Елена Широкова
НОД по ознакомлению старших дошкольников с профессией портного
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто огромный труд вложил, чтоб костюм тебе служил?»
НОД по ознакомлению с трудом портного в рамках долгосрочной проектной деятельности «Профессии взрослых»
Составитель: Широкова Елена Геннадьевна, воспитатель ДОО «Детского
сада №329», г. Екатеринбурга, Свердловской области.
Цель:
1. Продолжить знакомство с профессиями взрослых;
Публикация «НОД по ознакомлению старших дошкольников с профессией портного» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
2. Воспитывать желание трудиться и подражать профессиональным действиям в совместной игровой деятельности.
Задачи:
1. Дать представления о профессии человека, изготавливающего одежду, об орудиях труда, нужных ему для работы; содействовать пониманию цели труда портного и отличия от профессии швеи;
2. Систематизировать знания о видах одежды (легкая и верхняя, нижнее белье, об аккуратном и бережном отношении к ней;
3. Пополнить словарь новыми словами (портной, портниха, напёрсток, игольница, портновские ножницы и др., упражнять в отгадывании загадок;
4. Закрепить умение правильно называть портновские инструменты и знание о правилах безопасного их использования;
5. Прививать любовь и уважение к труду взрослых, воспитывать желание трудиться и подражать труду портного в игровой деятельности;
6. Развивать коммуникативные умения и навыки.
Возрастная категория детей: 5-7 лет.
Форма организации: подгрупповая.
Оборудование: конверты с бумажными деталями выкройки платья по количеству детей, презентация по теме НОД, шкатулка с сантиметровой лентой, игольницей, ножницами, нитками, иголкой; детская швейная машинка, кусок синего шёлка, заранее подготовленная выкройка и готовое платье синего цвета.
Предварительная работа:
1. Беседа «Откуда ткань появилась?»
2. Экскурсия в кабинет швеи детского сада, наблюдение за её работой;
3. Рассматривание внешнего вида швейной машинки и процесса шитья на ней кукольной одежды;
4. Рассматривание журналов мод, коллекции тканей и театральных костюмов (в костюмерной детского сада);
5. Чтение художественных произведений по теме НОД:
- «Как кроту штанишки шили?» Э. Петишка;
- «Швея» Г. Виеру;
- «Портниха» П. Воронина;
- "Льняное платьице» Т. Шорыгина;
6. Дидактические игры «Профессии», «Что кому нужно для работы», «Подбери кукле одежду».
Ход НОД:
- Ребята, какие вы сегодня красивые, нарядные и аккуратные. Посмотрите друг на друга и скажите, в какой одежде вы сегодня пришли в группу? (ответы детей)
- Вот сколько разнообразной одежды вы носите! Какой же волшебник потрудился и превратил ткань в такую удобную и чудесную одежд? Хотите узнать?
- Давным-давно на Руси всю одежду называли «порты» или «портище», а человека, который шил одежду - «портным». В «Википедии» написано, что «порть» - это нарез или кусок ткани, одежда.
Демонстрация слайда №2 соответствующей презентации.
- Профессия портного очень древняя и всегда была почетной. Секреты портновского мастерства накапливались тысячелетиями.
- А может ли шить одежду мастер – женщина? Тогда она – портниха.
Слайд №3
- Портной и портниха – специалисты по изготовлению одежды. Как вы думаете, а чем отличается портной от швеи? (отличается более высокой квалификацией, шьет все изделие от начала и до конца, а швея выполняет только одну определенную операцию: например, работает на швейной машинке или обрабатывает отдельные детали одежды)
- Есть мастера – портные, которые шьют только верхнюю одежду.
Слайд №4
- Как вы думаете, почему эта одежда так называется и когда её носят? (когда холодно на улице, одевается сверху и другие высказывания)
Игровое задание «Найди и назови предметы верхней одежды»
Задача: систематизировать знания о предметах верхней одежды, знать их назначение.
- Есть портные, которые шьют только легкую одежду.
Слайд №5
Догадайтесь, почему её так называют? (носят, когда тепло, она легкая, можно ходить на праздник и другие высказывания)
Игровое задание «Найди и назови предметы легкой одежды»
Задача: систематизировать знания о предметах легкой одежды, знать их назначение.
- Некоторые портные заняты шитьем нижнего белья.
Слайд №6
- А эта одежда почему получила такое название? (носят под низом, под другой одеждой) Зачем нам она нужна? (быть чистым, чтобы было тепло и другие высказывания)
Игровое задание «Найди и назови предметы нижнего белья»
Задача: систематизировать знания о предметах нижнего белья, знать их назначение; помочь осознать необходимость их ежедневной смены в целях гигиены и здоровья человека.
- Зачем людям столько разнообразной одежды?
(защищает от холода и жары, помогает быть красивым, детям ходить в детский сад, а взрослым на работу и другие ответы)
- Нужно ли аккуратно носить одежду? Зачем? А беречь одежду? Как можно бережно к ней относиться? (дома - чистить, вовремя стирать и гладить, в группе - аккуратно складывать, развешивать на вешалку в шкафчике и на стульчике перед дневным сном)
- Давайте проследим, как портниха (портной) превращает обычную ткань в чудесную вещь. Можно я буду портнихой? Тогда Юля (заранее подготовленный ребенок) будет заказчиком? (человеком, который заказывает портнихе или портному нужный предмет одежды, то есть делает заказ)
Итак, начнем (предметы поочередно достаются из шкатулки или демонстрируются слайдами):
- Любит Юленька нарясе действия обыгрываются,ды,
Новым платьям очень рада!
И портниху попросила,
Чтобы платье та ей сшила.
Отвечает ей портниха:
«Будешь ты как щеголиха!
Все сошью в один момент,
Здесь мой главный инструмент.
Шелк красив, с отливом синим,
Тонкий и блестящий он(показ куска синей ткани или слайда №7)
Мерку мы, конечно, снимем,
Но прежде выберем фасон»(показ журнала мод или слайда №8)
Юля: «Сшейте платье мне из шелка,
Чтоб внизу была оборка,
Воротник, карман большой,
Сзади бантик озорной!»
- Чтобы мерки с Юли снять,
Портнихе ленту нужно взять –
Ленту сантиметровую,
Длинную и новую(показ предмета или слайда №9)
- Портнихе эти мерки - цифры
Нужно быстро записать
Все в особую тетрадь,
Чтоб случайно не забыть,
В выкройку их превратить:
В выкройку бумажную
И очень, очень важную…(показ предмета или слайда №10)
Ветер вдруг подул – беда!
Перепутались детали…
Придется вам их в руки взять
И выкройку создать опять.
Игровое задание «Составь выкройку платья»
Задача: составить из отдельных частей выкройки целое изображение платья по типу «пазлов»)
- Теперь стол клеенкою накрою
И тогда займусь раскроем!
Мне поможет шёлк разрезать,
Точно по выкройке отрезать
Инструмент бывалый,
Не большой, не малый.
Угадай, какой?
Загадка: 2 кольца, 2 конца, а посередине – гвоздик (ножницы)
- Ножницы, которыми портные разрезают, кроят ткань, называются «портновские». Это самые большие ножницы (показ предмета или слайда №11)
Упражнение «Можно – нельзя»
Задача: закрепить знания о безопасном поведении при работе с ножницами;
развивать речь детей.
- Быстро шелк я раскроила,
Но детали я не сшила.
Кто помощник в деле главный?
Угадай, дружок, скорей!
Загадка: Маленького роста я, но тонкая и острая. Носом путь себе ищу, хвостик за собой тащу (иголка)
(показ предмета или слайда №12)
Физкульминутка - «Иголочка и ниточка» (народная игра)
- Верно служит портным иголка,
Только колется, как елка!
Чтобы безопасно шить –
Надо себя защитить!
Упражнение «Можно – нельзя»
Задача: закрепить знания о безопасном поведении при работе с иглой;
развивать речь детей.
- Иголки нужно вставлять в специальную подушечку – «игольницу» (показ предмета или слайда №13)
- А еще портнихе
Очень бы помог
Из металла колпачок.
Его на палец надевают
И наперстком называют!(показ предмета или слайда №14)
- Давным-давно палец на Руси называли «перст», поэтому металлический колпачок, похожий на маленькое железное ведерко и защищающий палец от укола иглой, называется «наперстком».
- Большими стежками
Сшила платье по мерке,
Давай приготовимся, Юля, к примерке:
Платье новое примерим,
Хорошо ль сидит? Проверим!
Все отлично! Швы сшиваем.
Кто портнихе помогает?
Загадка: Тук да тук! Тук да тук!
Раздается дробный стук.
На полянке платяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выполняет стежку (швейная машинка) (показ предмета или слайда №15)
Упражнение «Можно – нельзя»
Задача: закрепить знания о безопасном поведении при работе со швейной машинкой; развивать речь детей.
- Сшила платье на машинке,
Будет Юля, как с картинки!
И поможет нам теперь
Сильно раскаленный зверь!
Загадка: Платье гладит, прикасается,
Но лишь дотронешься –
Кусается! (утюг) (показ предмета или слайда №16)
Упражнение «Можно – нельзя»
Задача: закрепить знания о безопасном поведении при работе с утюгом; развивать речь детей.
- Теперь, Юля, нарядись,
В платье новом покажись!
Довольна ты, хорош наряд?
И портниха тоже рада,
Не зря в народе говорят:
«Какова работа – такова и награда!»
Юля: Спасибо!
А еще народная мудрость говорит: «Каков мастер, такова и работа!»
- Так кто же огромный труд вложил,
чтоб костюм тебе служил,
чтобы платье ты носила
И всегда была красива?
Игра «Угадайте, что делает портной (портниха?»
Задача: закрепить знания о трудовых действиях портных, доставить детям эмоциональную и двигательную радость.
(Дети стоят в кругу, в центре – ведущий-«портной», показывающий движения, остальные угадывают. Затем выбирается новый ведущий)
«Что ты делаешь – не знаем.
Поглядим и угадаем!»
- Хорошо потрудились наши портные в игре.
Рефлексия
- А кто из вас, ребята, хотел бы стать настоящим портным или портнихой? Для этого нужно много знать, уметь, любить шить и многому учиться. Понравилась вам, ребята, наша новая встреча с профессиями взрослых? Чем понравилась?
Последующая работа:
1. Экскурсия с детьми в ателье;
2. Организация игровой деятельности «Ателье по пошиву верней одежды и легкого платья», «Дом моделей»;
3. Беседа «Труд портных на швейной фабрике» и просмотр соответствующей презентации.