Лариса Дегтярева
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой в старшей группе «Знакомство с кактусами»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Познакомить детей с кактусами. Показать их разнообразие, своеобразие внешнего вида, строения.
Познакомить с жизнью кактусов в природе, подвести к пониманию того, какие условия нужно создать этим растениям для нормального роста и развития.
Научить правильно, обращаться с кактусами, ухаживать за ними.
Вызвать интерес к комнатным растениям.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой в старшей группе „Знакомство с кактусами“» размещена в разделах
- Кактусы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предшествующая работа: Дети регулярно ухаживают за растениями уголка природы, знакомились с комнатными растениями – представителями разных семейств.
Подготовка воспитателя: Изучила литературу:
Н. Верзилин «Путешествие с комнатными растениями»
М. Марковская: «Уголок природы в детском саду»
Оборудование: кактусы разных видов, набор открыток «Кактусы», иллюстрация с изображением пустыни, медальки с изображением кактусов.
Ход образовательной деятельности.
_ Ребята, какие растения есть в вашем уголке природы?
(вызвать желающих детей)
_ Сегодня я познакомлю вас с новыми, очень интересными растениями.
(выставляю кактусы разных видов)
_ Кто из вас знает, как называются эти растения?
- Правильно, это кактусы. Посмотрите, какие они разные по форме, строению, величине.
- На что они похожи? (на шары, палочки, лепешки)
Тут и ёж колючий,
Тут и гад ползучий,
Тут и башня с резьбой,
Тут и самовар с трубой,
И лепешка – блин,
И угольник – клин,
И все это – в колючках,
В кривых закорючках.
- Как вы думаете, могут ли кактусы расти у нас на улицах?
-Почему? (потому что у нас холодные зимы, а кактусам нужно тепла).
-Большинство кактусов в природе растут в пустыне. В пустыне очень жарко, и зимой и летом, кругом сыпучие пески. Дождей в пустыне почти не бывает.
-Когда у нас не бывает долго летом дождей, что происходит с нашими растениями? (вянут, желтеют, засыхают).
- А вот кактусы в пустыне выживают и даже растут. Что бы понять, почему кактусы такие выносливые, давайте сравним с другими растениями нашего уголка. Посмотрите, у всех растений есть листья.
Расскажите, какие листья у кактуса, колеуса, бальзамина, герани (по форме, цвету, величине).
- А у кактуса есть листья?
-Ребята, у кактуса тоже есть листья, но они похожи на колючки. Растениям нужна вода. Чтобы листья были сочные, как у огонька, бегоний и др растений, нужно много влаги.
А вот чтобы напоить колючки, воды нужно совсем мало.
Растениям, у которых листья в виде колючек, легче выжить в пустыне. Кактусы корнями всасывают воду из почвы и запасают ее в стебле.
- Посмотрите, какие толстые у кактуса стебли. Они напоминают бочки с водой. Этот запас воды поможет кактусам выжить даже в самую сильную жару.
-А теперь расскажите, где у кактусов стебли, а где листья?
-Почему кактусы могут жить в пустыне?
(Потому что у них в стебле есть запас влаги).
В пустыне растут очень высокие и толстые кактусы
Посмотрите, какие кактусы бывают в природе (выставляю картинки).
-Они напоминают фантастические чудовища, покрытые колючками. Кажется, что эти чудовища вот – вот зашевелятся, схватят и растерзают своими страшными когтями. Особенно страшно в зарослях кактусов ночью при лунном свете.
-Ребята, а ведь в пустыне живут разные животные: ящерицы, змеи, антилопы и др. Им - то же не хватает, воды и они могли бы добывать влагу из стеблей кактусов.
-Могут они напиться влаги из кактусов? (нет).
-Почему это невозможно сделать?
-Правильно, потому что у кактусов очень острые иголки. Их концы немного загнуты, как у рыболовного крючка. Если такая игла попадет в кожу, ее очень трудно вытащить. Только животные, у которых есть копыта (например, антилопы). Могут сбить кактус, и с нижней стороны, где нет колючек, выпить сочную мякоть.
-С кактусами нужно – обращаться очень осторожно, не дотрагиваться до иголок.
_ А теперь подойдите все ко мне. Давайте поиграем.
Представите, что вот это палочка у меня в руке волшебная.
Вот я взмахиваю палочкой
1,2,3,4,5.
Снова можешь кактусом стать.
(даю оценку изображающим фигурам, поощряю медальками)
1,2,3,4,5.
Снова можешь человеком стать.
-Ребята, вы теперь узнали о жизни кактусов в природе. Как вы думаете, какое место для кактусов нужно выбрать в нашей группе.
(светлое или затемненное) - светлое.
Как нужно поливать кактусы : редко или часто, много воды или мало?
(летом 1 раз в несколько дней, зимой воду нужно лить немного, чтобы не было воды в поддоне, иначе корни не успевают всасывать воду и загнивают).
-Как вы думаете, как нужно удалять пыль с кактусов : тряпочкой, кисточкой или опрыскивателем?
(кисточкой, но не у всех, иногда можно опрыскивателем).
Если за кактусами правильно ухаживать, то они зацветут.
Посмотрите, какие красивые у кактусов цветы, какие самые красивые? (открытки с изображение кактусов разных видов).
-Какой кактус вам нравится? Чем он вам нравится (4 – 5 детей)
-А вы знаете, что жители пустынь их разводят, выращивают как мы овощи на грядках.
Люди вывели кактусы без иголок – гладкие. Из мякоти таких кактусов готовят варенье, сок.
Плоды гладких кактусов похожи на апельсины, их варят, пекут в золе, поджаривают.
Также используют для лечения болезней.
-Ребята что интересного вы узнали о кактусах?.
-А сейчас возьмем листы бумаги и нарисуем кактусы.