Коррекционно-оздоровительные:
- планировать объем материала с учетом утомляемости детей;
- следить за правильной осанкой детей;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения;
Интегрируемые образовательные области: Речевое развитие, социально коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие: Диалог детей с логопедом, со сверстниками.
Речевое развитие: Учить правильно подбирать глаголы-антонимы, учить строить фразу с опорой на сюжетную картинку, развивать чувство языка.
Познавательное развитие: Развитие любознательности и познавательной мотивации.
Физическое развитие: Предупреждение переутомления ребенка, предупреждение возникновения неправильной осанки, развитие общей мелкой и артикуляционной моторики.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности: игровая
Форма организации детей: фронтальное занятие
Форма организации обучения : непосредственно-организованная образовательная деятельность.
Материал и оборудование: парные сюжетные картинки с изображением действий: девочка снимает фартук (надевает, папа вешает картину (снимает, малыш строит башню (ломает, мальчик пачкает костюм (чистит, бабушка выдергивает морковь (сажает, мальчик ловит мяч (бросает, девочка ловит бабочку (выпускает); индивидуальные сюжетные картинки с изображением действий по количеству детей; сюжетные картинки с глаголами, образованными с помощью приставок: подплыть-отплыть, завязать-развязать, пододвинуть-отодвинуть, подлететь-отлететь, вбежать-выбежать, заходить-выходить; мольберт
Планируемый результат: Дети правильно умеют подбирать глаголы-антонимы, умеют строить фразу по сюжетной картинке, умеют правильно, отвечать полными, развернутыми фразами.
Предварительная работа: Обучение образованию приставочных глаголов
Этап Деятельность логопеда Деятельность детей Способы поддержки детской инициативы
Вводная
Основная часть
Заключительная часть Цель: мотивация детей на предстоящую деятельность.
- Здравствуйте!
- Дети, у меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.
Логопед говорит: «Сядет тот, кто назовет действия, которые мы совершаем каждый день».
Логопед рассказывает детям историю:
- Жил-был мальчик -упрямый, непослушный. Он все делал наоборот. Говорит ему мама ложиться спать - он встает. Просит повернуться к ней — он отворачивается; убрать игрушки — он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком Наоборот. А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял, как это неприятно и исправился.
После чтения рассказа логопед уточняет действия с противоположным значением:
ложиться-вставать, убирать - разбрасывать и т. д.
Цель: Развитие мыслительных операций, умение слушать педагога, умение слушать друг друга; закрепление умений и навыков, приобретенных детьми ранее, в совместной и самостоятельной деятельности.
1. Дидактическая игра «Картинки-перевертыши»
Логопед объясняет, что сейчас дети будут составлять предложения по картинкам. Если составят правильно, он им покажет картинку с обратной стороны.
На мольберте размещена картинка с изображением мальчика, который ломает машинку.
Логопед спрашивает: «Какое действие в этом предложении?
Назовите противоположное действие и составьте новое предложение».
Когда дети составили предложение, логопед переворачивает картинку и показывает её детям. Таким же образом составляются предложения и к другим картинкам:
Девочка снимает фартук (надевает)
Папа вешает картину (снимает)
Малыш строит башню (ломает)
Мальчик пачкает костюм (чистит)
Бабушка выдергивает морковь (сажает)
Мальчик ловит мяч (бросает)
Девочка ловит бабочку (выпускает)
Логопед обращает внимание детей на то, что к действию «ловит» в различных случаях подбираются разные противоположные действия и просит детей повторить эти предложения.
2. Дидактическая игра «Составь предложение»
У детей на столах разложены сюжетные картинки.
Логопед объясняет, что каждый ребенок должен самостоятельно составить предложения по картинке, выделить в нем действие и составить новое предложение, в котором будет противоположное действие. (Глагол-антоним подбирается без наглядной опоры).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Логопед предлагает детям встать, выйти из-за столов и только на несколько минут стать такими как Мальчик Наоборот, т. е. выполнять противоположные действия:
опустить руки (поднять)
встать из-за стола (сесть)
открыть рот (закрыть)
показать ладони (спрятать)
согнуть руки (распрямить)
присесть (встать)
3. «Выбери слово»
Логопед объясняет, что каждый ребенок должен выбрать одно подходящее слово из четырех, с противоположным значением.
- Засыпать (спать, просыпаться, смеяться, умываться)
- приклеить (рисовать, выстригать, отклеить, оторвать)
- смеяться (разговаривать, плакать, петь, кричать)
- поднять (снять, спрятать, опустить, присесть)
- завернуть (одеть, развернуть, сложить, завязать)
- хвалить (сварить, ругать, радовать, говорить)
- разговаривать (петь, молчать, смеяться уходить)
Цель: выход из непосредственно организованной образовательной деятельности.
Дети, что мы сегодня делали на занятии?
Что вам больше всего понравилось?
Вы большие молодцы! В игры со словами наоборот вы можете поиграть дома с родителями. Дети вместе с логопедом заходят в кабинет и встают в круг. Внимательно слушают и эмоционально положительно настраиваются на предстоящую деятельность.
Дети выполняют действия и садятся на стульчики.
Дети внимательно слушают историю про упрямого мальчика.
Дети составляют предложение:
«Мальчик ломает машинку»
Дети составляют предложение: «Мальчик чинит машинку»
Дети составляют предложения:
«Девочка снимает фартук» - «Девочка надевает фартук» и т. д.
Дети повторяют предложения с глаголом «ловит».
Дети составляют по 2 предложения со следующими противоположными действиями: подплыть-отплыть, завязать-развязать, пододвинуть-отодвинуть, подлететь-отлететь, вбежать-выбежать, заходить-выходить и др.
Дети слушают логопеда, выполняют действия в соответствии с инструкцией и называют его.
Дети выбирают глаголы с противоположным значением: «засыпать-просыпаться» и т. д.
Дети отвечают: «Мы подбирали слова наоборот, придумывали предложения. Понравилось быть как мальчик наоборот и др.»
Дети прощаются с логопедом и уходят в группу. Создание доброжелательной атмосферы на занятии.
Сюжетные картинки с изображением действий
Показ действий