Юлия Бережная
НОД по ознакомлению с трудом портного. Профессиональная ориентация
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ознакомлению с трудом портного.
Цель:
1. Продолжить знакомство с профессиями взрослых;
2. Воспитывать желание трудиться и подражать профессиональным действиям в совместной игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «НОД по ознакомлению с трудом портного, Профессиональная ориентация» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
1. Дать представления о профессии человека, изготавливающего одежду, об орудиях труда, нужных ему для работы; содействовать пониманию цели труда портного и отличия от профессии швеи;
2. Систематизировать знания о видах тканей и одежды (легкая и верхняя, об аккуратном и бережном отношении к ней;
3. Упражнять в умении пользоваться трафаретом при вырезании симметричных деталей;
4. Совершенствовать навыки работы с ножницами
Развивающие:
1. Пополнить словарь новыми словами (портной, выкройка, пайетки, тесьма, подол, наперсток, упражнять в отгадывании загадок;
2. Развивать мелкую моторику рук;
3. Развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм, строить изображение в зависимости от формы листа.
Воспитательные:
1. Прививать любовь и уважение к труду взрослых, воспитывать желание трудиться и подражать труду портного в игровой деятельности;
2. Развивать коммуникативные умения и навыки.
Оборудование: конверт с письмом, презентация по теме НОД, коллекция «Виды тканей», ширма с разные атрибуты: деревянные и прозрачные линейки, сантиметр, лекало, мел, ножницы, булавки, листы бумаги, шаблоны выкроек, готовая одежда - жилет, пиджак и блузку. материал для практической работы.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Ребятам группы «№ 11». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню. Он был прямоугольной формы, голубого цвета. Помогите мне его найти! (По группе разложено несколько конвертов разных форм и цветов, дети ищут конверт по заданному признаку).
Воспитатель: Хотите узнать, что там? Давайте посмотрим! Оказывается, нам прислали загадки, и нужно их отгадать. Предлагаю присесть (дети садятся по кругу на красивые подушки)
Инструмент бывалый:
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет. (Ножницы)
Всех на свете обшивает,
Что сошьет — не надевает. (Игла)
На пальце одном,
Ведерко — вверх дном. (Наперсток)
На поляне шерстяной пляшет тонконожка,
Из — под туфельки стальной — выползает стежка. (Швейная машинка)
Пройдусь слегка горячим я
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)
Воспитатель: Молодцы ребята, всё правильно вы отгадали.
- Кому принадлежат эти инструменты? (Портному)
- Что делает портной? (Ответы детей)
Воспитатель: Портной – это человек, который изготавливает одежду из текстильных материалов. Портной шьёт разную одежду для детей и взрослых, мужчин и женщин, на любые времена года. Портные работают на производствах, фабриках и в ателье. Для того, чтобы стать хорошим портным надо знать детали одежды, видов ткани, разбираться в моде, уметь выбрать подходящие фасоны и ткань. Мужчину, который шьет одежду, называют портным, а женщину – портниха. Как вы думаете, а чем отличается портной от швеи? (отличается более высокой квалификацией, шьет все изделие от начала и до конца, а швея выполняет только одну определенную операцию: например, работает на швейной машинке или обрабатывает отдельные детали одежды). Рассказ или показ презентации.
Воспитатель: И сегодня я вам предлагаю отправиться на экскурсию. Пройти весь путь портного. Путешествуя, мы с вами будем останавливаться на разных станциях, выполнять задания.
Экспедицию начнем со станции «Материаловедение».
Станция «Материаловедение».(Детям предлагается рассмотреть кусочки тканей, подержать их в руках, помять и т. д.)
Воспитатель: Ткани бывают разные: гладкие и ворсистые, легкие и тяжелые, теплые и прохладные, плотные и редкие. Все ткани состоят из нитей, которые переплетаются между собой и крепко «держатся друг за друга». Давайте рассмотрим ткань на вашей одежде и убедимся, что это действительно так (детям предлагается потрогать свою одежду, потянуть ее, попробовать порвать). Качество тканей зависит от толщины нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, а из тонких – тонкие, легкие (показ образцов).
Воспитатель:
- Как вы думаете, что шьют из толстых тканей? Почему?
- А что шьют из тонких тканей? Почему? (ответы детей)
Воспитатель:
- Каждому понятно, что маечку нужно из шить из ситца, а шубу из меха, а не наоборот. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Что из чего можно сшить?»
Цель игры: выбрать модель, подобрать к ней ткань.
Ход игры: назвать и охарактеризовать предложенный предмет одежды (контур); определить, какая ткань подходит для пошива, описать ее свойства (возможно, подойдут 2-3 вида ткани). При правильном ответе подложить лист с тканью под контур одежды. ( Например: это сарафан. Это летняя легкая одежда. Для пошива сарафана подойдет ситцевая, сатиновая, шелковая ткань. Я хотел (ла) бы сшить летний сарафан из легкого тонкого гладкого блестящего шелка оранжевого цвета с рисунком. Этот же сарафан можно сшить из ситца).
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем нашу экскурсию. И следующая станция «Конструирование одежды».
Станция «Конструирование одежды». Воспитатель разворачивает ширму, на которой расположены карманы. В карманах лежат разные атрибуты: деревянные и прозрачные линейки, сантиметр, лекало, мел, ножницы, булавки, листы бумаги, шаблоны выкроек.
Воспитатель: Посмотрите, у меня здесь есть уже готовые изделия. Мне надо 3 человека. Выходят дети, воспитатель предлагает примерить жилет, пиджак и блузку. Блузка оказывается ребёнку большой, жилет из-за маленьких размеров не надевается на ребёнка а, пиджак как раз подходит. Во время примерки педагог вместе с детьми уточняет, почему люди не хотят ходить в одежде не своего размера (неудобно и не красиво). Знаете, почему вам не подошли эти наряды, да потому что их заказывали другие люди, и именно, с них я снимались мерки. Для того, чтобы наряд на вас смотрелся хорошо, вам было удобно в нём двигаться, вы выглядели модно и элегантно, нужно знать свой размер, а портному снять мерки именно с вас. Как вы думаете, какой инструмент из предложенных, помогает мне снять мерки? Воспитатель вместе с детьми рассматривает, то, что находится в кармашках ширмы: находят два измерительных прибора: линейки и сантиметр.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам попробовать измерить себя с помощью линейки, мы разделимся на пары: один из вас будет заказчиком, другой закройщиком, человеком, снимающим мерку. Но прежде чем мы попробуем снять мерки поиграем в игру Линейка».
Ход игры: В профессии портного требуются ловкие руки, точность движений, хорошее зрение. Я проверю эти качества у вас. С помощью линейки. Я держу её в руке. А потом неожиданно выпущу. Вам надо её поймать. Выиграет тот, кто поймает линейку.
Воспитатель: Молодцы! Давайте попробуем измерить с помощью линейки талию. Дети пытаются измерить. Воспитатель подводит детей к пониманию, что деревянной линейкой это сделать невозможно и предлагает взять сантиметр.
Воспитатель: «Какой сантиметр?» (длинный, гибкий, мягкий). Дети пробуют с его помощью измерить талию. Педагог делает вывод: снимать мерку с заказчика удобно с помощью сантиметровой ленты. Так же измеряются ширина груди, длина изделия. Дети складывают сантиметровые ленты в коробочку, а воспитатель продолжает.
Воспитатель: Когда все измерения сняты, все эти измерения переносятся на бумагу и получается бумажная выкройка. Воспитатель показывает детям несколько вариантов выкроек. Затем выкройка прикладывается на ткань и ножницами вырезается деталь. Вырезанные детали сшиваются на швейной машине. Ребята, наша экскурсия продолжается и следующая станция «Швейная»
Станция «Швейная»
Практическая работа
Воспитатель: Дети, давайте сегодня превратимся в портных, откроем свое маленькое ателье, сделаем коллекцию нарядных платьев к Новому году.
( могут быть варианты: к весеннему сезону, к летнему сезону т т. д.) Хотите? Дети: Да! Тогда давайте примемся за работу. Но сначала давайте отдохнём.
Пальчиковая гимнастика “Гномики-прачки”
Жили-были в домике
Маленькие гномики: Сжимают и разжимают кулачки
Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. Загибают пальчики, начиная с большого
Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с мизинца
Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки.
Микки умница был,
Всем водичку носил. Загибают пальчики, начиная с большого
Показ способа изготовления аппликации.
Воспитатель: Молодцы быстро и чётко выполнили все движения, а сейчас приступим к выполнению работы. Посмотрите, что нужно сделать. Берем шаблон, прикладываем по центру сложенного вертикально листа цветной бумаги, аккуратно обводим простым карандашом и вырезаем по контуру карандаша. Открываем лист цветной бумаги (как книжку). У нас получился цветной эскиз платья.
Воспитатель: Сейчас мы можем приклеить на бумагу наши эскизы. В каком углу листа мы наклеим платья? Дети: Посередине. Почему? Дети: Что бы его было хорошо видно. (Дети наклеивают). Воспитатель: А сейчас давайте приступим к следующему этапу работы. Предлагаю вам пофантазировать, и украсить вашу модель по желанию.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас украшений, вы можете выбрать те, которые вам нравятся, а я покажу, как украшать ими платья. Посмотрите, я намажу клеем ту часть платья, к которой буду приклеивать пайетки, (так называются эти украшения) и аккуратно приложу пайетки на платье, так чтобы получился узор. Украсить можно вырез платья, рукава, подол, можно приклеить тесьму по линии талии. Красиво получается, а сейчас вы украсьте свои платья.
Воспитатель: Ребята, вы только посмотрите, какие красивые платья у нас получились. Давайте сделаем выставку своей коллекции нарядной одежды и полюбуемся, ведь они такие красивые. (Размещает детские работы на доске.
Заключительная часть.
Рефлексия: Воспитатель предлагает детям встать в круг. Берет белый лист бумаги, делает из него «снежный ком». Дети по кругу передают «снежный ком», отвечая на вопросы воспитателя
- С какой профессией мы сегодня познакомились? (портной).
- Где же работают портные? (в ателье).
- Какие инструменты необходимы портному для работы? (сантиметровая лента, иголка, нитки, ножницы и т. д.).
- С какими новыми материалами вы познакомились? (Тесьма, пайетки, бархатная бумага.
- Важен ли труд портного? (ответы детей)
- Чем важен труд портного? (Ответы детей
- Чем отличается труд портного от труда швеи? (Ответы детей)
Воспитатель: Славно мы потрудились, создали свою новогоднюю коллекцию платьев!