Светлана Жучкова
НОД интегрированное занятие «Краски звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18» муниципального образования – городской округ
город Касимов
Непосредственно организованная образовательная
деятельность по художественно-эстетическому и
познавательному развитию
для детей 6-7 лет.
Тема: «Краски звуков».
(сравнительное слушание)
Музыкальный руководитель:
С. А. Жучкова
г. Касимов
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
«КРАСКИ ЗВУКОВ».
(Сравнительное слушание для детей 6-7 лет)
Публикация «НОД интегрированное занятие „Краски звуков“» размещена в разделах
Цель: создание целостного представления картин природы в вооб-
ражении ребенка через слияние искусств музыки и живописи.
Соединение знаний об отдельных видах искусства, отражаю-
щих окружающий мир.
Задачи: - формирование навыков восприятия произведений различных
видов искусств.
- формировать представление об изобразительных возможнос-
тях музыки, литературы и живописи.
- стимулировать творческую активность, эмоциональную сво-
боду.
- развивать воображение и ассоциативное мышление.
Ход занятия.
Зал оформлен в стиле музыкальной гостиной. Дети входят под спокойную музыку,
по выбору музыкального руководителя, рассаживаются на места.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами в очередной
раз встретились в нашей музыкальной гостиной, чтобы снова послушать прекрасную
музыку, понять о чем она рассказывает, какие чувства пробуждает в нас и как пере-
кликается с другими видами искусства: литературой и живописью.
Сядем поудобнее и музыка унесет нас далеко-далеко, в волшебный мир звуков…
Тихо-тихо рядом сядем.
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном!
И раздвинулись вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлет лес и луг…
В даль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и зовет нас за собой!
Вслед за нею можем сразу
В дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок,
У весны среди зимы…
Сейчас мы будем слушать музыку, но не просто слушать, а постараемся представить
о чем нам хочет рассказать музыка, какие картины нам рисуют звуки.
(Включается запись. А. Вивальди из музыкального цикла «Времена года». «Весна».)
Музыкальный руководитель: А теперь поговорим об услышанной музыке; о ее характере, об исполнении, о том, что вы представили, слушая эту музыку, какие
чувства она в вас пробудила.
Примерные вопросы: - Какой характер у прослушанного музыкального произведения.
- Какие картины природы в нашем воображении рисует эта му-
зыка?
- О каком времени года хочет нам рассказать композитор?
- В каком исполнении прозвучало это произведение?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: А теперь представим себя художниками… Какие бы
краски вы использовали для рисования, чтобы изобразить то, о чем вы мне рассказали.
Примерные ответы детей: светлые, нежные, солнечные, воздушные,
голубые, розовые, зеленые…
Музыкальный руководитель: Вы все молодцы, все почувствовали характер и на-
строение музыки. А теперь я раскрою вам секрет. Это музыкальное произведение
называется «Весна», а написал эту музыку итальянский композитор Антонио Виваль-
ди. Вы были правы, слушая эту музыку, мы представляем легкие, белые облака, бегу-
щие по высокому голубому небу, дуновение нежного ветерка, радостно поющих птиц,
журчание ручейка. Видим, как все живое; трава, цветы, листочки просыпаются и тя-
нутся к солнцу, как бабочки порхают над зеленым лугом. Предлагаю послушать эту
музыку еще раз и окунуться в прекрасный мир звуков. И так, Антонио Вивальди
цикл «Времена года». «Весна».
(Повторное слушание)
Музыкальный руководитель: Дети, мы с вами говорили о характере прослушанной
музыки, а теперь мы поговорим о чувствах, которые она в вас пробудила.
Примерные вопросы: что вы чувствуете, радость или печаль?
надежду или безысходность?
хочется уединения или, наоборот, общаться с друзьями?
Ответы детей.
Ребенок читает стихотворение: Приход весны, встречая звонким пеньем,
Летают птички в голубых просторах,
И слышен шум ручья и листьев шорох,
Колеблемых зефира дуновеньем.
Музыкальный руководитель: А теперь попробуем и мы выразить свои чувства не
словами, как это сделал поэт, а то же звуками, как это делают композиторы. Попробу-
ем пофантазировать и придумать маленькие мотивы, созвучные вашим чувствам.
Желающие дети напевают свои мелодии.
Музыкальный руководитель: А сейчас мы послушаем, уже знакомое вам, музы-
кальное произведение. Слушайте внимательно. После прослушивания вы мне скажете,
как называется это произведение и кто его автор. И мы снова будем разговаривать о
характере музыки и о чувствах, пробудившихся в нас после прослушивания.
Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского из музыкального цикла «Времена года».
Музыкальный руководитель: Какова же по характеру эта музыка?
Что мы представляем, слушая эту музыку?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: В исполнении какого инструмента, звучит эта музыка?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: В первом произведении картины природы нам рисовал, как вы уже говорили, симфонический оркестр, а здесь звучит всего лишь один музыкальный инструмент – рояль. Всего два ряда клавиш у рояля, но они изображают своими звуками целый мир осенней природы. Как же это получается?
Дети говорят об изобразительных средствах музыки: лад, аккомпанемент, темп, тембр, ритмический рисунок и т. д. (повторение и закрепление
знакомого материала)
Музыкальный руководитель: А сейчас мы опять попробуем представить себя художниками, выберем краски, что бы нарисовать уже осенние картины природы.
Дети выбирают краски для изображения осеннего пейзажа.
Музыкальный руководитель: Молодцы, краски выбраны. А какие чувства пробуж-
дает в вас эта музыка? Что вы чувствуете, глядя на эту гамму красок?
Ответы детей: чувство печали, грусти, вспоминается что-то печальное,
чувство ожидания холодных, ненастных дней…
Ребенок читает стихотворение:
А. С. Пушкин
…Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Музыкальный руководитель: Как интересно… Два композитора написали два му-
зыкальных цикла. Как они называются?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: А почему же музыка такая разная?
Ответы детей. (об осени и о весне, разный характер и т. д.)
Музыкальный руководитель: Музыка имеет волшебную силу. С помощью музыки
в воображении человека можно нарисовать и мрачную, унылую картину поздней
осени, и яркую, жизнерадостную картину весны. Мы с вами под музыку представляли картины природы, нарисованные звуками, вы и сами попробовали выражать свои
чувства звуками, напевая простые мелодии. Поэты выражают свои чувства словами.
Вы читали прекрасные стихи об осени и весне. А художники рисуют картины природы красками. И вы то же попробовали подобрать краски к прослушанным музыкальным произведениям.
А сейчас посмотрим, как это получается у настоящих художников. Приглашаю вас пройти на выставку картин и постараться определить, слушая какую музыку, худож-
ники писали свои картины.
Рассуждения детей. Подбор картин.
Музыкальный руководитель: Обратите внимание, как точно художник изобразил
Позднюю осень: природа потеряла свои яркие краски, затихла, замерла.
И как изображается весна: краски светлые, теплые, радостные.
Так и в музыке композиторы: композиторы то же рисуют, только не красками, а зву-
ками. Весна – звуки яркие, громкие, торжественные, звонкие. Осень - звуки приглу-
шенные, спокойные, грустные.
Заканчивается наш интересный разговор в музыкальной гостиной, но мы не проща-
емся с удивительным миром искусства. До новых встреч в нашей музыкальной гостиной.