Людмила Быкова
НОД по подготовке к обучению грамоте «В королевстве звуков. Звуки [В]-[В’]. Буква В»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук В-В,. Буква В.
Цель: Ориентировка в звуко-буквенной системе родного языка.
Задачи: познакомить детей с новым звуком и его буквенным обозначением, учить определять место звука в слове, продолжать знакомить с понятиями «согласный звук», «твердый согласный», «мягкий согласный», продолжать учить составлять предложения с заданными словами, совершенствовать фонематический слух, навыки звукослогового анализа, вызвать положительный эмоциональный настрой, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, повышать речевую активность, формировать культуру речевого общения, содействовать развитию общей мелкой моторики, координации движений, учит расслаблять мышцы (во время физминутки).
Публикация «НОД по подготовке к обучению грамоте „В королевстве звуков, Звуки [В]-[В’], Буква В“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Материал и оборудование: плакат с предметами, в названии которых есть звук «ж», свиток, фланелеграф, карточки с изображением различных предметов, обруч, таблица слогов, магнитная азбука, разрезная азбука на каждого ребенка, замок из разрезанных частей, ребусы, изображение буквы В.
Методы: эмоциональный настрой, игровая мотивация, сказкотерапия, словесный, наглядный, практический.
Индивидуальная работа: упражнять Соню, Кирилла Я., Кирилла Т. в чтении слогов по слоговой таблице.
I часть
Вводная
Вос-ль: С каким звуком вы познакомились на прошлом занятии?
Дети: Со звуком «ж»
Игра: «Найди слова с нужным звуком»
(на несколько секунд детям показывается плакат с изображением предметов, в названии которых есть звук «ж»)
Вос-ль: А сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком, а для этого нам надо попасть, а Королевство звуков. Отправляемся в путь. А это что? Свиток! Давайте прочитаем, что на нем написано.
«У меня стряслась беда.
Помогите, детвора!
В замок мой ворвался ветер,
Все разрушил, разбросал,
Все вокруг заколдовал.
Чтобы замок мой собрать,
Нужно знанья показать,
Успешно справиться с задачей-
Тогда вас ждет удача!»
Ребята, для того чтобы помочь звуку, нам надо собрать разрушенный замок, но собрать его мы сможем, если правильно выполним все задания. Вы согласны отправиться в трудный путь?
Дети: Да, согласны!
II часть
Основная
1. Чтение стихотворения на восприятие
Вос-ль: Чтобы узнать какой звук попал в беду, послушайте стихотворение, и назовите слова, в которых я голосом выделю звук :
Взмокший вол
С поклажей воз
По дороге вязкой вез
Вдруг воробышек-пострел
На верхушку воза сел.
Воз качнулся, скрипнул, стал.
Вол, вздохнул, без сил упал.
Звук В (называют слова)
Что мы можем рассказать о звуке В?
Дети: Звук В согласный, звонкий.
Вос-ль: Сравните слова «вата-вилка»
? Какой первый звук в слове «вата»? (В)
? Какой первый звук в слове «вилка»? (В)
? Значит какой вывод можно сделать?
Дети: Звук В может быть мягким и твердым.
Вос-ль: Анфиса. Подведи итог, что мы узнали о звуке.
Звук согласный, звонкий, может быть твердым. может быть мягким.
Вос-ль: Молодцы, ребята! С первым заданием справились. Поставим первую часть замка.
2. Игра «Придумай свои слова со звуком В»
(Дети придумывают свои слова со звуком, называют место звука в двух позициях)
Вос-ль: К озеру, не торопясь мы подойдем. Фрагмент замка в нем найдем.
Молодцы! Вот и вторую часть разрушенного замка мы можем собрать.
Вос-ль: Выйдем на полянку
Сядем все в кружок
И найдем от замка
Следующий кусок.
3. Игра на определение звука в словах
Детям показываются карточки с изображением различных предметов, если в названии предмета есть звук В, дети хлопают в ладоши, если нет-руки на коленях.
Вос-ль: Еще с одним заданием справились, можем собрать следующую часть замка.
4. Тут дорога впереди.
Может нам туда пойти?
Не от замка ли она?
Мы на верном пути.
Составьте предложение с любым словом. В котором есть звук В-В (дети придумывают свои предложения)
Вос-ль: Я тоже придумала предложение.
Прочитайте мое предложение.
«У мамы Вилы»
? Назовите слово, в котором есть новый звук? (вилы)
? Сколько слов в предложении? (три)
? Назовите самое короткое слово («У»)
Задание: вызывается ребенок и составляет схему предложения.
Задание: Прочитайте, пожалуйста, предложение, после того как я в нем что-то изменю. (воспитатель ставит в конце предложения знак вопроса, восклицательный знак)
Вос-ль: Как называется предложение в конце которого стоит точка? (повествовательное)
? Как называется предложение в конце которого стоит знак вопроса? (вопросительное)
? Как называется предложение в конце которого стоит восклицательный знак? (восклицательное)
Вос-ль: Молодцы! Вот и еще с одним заданием справились, собрали следующую часть замка.
Физминутка
Ветер снова закружил (кружатся)
С головою нас накрыл (закрывают голову руками)
Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой)
Идти дальше не дает. (наклоняются вперед. Закрывают лицо руками)
Сядем дружно все в кружок (садятся в круг)
Отдохнём немного (обхватывают друг друга руками, пауза)
Ветер стих (выставляют руки вперед)
И нам опять пора в дорогу. (встают на ноги)
5. Садимся за столы.
Ветер рассыпал все слова на слоги. Давайте начала прочитаем слоги, а затем найдем какие здесь были слова.
а) коллективное чтение слогов
б) индивид. работа: читает Соня, Кирилл Я., Кирилл Т.
в) составление слов из слогов
Вос-ль: Вот и следующую часть замка мы можем собрать.
6. Вос-ль: от лица ветра
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Зря вы спорите со мной.
Я могучий ветер, злой.
Но давайте по порядку-
Загадаю вам загадку,
А не справитесь, тогда
Вновь разрушу замок я!
Загадка: На овчарку он похож
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
? Сколько слогов в сове волк? (один)
? Назовите первый звук в слове волк (В-согласный, звонкий, твердый)
? Назовите второй звук в слове волк (О-гласный)
? Назовите третий звук в слове волк (Л-согласный, звонкий, твердый)
? Назовите четвертый звук в слове волк (согласный, глухой, твердый)
Задание: из букв разрезной азбуки выкладываем слово «волк», один ребенок у доски, затем проверяем.
Вос-ль: Ставим следующую часть замка.
7. Вос-ль: Вот мы и собрали весь разрушенный замок. Но чего-то не хватает, чтоб буква смогла выйти. Чего же?
Дети: Дверей.
Вос-ль: Чтоб появились двери, нам надо отгадать ребусы.
(Дети разбиваются на пары, и каждая пара отгадывает свой ребус)
III часть
Заключительная
Из замка появляется буква В.
Вос-ль: (от лица буквы)
Вот спасибо! Помогли,
От беды меня спасли!
Вам я очень благодарна,
Вы, ребята, молодцы!
Вот я, какая, буква Ве.
Видна вдали-
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих угощая!
Вот мы с вами и познакомились, и подружились. А вы мне можете рассказать о звуке В-В.
Дети: звук В-согласный. Звонкий. Может быть мягким и может быть твердым.
Буква : Ребята, спасибо вам за то, что спасли меня, что все знаете о звуке В-В,. Я хочу еще у вас погостить и еще больше с вами подружиться.