Ольга Логинова
НОД по ознакомлению с природой «Путешествие маленького эльфа» с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ознакомлению с природой
«Путешествие маленького эльфа…»
С элементами экспериментирования.
Цель: 1-обучающая-организовать деятельность детей по усвоению ими знаний о том, как жидкое вещество (вода) переходит в пар и наоборот, самостоятельно объяснять причинно- следственные связи.
2- речевая- способствовать отработке грамматически правильно строить предложения, используя формы объяснительно доказательной речи.
3- воспитательная- помочь ребенку расширить кругозор о мире;
-накапливать сведения о мире;
Публикация «НОД по ознакомлению с природой „Путешествие маленького эльфа“ с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-формирование у ребёнка осознанного, бережного, сочувственного отношения к миру природы.
Материал: большой лист бумаги, картинки с изображением различных видов растений
С изображением характерных представителей растительного и животного мира;
Для опыта – эксперимента : ёмкость (кастрюля) наполненная водой с крышкой, спиртовка, белый лист бумаги.
Ход занятия:
- Ребята, послушайте, я расскажу вам сказку.
«Высоко- высоко в небе на белоснежных облаках жил маленький Эльф.
У него было много друзей, таких же маленьких Эльфов, как и он сам. Целыми днями Эльф с друзьями резвился, прыгал по облакам, играли в прятки, догонялки.
Облака были белые, пушистые как вата, Сверху на них светило солнце. Но иногда
облака становились тёмными, холодными, влажными и назывались они Тучами. Из них шёл дождь. Что же там внизу, ведь сам он внизу ни разу не был. И вот однажды когда пошёл дождь, Эльф не удержался, он прицепился к капельке дождя и вместе с ней полетел вниз. Земля приближалась быстро, Эльф не успел оглянуться, как прошёл сквозь землю. Капелька куда -то растворилась и Эльф остался один.
Постепенно глаза Эльфа привыкали к темноте, и он увидел….
- Ребята, а что он увидел? Ответы детей (червячков, камушки)
- Ребята, Эльф заинтересовался, что это такое? (воспитатель показывает корни растений и сопровождает свой показ объяснением)
Корни растений бывают разные.
У трав и кустарников корневая система с наименьшим количеством отростков.
У других растений корневая система короткая и корни размещаются на поверхности земли, но есть и такие растения, у которых наоборот корень длинный, узкий и растёт глубоко в землю.
- Ребята, а как вы думаете, у деревьев какая корневая система? Ответы детей.
- Верно, корни длинные, мощные, крепкие, твёрдые и их много они переплетаются друг с другом. При помощи корней деревья получают питание из почвы, влагу.
Тогда дерево растёт, зеленеет и получает всё необходимое для роста. (Воспитатель свой рассказ – объяснение сопровождает показом картинок с изображением трав, кустарников, деревьев)
Проведение дидактической игры «Подбери растению корень».
- Нашему герою, Эльфу захотелось подняться наверх.
Мимо Эльфа в это время проползал толстый червяк.
Эльф увидел его и спросил: «Как мне выбраться наверх?»
Червяк показал ему свой ход, и Эльф отправился по этому ходу наверх.
Как же здесь было красиво, здесь росло много растений.
-Ребята, какие растения вы знаете?
Давайте наклеим с вами некоторые виды растений (дети начинают клеить, воспитатель обращает внимание детей, чтобы растения совпадали с корнями).
Но в лесу кроме растений Эльф заметил и животных.
- Каких животных встретил Эльф? (показываю картинки с изображением животных и вместе с детьми размещаю их в местах обитания)
Эльфу очень понравилось на земле. Вдруг пошёл дождь.
Эльф спрятался под листочек. К счастью дождик был тёплым и недолгим. После дождя Эльф выбрался наружу и увидел на небе разноцветные ворота.
- Ребята, а что мог он увидеть?
- А сколько цветов у радуги? Назовите их. (Открываю листок бумаги, показываю радугу)
Физкультминутка:
А теперь мы в лес пойдем (дети идут друг за другом)
Вброд ручей мы перейдем (идём, высоко поднимая колени)
Небывалой высоты
У ручья растут цветы (руки вверх, подняться на носочки)
Посмотри по сторонам,
Что же лес подарит нам? (повороты влево – вправо)
Наклонись, сорви малинку
И клади ёе в корзинку, (наклоны)
Крепкий беленький грибок
Мы положим в кузовок. (приседание)
- Ребята, эльфу очень понравилось на земле, но он захотел к своим друзьям домой.
- Как вы думаете, как эльфу попасть домой?
А я знаю. Посмотрите, у меня в кастрюле вода. Сейчас я поставлю кастрюлю на огонь спиртовки, а вы внимательно смотрите, что будет происходить с водой.
Далее воспитатель начинает беседовать с детьми:
- Как только появится пар, что происходит с водой при нагревании (испаряется)
- Во что превращается вода при нагревании (в пар)
- Какого цвета пар? (белого)
- Где вы ещё наблюдали появление пара (дома при кипячении чайника, зимой на улице от дыхания людей и животных)
- Вспомните наши наблюдения весной.
Почему мокрая после дождя земля опять становится сухой, высыхают лужи?
Куда же исчезает пар?
Почему мы не видим пар в воздухе?
Рассказ воспитателя:
В воздухе всегда есть водяной пар, только мы этого не замечаем, потому что капельки пара очень маленькие, а воздушное пространство огромное.
Поднимается пар вверх, капельки воды остывают, соединяются с соседними капельками, увеличиваются в размере и становятся видимыми – облака.
Они такие лёгкие, что не падают, а летят, как пушинки, если остынет такое водяное облако посильнее, капельки соединяются с другими каплями станут большими, тяжёлыми, и упадут на землю – пойдёт дождь.
Далее воспитатель демонстрирует опыт:
- Посмотрите сейчас на эту крышку.
И скажите, сухая она или мокрая?
Почему вы решили, что крышка сухая?
(На ней не видно капель воды)
Сейчас я накрою кастрюлю крышкой, и мы понаблюдаем, что произойдёт дальше. Как только вся вода выкипит показать пустую кастрюлю и спросить:
- Куда исчезла вода из кастрюли?
- Какой крышкой: сухой или мокрой я накрывала кастрюлю?
- Какая крышка стала теперь? (показать)
- Объясните, почему так произошло?
- Как вы думаете, что произойдёт с каплями, когда они остынут посильнее и соберутся вместе?
Давайте понаблюдаем, как капли будут падать на лист бумаги.
- Что вы видите? (капли падают вниз)
- Что вы слышите? (стук капель)
-Посмотрите, чем покрылся лист бумаги? (каплями)
- Как называется такое природное явление?
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Верно. Вы узнали, как вода (жидкое вещество) под влиянием тепла переходит в пар, а пар под влиянием холода снова превращается в воду.
Узнали, почему идёт дождь.
Так и Эльф попал к друзьям вместе с испарением.
Ещё долго, он будет рассказывать своим друзьям, что удивительного и интересного он увидел на земле.
- Ребята, а вам Эльф понравился?
- А какой он, как вы его себе представляете?
А сейчас вы нарисуете Эльфа, так как вы его себе представляете. (Дети садятся за столы и рисуют)