Марина Беляева
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Глухой согласный звук [ч’], буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Разработала воспитатель 1 категории МБДОУ № 56 Беляева М. Н.
Тема: «Глухой, согласный звук [ ч’], буква Ч».
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Глухой согласный звук [ч’], буква Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Цель: Познакомить детей с глухим согласным звуком [ ч’], буквой Ч.
Задачи:
1. Образовательные: Познакомить детей с глухим согласным звуком [ ч’], буквой Ч; учить детей приводить примеры слов с этим звуком в трех позициях. Обогащать словарь словосочетаниями: часы идут, часы стоят, часы спешат;
2. Развивающие: Развивать у детей внимание к звуковой и смысловой стороне слова. Развивать фонематический слух, логическое мышление.
3. Воспитательные: формировать навык работы в коллективе; побуждать уважительно относиться к товарищам во время их ответа.
Предварительная работа:
Беседа о часах.
Демонстрационный материал:
• Слоговая таблица;
• Карточка с буквой Ч;
• Круги трех цветов (красный, синий, зеленый).
Раздаточный материал:
• Разрезная азбука;
• Предметные картинки;
• Слоговые дорожки;
• Круги трех цветов (красный, синий, зеленый).
Словарная работа:
Обогащение словаря: часы идут, часы стоят, часы спешат.
Ход занятия
1. Организационный этап
Дети заходят в группу по двум дорожкам. Одна состоит из двух частей, другая из трех. Дети придумывают слова из двух или трех слогов и проходят по соответствующей дорожке. После того как все зашли, дети рассаживаются за столы.
Воспитатель предлагает детям нарисовать в воздухе руками часы (круг, печенье (квадрат, мяч (круг)
Фонетическая зарядка
Воспитатель спрашивает у детей:
- Как чикают ножницы? (Чик-чик-чик).
- Какой звук слышится в начале? (Звук [ ч’]).
2. Основной этап
Воспитатель сообщает детям, что сегодня они познакомятся со звуком [ч’] и буквой Ч. Производится демонстрация карточки с буквой Ч, производится анализ звука [ч’] :
- Звук [ч’] – согласный, всегда мягкий, твердым он не бывает.
Воспитатель просит детей произнести звук [ ч’] еще раз, дети произносят.
- Что можно сказать о нем? Какой он? (Глухой)
Воспитатель еще раз уточняет, что звук [ч’] – согласный, мягкий, глухой.
- А теперь мы познакомимся с буквой Ч. На что она похожа? На какую цифру? (На цифру 4).
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Воспитатель предлагает детям проговорить чистоговорки с движениями:
Чо-чо-чо, чо-чо-чо-
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу-
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча. ча-ча-ча-
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи-
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу-
Ну, тогда пойду к врачу.
Воспитатель хвалит детей, предлагает похлопать в ладоши.
- Какой звук произносится чаще других? (Звук [ч’]).
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Хлоп-хлоп» :
Воспитатель называет слова (булка, Чипполино, щука, ночка, луч, месяц, число, дети внимательно слушают, если в произнесенном слове есть звук [ч’], то дети хлопают в ладоши.
Воспитатель предлагает на карточках с рыбками обозначить звук [ ч’] в трех позициях. Для этого детям называются слова : часы, спичка, печь.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «разложи вещи по полкам»
Игровое действие – разложить предметные картинки по трем полкам. На верхнюю необходимо положить те картинки, в названии которых звук [ ч’] находится в начале слова. На среднюю полку – те, в названии которых звук [ч’] находится в середине слова. На нижнюю – те, в названиях которых звук [ч’] находится в конце слова.
- Ребята, какие карточки вы положили на верхнюю полку, почему? Какие карточки вы положили на среднюю полку, почему? Какие карточки вы положили на нижнюю полку, почему? (Ответы детей).
- Молодцы, ребята, похлопайте себе. (Дети хлопают в ладоши)
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Говорят: «Часы стоят».
Говорят: «Часы спешат».
Говорят: «Часы идут,
Но немножко отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но они стоят на месте.
Воспитатель:
- Объясните, ребята, когда так говорят о часах: спешат, стоят, идут? (Ответы детей).
Физкультурная минутка (проводит кто то из детей)
Чи-чи-чи (три хлопка)
Черные грачи (руки в стороны, махи руками).
Чок-чок-чок (три хлопка)
Черный каблучок (руки на поясе, топанье ногами).
Далее воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Собери слово из букв»
Вниманию детей предлагаются расположенные на доске 4 карточки с буквами в следующем порядке : Ы, А, Ч, С. Задача детей- - расставить буквы в таком порядке, что бы получилось слово. После того как задание сделано, воспитатель предлагает провести звуковой анализ получившегося слова «ЧАСЫ». Один ребенок выходит к доске, остальные производят его на своих местах:
- Сколько слогов в слове часы? (Два слога). Воспитатель предлагает прохлопать слоги всем вместе.
- Какой первый звук в слове часы? (Звук [ ч’] – согласный, мягкий, глухой). Обозначаем зеленым кружком.
- Какой второй звук в слове часы? (Звук [а] – гласный). Обозначаем красным кружком.
- Какой третий звук в слове часы? (Звук [с] – согласный, твердый, глухой). Обозначаем синим кружком.
- Какой четвертый звук в слове часы? (Звук [ы] – гласный). Обозначаем красным кружком.
- На какой слог падает ударение в слове часы? (На второй слог –сы).
Пальчиковая гимнастика «Лепим снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики на одной руке)
Мы с тобой снежок слепили. (Лепят снежок, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Соединяют пальцы обеих рук, делая круг)
И совсем – совсем не сладкий! (Грозят указательным пальчиком)
Раз – подбросим, («Подбрасывают»)
Два – поймаем, («Ловят»)
Три – уроним («Роняют»)
И… сломаем! («Топают ногами»).
Воспитатель обращает внимание детей на доску, там находится слоговая таблица, предлагает прочесть слоги из таблицы и составить из них слова.
ча Хо пар
чу сы со
че ло мя
чи Да у
Дети называют полученный слова: часы, Сочи, чучело, мячи, парча, учи, хочу, холода, дача, сода.
3. Заключительный этап
Воспитатель спрашивает у детей:
- С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились? (Ответы детей).
- Какой это звук? (Звук [ч’] – согласный, мягкий, глухой).
В заключении воспитатель предлагает детям оценить свою работу на занятии. Если ребенок ни разу не ошибся, и выполнил все задания, то он может повесить на «Дерево знаний» красную звездочку. Если была допущена маленькая ошибка – ребенок вешает зеленую звездочку. Если ребенок допустил несколько ошибок, он вешает на «дерево знаний» синюю звездочку.
Когда все звездочки развешаны, воспитатель предлагает детям похлопать себе, объявляет об окончании занятия.