Прасолова Евгения Владимировна
НОД педагога и детей в старшей группе по ознакомлению с природой «Мир насекомых»
НОД педагога и детей в старшей группе по ознакомлению с природой
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ОМСКА «ДЕТСКИЙ САД № 26 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»
КОНСПЕКТ
НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ «МИР НАСЕКОМЫХ»
ПОДГОТОВИЛ: ВОСПИТАТЕЛЬ
ПРАСОЛОВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА
2017
Публикация «НОД педагога и детей в старшей группе по ознакомлению с природой „Мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Расширение и уточнение у детей знания о разнообразии насекомых, об их характерных признаках.
Задачи:
Образовательные:
- расширить представления и закрепить знания детей о насекомых;
- вводить в активный словарь понятие «насекомые»;
- продолжать обучать умению описывать внешний вид.
Развивающие:
- развивать связную речь, творческое воображение;
- развивать зрительную и слуховую память;
- развить интерес к жизни насекомых.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность ко всему живому;
- воспитывать бережное отношение к природе и его обитателям;
- воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира.
Материалы и оборудование: предметные картинки насекомых, природы, дидактическая игра «Кто лишний», раздаточный материал для детей (схема – раскраска, план – схема, цветные бабочки, цветные карандаши, глобус, конверт с письмом от насекомых, бабочка, проектор.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, изобразительная, двигательная.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций энциклопедии, чтение литературы о природе, чтение сказок Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Я. Сипаткин «Гусеница которая хотела летать» отгадывание загадок о насекомых, заучивание стихотворений о насекомых, наблюдение за насекомыми в природе.
Организационный момент:
Психологическая игра «Подари улыбку»
Ребята, улыбнемся друг другу и гостям!
Ведение в совместно образовательно - игровую ситуацию:
Воспитатель: Ребята, давайте присядем на полянку (ковер, вдохнем аромат луговых трав и цветов.
Воспитатель: Вращая в руках глобус. Ребята, скажите пожалуйста, что это в руках?
Дети: Глобус, планета Земля!
Воспитатель: Какие обитатели живут на планете Земля?
Дети: Животные, птицы, люди.
Воспитатель: А есть ли, насекомые на нашей планете Земля?
Дети: Да! Называют некоторые виды насекомых (бабочки, жуки, пауки, кузнечики, мотыльки).
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Как вы думаете почему насекомым нравиться жить на нашей планете?
Дети: Насекомым нравиться жить там, где есть трава, деревья, вода, солнце,
насекомые питаются цветами, травой и другими насекомыми.
Воспитатель: Правильно, молодцы! На нашей планете есть растительность, леса, животный мир, все то, что необходимо для жизни насекомым.
Воспитатель: А что случиться, если исчезнут все насекомые с нашей планеты?
Дети: На планете изменится природа, птицы останутся без пищи, люди останутся без помощи насекомых, для человека они приносят пользу!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы должны беречь и охранять природу в которой живут насекомые!
Воспитатель: А вот Алена знает стихотворение о природе и насекомых. Хотите ребята, послушать.
Веселый бал
На лугу веселый бал
Был открыт весною:
На трубе Комар играл,
Шмель мохнатый танцевал
С Мушкой голубою.
И кружился ветерок,
Листьями играя.
И качался в такт цветок,
Свой зеленый стебелек
Стройно наклоняя.
Стрекоза легко неслась
С Мотыльком нарядным.
И Улитка приплелась
И удобно разлеглась
Под листком прохладным.
Прилетел и Майский Жук
С толстою Жучихой,
И, толкая всех вокруг,
Он вошел в веселый круг,
Подбоченясь лихо.
Муравьи толпой пришли,
Шевеля yсами,
И плясать они пошли.
Лишь Паyк сидел вдали,
Прячась за ветвями.
И сердился и ворчал:
"Что за новоселье, -
Что еще такой за бал?"
Злой Паyк не понимал
Счастья и веселья.
(Галина Галина)
Воспитатель: Молодец Алена! Очень выразительно, эмоционально.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, о каких насекомых говорится в стихотворении? (Обсуждение детей, выслушивание).
Дети: Жуки, комар, шмель, стрекоза, муравьи, улитка, паук, мотылек.
Воспитатель: Чем насекомые были заняты?
Дети: Насекомые танцевали, веселились.
Воспитатель: В какое время года веселились насекомые?
Дети: Веселый бал был весной.
Воспитатель: Кто не хотел веселиться? Почему?
Дети: Паук не хотел веселиться. Паук не понимал веселья, был злой, сердился и ворчал. У паука не было настроения.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы внимательно слушали.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой огромный конверт. Его утром доставили в детский сад.
Дети: Предлагается прочитать читающему ребенку ( ребенок читает: старшей группе № 6).
Воспитатель: Молодец! Правильно прочитала, это для детей старшей группы № 6 нашего детского сада. Хотите узнать, что в конверте?
Дети: Да!
Воспитатель открывает конверт и достает из ткани бабочку большого размера. Ребята посмотрите, кто хочет с вами познакомиться и рассказать о своей беде.
Дети: Знакомство с бабочкой.
Воспитатель: А давайте придумаем ей название?
Дети: Предлагают варианты, принимаем один из вариантов в соответствии с раскрасом бабочки, называют.
Воспитатель: Для вас ребята в конверте, еще что – то интересное. Достаем план - схему: на картинке изображен дремучий лес и насекомые, которые заблудились (см. Приложение 1).
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать насекомых, которые заблудились.
Дети: Рассматривают, называют насекомых.
Воспитатель: Ребята, хотите помочь насекомым найти дорогу домой?
Дети: Да!
Воспитатель: Бабочка (название) предлагает, чтобы вы отправились в путешествие встретились с разными насекомыми, посмотрели, как они живут, чем питаются, каким делом занимаются и помочь найти дорогу заблудившимся насекомым.
Дети: Предлагают свои варианты для помощи насекомым и варианты «Как отправимся в путешествие».
Воспитатель не оставляет без внимания все предложенные варианты и начинаем путешествие.
Звучит музыка природы (звуки насекомых - стрекотание, жужжание, свист и пение).
Воспитатель: Ребята полетели с бабочкой (название) на полянку (дети садятся на ковер).
Используется для отгадок медиа проектор с изображением насекомых (см. Приложение 2)
Отгадайте загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
Слайд 1
Воспитатель: Посмотрите ребята, на пчелу? Какие части тела есть у нее? А чем она питается? Где живет? А скажите, какую пользу приносит пчела?
(Ответы детей)
Ой, что за насекомое,
Пока что не знакомое!
Вперед ползет, не пятится,
На нем в горошек платьице.
Слайд 2
Посмотрите ребята, на божью коровку? Какие части тела есть у нее? А чем она питается? Где живет?
(Ответы детей)
Воспитатель: (она спасает урожай, поедает вредного насекомого – тлю).
Кто они? Откуда! Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Слайд 3
Посмотрите ребята, на муравьев? Какие части тела есть у них? А чем они питаются? Для чего нужны муравьи, какую пользу они приносят? Как называется место обитания муравьев?
(Ответы детей)
Воспитатель: (муравьи рыхлят и удобряют почву, питаются гусеницами, а в медицине используют муравьиную кислоту).
Целый день она стрекочет
И молчать она не хочет:
Все расскажет, все обсудит,
Всех рассердит, всех разбудит.
Слайд 4
Посмотрите ребята, на стрекозу? Какие части тела есть у нее? А чем она питается? Где живет?
(Ответы детей)
Воспитатель:(стрекоза может напасть на мальков рыбы, и питается комарами).
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
Слайд 5
Посмотрите ребята, на бабочку? Какие части тела есть у нее? А чем она питается? Какие виды бабочек вы знаете? Почему у бабочки такие расписные крылья? Какую пользу или вред приносит?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Давайте отдохнем.
Слайд 6
Звучит музыка А. Комаров «Вальс бабочек» (на слайде картинки мир бабочек)
Физминутка «Бабочка» :
Утром бабочка проснулась (тянемся вверх)
Потянулась, улыбнулась.
Раз - водой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре — улетела.
Воспитатель: Молодцы! Крылышки расправили. Продолжим путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель предлагает презентацию редких насекомых их названия и обитание (обсуждение редких насекомых) (см. Приложение 3).
Воспитатель: Ребята, вспомните, сказки где главные герои насекомые?
Дети: Называют название сказки, насекомых, автор.
Дидактическая игра «Кто лишний»
Слайд 7
Воспитатель предлагает детям карточки «Кто лишний» (см. Приложение 4).
Цель: Закрепить умение находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Воспитатель: Ребята, что нового узнали про насекомых? Что у них общего? Чем они отличаются?
(Ответы детей)
Воспитатель: Насекомые – это часть природы, которую надо любить, беречь. Ребята, пройдите к столам, вас ждут знакомые насекомые, которые потерялись, им нужно помочь найти свой домик. Как вы думаете, что нужно сделать для них?
Дети: Надо раскрасить насекомое и помочь найти свой дом.
Воспитатель: Молодцы! Нам нужно раскрасить насекомое и соединить с его средой обитания (см. Приложение 5).
Дети: Выполняют (обсуждаем все ли правильно у каждого ребенка получилось).
Воспитатель: А рисунки мы положим в конверт и оправим с бабочкой (название) в природу, чтобы наша планета была спокойна за своих обитателей (слайд с конвертом см. Приложение 6).
Слайд 8
Воспитатель предлагает всем детям подойти и нажать отправить (письмо отправляется).
Воспитатель: На этом закончилось наше путешествие. Были ли у вас трудности? А что было легко? Что вы узнали нового? Что раньше не знали? (Ответы детей)
Воспитатель: Путешествие очень понравилось. Вы молодцы! Все были внимательны, активны.
Воспитатель предлагает детям оценить свое путешествие. Бабочки разного цвета: красный – понравилось; зеленая – нет; желтая – было сложно.
Дети: Высказывают свое мнение и вместе принимаем правильное решение.
Спасибо вам за внимание!