инна крикун
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи. Дифференциация глухих и звонких согласных»
▼ Скачать + Заказать документы
Грамотеи. Дифференциация глухих и звонких согласных
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Одесский детский сад»
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи»
Разработала: воспитатель Крикун Инна Владимировна
с. Одесское 2023год
Цель: формирование навыка дифференциации глухих и звонких согласных.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Программное содержание :
Образовательные задачи:
-Продолжать закреплять знания о звуках, слогах, словах, предложениях;
- Продолжать закреплять умение делить слова на слоги;
- Продолжать учить работать со схемой предложения и упражнять в составлении предложений с заданным количеством слов.
-Продолжать учить при ответе на вопросы отвечать полным предложением
Развивающие:
-Продолжать развивать фонематический слух при выполнении заданий;
- Развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в паре
Воспитательные:
-Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.
Материал:
Демонстрационный: доска, фланелеграф, ТСО, Феи Грамоты за каменной стеной, мяч, слайды со словами, звёздами, буквы алфавита
Раздаточный: картинки со слогами, карточки со схемами предложений, картинки животных
Предварительная работа и связь с другими видами деятельности:
-настольные и дидактические игры по обучению грамоте;
-речевые игры;
-разгадывание простых ребусов, кроссвордов.
Методы и приемы: игровая ситуация, создание ситуации успеха, беседа, разминка, рассуждение, физкультминутка, дидактическая игра, разгадывание ребуса, работа в паре, индивидуальная работа детей, контроль и самоконтроль, рефлексия
Организационный момент.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руки,
Побежит тепло по кругу
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
-Давайте поздороваемся с гостями
Введение в тему:
— Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма».
-Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы).
- Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать.
-Вам тоже скоро предстоит идти в школу за знаниями. И я вас сегодня хотела бы пригласить в страну Знаний! Но я узнала, что в этой стране произошла беда.
-Злой волшебник похитил Фею Грамоты и спрятал за каменной стеной.
- Как вы думаете, сможем мы помочь освободить Фею Грамоты? (да)
-Что нам нужно для этого сделать? (ответы)
- Да, нам надо разрушить каменную стену. А чтобы ее разрушить, нужно выполнить задания. Стена очень крепкая, за каждое выполненное задание вы будете получать звезду и стена начнет постепенно разрушаться.
-Готовы? Тогда вперёд!
Задание 1. Вам надо ответить на вопросы и отвечать полным предложением (слайд)
1. Из чего состоит наша речь? (из предложений)
2. Из чего состоят предложения? (из слов)
3. Из чего состоит слово? (из слогов)
4. Из чего состоит слог? (из звуков и букв)
5. Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)
6. Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
7. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
8. Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)
9. Какими бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)
10, Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки?
-Ребята как выдумаете на все вопросы вы ответили правильно?
-Отвечали полным предложением?
-Что должно появиться на экране?
- Молодцы, смотрите на экране появилась звезда.
- это значит, что (мы выполнили первое задание) и разрушили первый ряд каменной стены.
-А чтобы вам было легче справляться с заданиями злого волшебника, я хочу познакомить вас с ещё одним правилом согласных звуков! Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким. Согласный звук, который произносится без голоса, называется глухим.
Если приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и ладошка почувствует дрожание, значит звук звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит звук глухой.
-Запомнили?
Задание № 2 «Подели слова на слоги и определи их количество».
- Посмотрите, ребята, перед вами паровоз с вагончиками.
-В вагонах одно, два, три окошка. И есть животные.
-Вам нужно рассадить их по вагончикам.
- Для этого вам нужно разделить названия животных на слоги (один слог — в вагончике с одним окошком, два — во втором и т. д.)
-Как мы сможем определить количество слогов?
(При помощи хлопков)
-А еще какое правило мы знаем?
(Сколько в слове гласных, столько и слогов)
(Дети выполняют задание).
-Давайте проверим. Все ли животные сели в свои вагоны. (проверяем при помощи хлопков)
-СЛОН, с какого звука начинается слово слон (С)
-ЛИСА
-НОСОРОГ
-Выполнили вы 2 задание?
-Что для этого сделали? (
-Правильно рассадили животных?
- Значит должна появиться звезда)
-Смотрим на экран (слайд)
-Молодцы, разрушили второй ряд стены.
Задание № 3Игра "Четвертое лишнее"
-Вам надо Из 4 слов найти лишнее, которое отличается первым, звуком от остальных слов.
-Если вы найдёте лишнее слово правильно, оно появиться на экране.
слон - стол - сумка - карандаш (СЛАЙД)
кошка - ранец - компас - книга -
обруч - ослик - тетрадь - облако.
На доску помещается изображения отгаданных слов.
-Нашли вы лишние слова? (Да, появились на экране).
-Карандаш, ранец, тетрадь это все.
- школьные принадлежности)
-Давайте определим с каких звуков начинаются эти слова, и какие это звуки глухие или звонкие?
КАРАНДАШ (К)
-РАНЕЦ
_ТЕТРАДЬ
С заданием справились?
-Как его выполняли?
- Смотрим на экран… (слайд)
-Вы заработали ещё одну звезду и разрушили третий ряд каменной стены.
-Ох, нелегкий у нас путь, пора настала отдохнуть.
-Сыграем в игру «Большой- маленький».(Игра с мячом.)
мяч — мячик
подушка — подушечка
перо — перышко
стул — стульчик
стол — столик
окно — окошко
дверь — дверка
книга — книжечка
лист — листочек
ведро — ведерко
Задание №4схема предложения на слайде (сидя за столами)
- Ребята, что это за схема?
-Что обозначает вертикальная черта в схеме? (начало предложения)
-С какой буквы пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы).
- Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).
-Что ставится в конце предложения (точка)
-Что обозначает точка в конце предложения (предложение окончено)
- А ещё какие знаки ставятся в конце предложения? (на слайде)
-Чтобы выполнить пройдём за столы
(Работа с карточками)
-Перед вами карточки со схемами предложений.
-Ребята вам нужно найти схемы предложений, которые я вам прочитаю.
1. Дует ветер. Проверте друг у друга
-Сколько слов в этом предложении?
-Какой знак должен стоять?
2.(Как красиво)
3. Сегодня ярко светит солнце.
4. Сколько стоит мороженое?
-А теперь вы придумайте предложение по этим схемам, поможет картинка.
- Давайте послушаем какие получились предложения.
- Как думаете справились с этим заданием?
-_ Что выполняли?
-Как проверить? (Слайд)
-Молодцы, ребята, остался последний ряд стены.
Задание № 5 «Разгадай слово»
- Ребята, перед вами зашифрованное слово, разгадав которое вы окончательно разрушите злые чары волшебника и освободите Фею Грамоты.
-Вам нужно отгадать загадки,
вставить буквы в слово
и прочитать слово.
-Готовы?
1) Айболиту все сперва говорили букву… (А) Гласный или согласный?
2) Самое жаркое время года начинается с этого звука (Л) Глухой или звонкий?
3) Этот звук стоит последним в слове шарф (Ф) Глухой или звонкий?
4) Этот гласный звук стоит посередине в слове мак (А)
5) На этот звук начинается название лесного серого и злого хищника? (В)
6) У ежа и у ёлки есть колючие… Первый звук у слова иголки назови, ну конечно это (И)
7) В слове рот и бегемот этот звук последний — вот. (Т) Согласный или гласный? Глухой или звонкий?
- Ребята, какое слово у вас получилось?
— Алфавит!
-Давайте посмотрим на экран и проверим правильно ли мы выполнили задание?
-Как мы его выполняли?
(появилась звезда) Слайд)
-И это значит…
- Молодцы, выполнили все задания и окончательно разрушили заколдованную стену.
Рефлексия:
-Смогли мы освободить Фею Грамоты? (да)
-Почему у вас получилось разрушить стену? (выполняли задания)
- Как вы узнавали, что задание выполнено правильно? (получали звезду)
-А какие задания вам понравилось выполнять?
- Что вы сегодня узнали нового?
-Что для вас было трудным сегодня?
-Вы большие молодцы!
- Фея Грамоты благодарит вас!
-Пока вы помогали ей, Фея убедилась, что вы умные ребята, многому научились, много знаете и умеете.
-Дарит вам игру и медальки грамотеев,
желает быть такими же успешными и в школе, где вы получите ещё больше новых знаний!