Ткачева Татьяна
Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя».
1. Игра «Качества"
Назвать на первый звук своего имени (какая Я).
2 слайд
2. Упражнение «Яблоко и червяк»
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и скажите свой ответ, который охарактеризуйте личностным качеством.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Профессиональная компетентность воспитателя“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Психолог: На столе ароматные яблочки, да именно те, которые вы себе представляли.
Возьмите каждый по три яблочка и напишите по одному на яблочке три качества, которые в Вас наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в Вас эти качества.
Далее педагоги делятся на 2 группы, садятся кругом. Все «яблочки» кладутся в две корзиночки, у каждой группы своя. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из корзины, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в корзине не останется ни одного яблочка. В итоге каждый из педагогов получает разное количество яблок, а, значит, и качеств.
Психолог: У нескольких педагогов спросить : «Как присвоенные Вам качества могут помочь в профессиональной деятельности?»
Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.
А сейчас, чтобы психологически настроится на нашу дальнейшую работу, предлагаю вам игру.
3 слайд
3. Упражнение «Ассоциация».
Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.
Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета, то какая? "
4 слайд – 17 слайд
Психолог: Китайская мудрость гласит - «Не дай Вам Бог жить во время перемен!»
Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени"?
Для начала назовите три наиболее подходящие на ваш взгляд характеристики современного поколения детей (ответы педагогов). В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС». Давайте вспомним основные положения стандарта.
4. Деловая игра «Знатоки ФГОС». слайд 3
Вопросы:
1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?
а) 4;
б) 5;
в) 10.
2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:
а) социально-коммуникативное развитие;
б) речевое развитие;
в) художественно-эстетическое развитие;
г) физическое развитие.
(познавательное развитие)
3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?
а) манипулирование с предметами;
б) познавательно-исследовательская;
в) восприятие художественной литературы и фольклора.
4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:
а) 80% и 20%;
б) 60% и 40%;
в) 50% и 50%.
5. Определите время реализации ООП ДО:
а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;
б) только во время занятий;
в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.
6. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
7. К какой образовательной области относится знакомство с книжной культурой, детской литературой?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
8. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
9. Как в Стандарте ДО определена Программа?
а) программа обучения детей;
б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;
в) программа воспитания и обучения детей.
10. Назовите, что не является основным разделом Программы:
а) целевой;
б) установочный;
в) содержательный;
г) организационный.
11. На что нацелен Стандарт ДО?
а) формирование знаний, умений, навыков;
б) формирование интегративных качеств личности;
в) целевые ориентиры дошкольного образования.
12. Что не является направлением коррекционной работы и/или инклюзивного образования?
а) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
б) квалифицированное медицинское обслуживание;
в) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
13. На что не направлена педагогическая диагностика (мониторинг?
а) индивидуализация образования;
б) итоговая диагностика к школе;
в) оптимизация работы с группой детей.
Психолог: Отлично, молодцы!
18 слайд
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
С 1 января 2017 г. был введен Профстандарт педагога, утверждённый Правительством РФ.
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт педагога — это ключевой документ, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.
Таким образом, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».
Что такое, по - Вашему, профессионализм? (ответы участников)
19 слайд
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
20 слайд
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др., в том числе ИКТ-технологии).
В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Поэтому я приготовила Вам в помощь Памятку «Возможные проблемы в работе по самообразованию и пути их решения» (раздача памяток)
21 слайд
Психолог:
Предлагаю всем вместе составить Модель профессиональных компетенций воспитателя. Наша Модель будет в виде Солнышка. Для этого нужно на каждом лучике написать по одной компетенции. Пожалуйста!
(на мольберт приклеиваем лучики к солнцу)
Итак, современный воспитатель :
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
Педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Психолог:
Предлагаю сравнить нашу Модель профессиональных компетенций воспитателя с предложенной на экране.
22 слайд
Профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
Педагог должен :
• Знать специфику дошкольного образования
• Знать общие закономерности развития детей
• Обладать коммуникативными навыками
• Уметь организовать ведущие виды деятельности
• Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста
• Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми (в том числе и с детьми с ОВЗ)
• Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга
• Владеть методами и средствами психолого- педагогического просвещения родителей и привлечения их в образовательную деятельность (например, посредством проектов)
• Владеть ИКТ-компетенциями
23 слайд
Психолог: Наглядно компетентности педагога можно представить в виде пирамиды. В основании которой лежат: Знания, Умения, Способности, Личностные качества и Опыт педагога. Если они все соединяются, то на вершине представляют Компетентность педагога.
Психолог: А сейчас я предлагаю Вам немного снять напряжение и усталость.
5. Упражнение для снятия напряжения и усталости:
- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши;
- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами;
- Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа;
- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой;
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой;
- Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
- Если вам нравится обучаться и быть учеником, улыбнитесь.
24 слайд
Психолог: Предлагаю Вашему вниманию Психологическую игру.
Цель: Выявление эмоциональных особенностей человека.
Игра «Синяя птица». Однажды синяя птица неожиданно влетает в окно вашей комнаты и попадает в ловушку. Что-то в ней привлекает в вас, и вы решаете оставить ее у себя. Но, к вашему удивлению, на следующий день птица меняет цвет с синего на желтый! Эта необычная птица меняет цвет каждую ночь: наутро третьего дня она ярко-красная, а на четвертый день становится черной.
Какого цвета птица, когда вы просыпаетесь на пятый день?
- Птица не меняет цвета, она остается черной.
- Птица возвращается и снова становится синей.
- Птица становится белой.
- Птица становится золотой.
Комментарий к тексту.
Птица, влетевшая в комнату, кажется вам символом удачи, заставляет
беспокоиться о том, что счастье будет непрочным. Ваша реакция демонстрирует то, как вы реагируете на трудности и неопределенность в реальной жизни.
25 слайд
Тот, кто выбрал черную птицу, воспринимает жизнь пессимистично и склонен считать: если ситуация ухудшилась, она уже опять не нормализуется, если все так плохо, то хуже уже не будет.
26 слайд
Для кого птица вновь становится синей – оптимисты, которые верят, что жизнь – это смесь хорошего и плохого. Не следует бороться с этой реальностью. Вы воспринимаете неприятности спокойно. Такой взгляд помогает легко преодолевать препятствия.
27 слайд
Те, у кого птица стала белой, под давлением ведут себя спокойно и решительно. Вы не теряете времени на волнение и нерешительность, даже когда ситуация развивается не в вашу пользу.
28 слайд
Тех, у кого птица стала золотой, можно описать словом «бесстрашный». Однако, нужно помнить, что граница между бесстрашием и безрассудством очень тонкая.
Пришло время Обратной связи:
29 слайд
Участникам группы предлагается ответить на вопросы:
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
Укажите положительные и отрицательные моменты при выполнении задания.
Что нового вы узнали о себе?
Психолог: В заключение, предлагаю взять по одному яблочку и написать на нем пожелание участникам нашей встречи.
Подарите это яблочко своему соседу справа.
Зачитайте пожелания? (все по – очереди читают пожелания группе)
Спасибо!
30 слайд
До новых встреч!