Тамара Воробьева
Занятие НОД «Знакомство со свойствами воздуха и воды» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Познакомить детей со свойствами воздуха и воды через опытно-экспериментальную деятельность.
• Развивать исследовательские умения: выдвигать гипотезу, делать выводы.
• Воспитывать бережное отношение к воздуху и воде.
Материал:
• стаканы, целлофановый пакет, тазик, соль, сахар, растительное масло, салфетки, воронка, перчатка, коробочки, колбы, воздушный шарик, ложки, 3 блюдца.
Предварительная работа:
• Беседы о воздухе, воде.
Публикация «Занятие НОД „Знакомство со свойствами воздуха и воды“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
• Рассматривание иллюстраций.
• Экспериментирование на прогулках и режимных моментах.
- Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес письмо для нас, а откуда мы сейчас посмотрим (страна Почемучек)
- Давайте откроем и посмотрим, что в нем. Здесь написана загадка
- Ребята, послушайте и отгадайте ее:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но не виден он для нас.
- Что же это такое? (воздух)
- Правильно - это воздух. Жители страны Почемучек просят нас рассказать им все о воздухе.
- А для чего нам нужен воздух? (дышать)
- Сделайте глубокий вдох, выдох.
- А каким воздухом полезно дышать? (чистым)
- А кому еще нужен воздух? (растениям, животным)
- Правильно всему живому.
-Какого же цвета воздух? Давайте узнаем.
-У меня есть пакет и стакан.
- Как вы думаете, есть в них воздух?
-Теперь положите в них предметы (н-р кубик) и посмотрите через пакет и стакан на свет.
-Вы видите, какого цвета предмет?
-Как вы думаете, если вместе с предметом в стакане и пакете есть воздух, то какого он цвета? (прозрачный)
-Так какой можно сделать вывод: Воздух прозрачный.
- У меня в руке пластмассовый стаканчик. Что в нем находится? (ничего)
- А сейчас мы узнаем, так ли это.
- Возьмем бумагу, сложим ее и поместим в стакан, прикрепляя ко дну. Переворачиваем стакан вверх дном, держим вертикально и отпускаем в тазик с водой до самого дна. Теперь вынимаем стакан из воды. Посмотрите на бумагу, какая она (сухая). Почему?
-Какой мы с вами вывод можем сделать:
- Бумага сухая, потому что в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
-Молодцы.
-А хотите увидеть воздух. Подойдите к столу, возьмите по трубочке, опустите один конец трубочки в воду и подуйте.
-Что вы видите? (пузырьки)
- А теперь подуйте сильно, теперь тихо.
-Как вы думаете, в обоих случаях количество пузырьков было одинаково?
- Почему?
-Какой можно сделать вывод:
Если выдыхать большое количество воздуха, то пузырьков становится больше. Если вдыхать тихо, то пузырьков мало.
Что же мы можем написать жителям страны Почемучек о воздухе?
- Воздух окружает нас повсюду: он прозрачный и невидимый.
Игра «Хорошо - плохо»
Физкультминутка
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
- Ребята, в письме, еще одна загадка:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
-Правильно – это вода.
- Жители страны Почемучек просят нас рассказать о воде.
- Как вы думаете, где можно встретить воду? (в море,реке, океане, озере)
- Как вы думаете, для чего нужна вода людям, животным растениям птицам.
- Перед вами стоят 3 стакана с водой и блюдечки накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки:
Белый камень в воде тает. (Сахарный песок)
Поднимаем салфетку и проверяем.
В воде родится, воды боится (соль)
Убираем салфетку со 2 блюдца.
- Как вы думаете, что произойдет с сахарным песком и солью, если их отпустить в воду?
-Сейчас мы с вами это и проверим с помощью опытов.
Дети добавляют в стаканы с водой сахар и соль, размешивают.
-Что же мы видим? (соль и сахар растворились в воде)
3 загадка:
Желтое, а не солнце,
Льется, но не вода,
На сковородке пенится,
Шипит и брызгается. (растительное масло)
Открываем 3 блюдце.
- А теперь в стакан с водой добавим масло и размешаем. Что произошло с маслом?
-Масло в воде не растворилось, оно плавает на поверхности, желтыми капельками
-Ребята, проводя опыты с солью, сахаром и маслом, что мы можем сказать.
Вывод: Вода одни вещества растворяет, а другие нет.
- Ребята, посмотрите еще раз на стакан с маслом. Можно ли пить такую воду и почему? (нет она пахнет, грязная)
- Да такую воду пить нельзя.
-А что нужно сделать, чтобы она стала чистой. (ее нужно очистить)
- Посмотрите как это можно сделать.
-Берем воронку, кладем в нее салфетку и теперь осторожно льем масленую воду в воронку.
-Посмотрите, что у нас получилось. (вода стала чистой)
-Куда же делось масло? (Осталось на салфетке)
- Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.
-Ребята, а вода имеет форму
-Давайте проверим. Берем разные предметы и заполняем их водой.
- Почему вода приняла разную форму.
-Какой вывод можно сделать: Вода принимает ту форму в которой находится.
Ребята, что же мы сможем написать жителям страны Почемучек о воде:
В воде некоторые вещества могут растворятся, и не могут, вода имеет ту форму в которой находится, воду можно очищать через фильтр.
Игра «Хорошо- плохо»
Вода и воздух помощники человека.
Дорогие взрослые и дети
Давайте не будем вредить планете,
Давайте беречь нашу чистую воду,
Давайте спасем от смерти нашу природу!