Вероника Болдырева
НОД по ознакомлению с природой для детей среднего дошкольного возраста «Весеннее волшебство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать представления детей о признаках весны, уточнить характерные признаки этого времени года, выявлять простейшие причинно-следственные.
Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Цели деятельности педагога:
Образовательные:
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными
- обогащать словарный запас
Публикация «НОД по ознакомлению с природой для детей среднего дошкольного возраста „Весеннее волшебство“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства
- активизировать качественный словарь.
- обобщить знания детей о весне
- учить видеть характерные особенности разных времен года
- учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения
Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, умение рассуждать.
- развивать фонематическое восприятие
- развивать образность речи, творческое воображение
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
- развивать эстетическое восприятие красоты природы
- память, внимание, мышление, связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
- доставить детям радость и удовлетворение от игр
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Планируемые результаты освоения содержания образовательной области «Познание» : ребёнок демонстрирует способность замечать характерные признаки прихода времени года Весна, проявляет организованность в процессе работы.
Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребёнок умеет слушать взрослого и выполнять его задания; владеет диалогической речью; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Используемые методы:
1. Словесные: чтение текста, лексико-грамматические упражнения, эмпатические упражнения, чтение стихотворений, беседа, логические вопросы, загадки.
2. Практические: дидактические игры «Весенние вопросы», «Игра с мячом», игра «Собери цветок из частей», «Угадай: какой весенний месяц», физминутка «В лесу весной», физпауза «Солнышко – вёдрышко», пальчиковая гимнастика «Птицы прилетели», слушание музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского.
3. Наглядные: сюжетные картинки по теме «Весна», иллюстрации к весенним месяцам, разрезные картинки «Цветы»,
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Дети рассаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель читает стихотворение о весне.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Воспитател:.Ребята, вы догадались, о какой гостье идёт речь? (о весне)
2. Введение в тему.
На доске – сюжетные картинки, с изображением разных периодов времени года «Весна».
Воспитатель: Весна прислала нам свои портреты и загадала загадку: Есть у меня три сына, которые управляют погодой весной. Каждый из них нарисовал свой портрет. Угадайте как зовут моих сыновей и разложите их портреты по порядку. (март, апрель, май)
Дует тёплый южный ветер, солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мягкий тает, грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает? (март)
Яростно река ревёт и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся, а в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель. Что за месяц здесь? (апрель)
Зеленеет даль полей, заливает соловей,
В белый цвет оделся сад, пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай, что за месяц это? (май)
Воспитатель. Молодцы ребята.
3. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о весне. Я хочу прочесть вам сказку:
Зима длилась так долго, что все уже и не надеялись дождаться тепла.
- Ох, ох, ох! – вздыхала под снегом травка. – Сколько можно спать! Под снегом, конечно тепло, но скучно. Скорее бы пришла весна. Все бы увидели, какая я нежная, свежая, ярко-зелёная!
- А я мечтаю увидеть солнышко! – тоненьким голоском попискивал Подснежник. – Я хоть и маленький, но сильный, закалённый, морозов не боюсь. Пора бы и мне сквозь снег пробиться, чтобы показать всем, что пришла весна. Увидят меня люди и обрадуются. Я для них – первый вестник весны.
В берлоге заворочался Медведь, приоткрыл один глаз – темно, выглянул из берлоги – снег.
- Я себе отлежал уже все бока! – прорычал Мишка. – Отощал, весь запас жира съел. Нечего больше есть. Лапу надоело сосать. Когда же весна придёт?
От медвежьего рёва проснулся Хомяк.
- Что случилось? Почему рычит Медведь? Разве уже весна? – спросонья закричал Хомяк. – А у меня ещё запасы не кончились. Я их натаскал в норку на зиму так много, что до самого лета хватит.
Выглянул он из норки, а на улице зима.
- Только зря проснулся, - проворчал Хомяк, - весны нет как нет. Можно ещё подремать.
Но тут на ветку берёзы сел большой чёрный Грач.
- Жители леса! Хватит спать! Я принёс вам весну! – прокричал он на весь лес. – Она уже совсем близко. Встречайте её!
Все с облегчением вздохнули и начали готовиться к встрече.
Воспитатель: кто принёс жителям леса первую весточку от весны (Грач)
Пальчиковая гимнастика «Птицы прилетели»
С юга прилетели чёрные Грачи,
Жаворонки, гуси, чайки и скворцы,
Зяблики и утки, лебеди, дрозды,
Ласточки – касатки. Ждали все весны.
Воспитатель: Какие явления природы характерны весне?
Дети: (капель, ледоход, гроза, таяние снега)
На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит. (Ледоход)
Воспитатель: Какие правила безопасности необходимо помнить во время : грозы, ледохода, таяния сосулек и др. ?
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, какие изменения в природе замечаем мы с приходом весны?
Дети: Природа как будто просыпается, пробуждается ото сна.
Воспитатель: Какие изменения происходят в неживой природе?
Дети: (солнце поднимается выше на небе, от этого его лучи теплее, ярче; день становится длиннее, а ночи короче; небо становится голубее, прозрачнее; на смену тяжёлым тучам, приходят лёгкие облака; ветер тёплый).
Игра «Весенние вопросы»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос, а дети отвечают одним словом «весенний»
Сегодня какой день, погода какая, солнце какое, небо какое, настроение какое?.
Физпауза «Солнышко – вёдрышко»
Солнышко – вёдрышко, Дети делают круговое движение руками.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно, Хлопают в ладоши.
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Волнообразные движения руками.
Прилетело сто грачей, Движения руками «Летят».
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.
Воспитатель: Какие изменения происходят в растительном мире?
Дети: (появляется зелёная травка, первые цветы – первоцветы; на деревьях и кустарниках появляются почки, цветочки, листья, плоды; природа радует нас многообразием садовых и полевых цветов).
Игра «Собери цветок из частей»
У каждого ребёнка на столе конверт с разрезным цветком. Дети собирают целый цветок из частей и называют его.
Воспитатель: Какие изменения происходят в животном мире?
Дети: (возвращаются перелётные птицы, вьют гнёзда, высиживают птенцов; у животных происходит весенняя линька, меняется цвет шерсти; просыпаются животные, которые были в спячке (медведь, барсук, ёж, у животных рождаются детёныши; рыбы в водоёмах становятся активнее).
Физминутка «В лесу весной»
Дети выполняют имитационные движения согласно тексту.
В лесу проснулся ёжик и заспанный медведь.
Сурок проснулся в норке и начал быстро есть.
Хомяк открывши глазки, стал щёки набивать.
Весна всех пробудила, не надо больше спать!
Воспитатель: Какие изменения происходят в жизни людей?
(чем занимаются люди в сельском хозяйстве, городе, как меняется одежда людей в весенний период)
Пословицы о весне.
Дети перечисляют пословицы, поясняя свои высказывания.
- Весна ленивого не любит.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Весенний день год кормит.
- Весенний дождик лишним не бывает.
- Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.
4. Итог занятия.
- О чём мы сегодня говорили?
- Что понравилось и запомнилось?
- Что вам больше всего нравится в весне?
Воспитатель: Вы все сегодня были молодцы, поработали очень хорошо. Занятие окончено. Спасибо вам, за хорошие ответы.