Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Буква Ь-показатель мягкости согласных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия : познакомить детей с буквой ь; формировать
навыки чтения слов с мягким знаком — по-
казателем мягкости согласных Звуков; до-
биться осознания детьми того, что мягкий
знак не обозначает звука; развивать фонема-
тический слух, умение сравнивать и анали-
зировать; продолжать работу выполнению
звуко-буквенного анализа слов.
Оборудование: альбом, простые, красные, синие и зеленые
карандаши, разрезные азбуки, ножницы,
клей (на каждого ребенка).
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Согласные звуки
- Темочки
Ход занятия
I. Объяснение нового материала
1. Припоминание гласных звуков и букв
(упражнение 1,2, с. 73).
Педагог: Рассмотрите Город букв. Вспомните, с какими
гласными согласный читается твёрдо, а с какими мягко (уп-
ражнение 1, с. 73).
Помогите согласным стать мягкими. Допишите нужные
гласные буквы. Прочитайте получившиеся слоги (упражне-
ние 2, с. 73).
Педагог следит за тем, чтобы-составляя слоги дети использова-
ли все пять гласных (Я, Ю, Е, Ё, И, с которыми согласные чита-
ются мягко.
2. Знакомство с буквой мягкий знак (упражнение 3, с. 73).
Записать букву мягкий знак на доске.
Педагог: Буква мягкий знак не умеет разговаривать — она
немая. Ее назначение — помогать согласным стать мягкими.
110 До школы шесть месяцев: срочно учимся читать
В том случае, когда рядом не стоят гласные Я, Ю, Е, Ё, И, а
согласный звучит мягко, нужно поставить мягкий знак.
3. Работа с Городом букв, буквой мягкий знак.
Педагог: Буква мягкий знак живет в Немом тупике. Эта
буква не обозначает звука. Вырежьте из разрезной азбуки и
наклейте букву мягкий знак в свой домик (упражнение 4,
с. 73).
4. Письменное задание (упражнение 5, с. 73).
Педагог: Научитесь писать печатную букву мягкий знак
по клеточкам.
<
5. Чтение слов. Развитие смысловой стороны речи
(упражнение 6, с. 73).
Педагог: Прочитайте пары слов и рассмотрите картинки.
Изменился ли смысл слова с появлением мягкого знака?
угол — уголь мел — мель
шест — шесть брат — брать
Прочитав первое слово пары, дети должны объяснить его смысл.
На примере второго слова каждой пары дети могут пронаблю-
дать, как образуются новые слова. Педагог следит затем, чтобы
дети правильно читали слова с мягким знаком, произнося пред-
шествующий ему согласный звук мягко.
6. Закрепление навыка правильного чтения слов
с мягким знаком в функции смягчения
(упражнение 7, с. 74).
Педагог: Прочитайте пары слов.
день — день-ки боль — боль-но
огонь — о-гонь-ки пыль — пыль-но
хо-дит — хо-дить ЛО-ВИТ — ЛО-ВИТЬ
пись-мо соль коль-цо
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 111
паль-то моль пыль-ца
II. Закрепление изученного материала
1. Закрепление навыка звуко-буквенного анализа
(упражнения 8,9, с. 74).
Педагог: Прочитайте слово. (Пень.) Рассмотрите его схе-
му. Назовите звуки слова пень. Почему под буквой ь нет
звукового символа? (Потому что буква ь не обозначает
звука.) Запишите количество букв и звуков в этом слове
(упражнение 8, с. 74).
Нарисуйте звуковую схему к слову коньки. Сосчитайте
количество букв и звуков в этом слове (упражнение 9, с. 74).
Звуко-буквенный анализ слова коньки дети выполняют само-
стоятельно. Педагог обязательно должен проверить результаты
работы.
2. Закрепление навыка слогового анализа
(упражнение 10, с. 74).
Педагог: Разделите слова на слоги по образцу.
О/кунь/ки зорька карамелька
большой маленький деньги
Дети комментируют свои действия.
III. Подведение итогов занятия
Работа с итоговой информацией
Педагог читает выводы "(альбом, с. 74) и проверяет, на-
сколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.