Людмила Сергеева
НОД в комбинированной группе. Интегрированное занятие «Есть у нас огород, там картошка растёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Составили: учитель – логопед Сергеева Людмила Андреевна
воспитатель Любимова Светлана Вячеславовна
Цель: формировать обобщенные представления детей об овощах через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи.
Образовательные: уточнить представления о многообразии овощей ; формировать умение пользоваться простейшими алгоритмами; отражать результат обобщения в речевом суждении, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на поставленный вопрос; воспитывать навыки самостоятельной работы, умение подбирать материал для создания образа.
Публикация «НОД в комбинированной группе, Интегрированное занятие „Есть у нас огород, там картошка растёт“» размещена в разделах
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Развивающие: развивать познавательную активность, связную речь; чувство ритма и композиции, умение создавать красивый образ из разных материалов.
Словарная работа: пополнять, расширять и активизировать словарный запас, закрепить понятие обобщающего слова «Овощи»; использовать словообразование и употребление прилагательных от названия овощей для развития связной речи.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Материал: картофель, нож, терка, миска, сито, стакан, вода, соль, ложка, йод, ватные палочки для опытов; природный и бросовый материал для веселых картофельных человечков.
Предварительная работа: загадывание и отгадывание загадок, рассматривание овощей, беседа об овощах как огородной культуре. Уточнение представления о том, что такое овощ, кто какие овощи любит, заготовка овощей на зиму, подготовка природного материала. Чтение сказки «Вершки и корешки», драматизация сказки «Репка».
Ход занятия.
1. Презентация «Что за овощ к нам пришел?».
На экране поочередно загадки про овощи. Дети их отгадывают. При правильном ответе изображение овоща на экране. Воспитатель знакомит с историей появления овощей в России, их хранением, заготовкой на зиму.
Картофель. Первый мешок картофеля прислал из Голландии в Петербург царь Петр I. Заморское чудо приживалось в огородах крестьян медленно, но постепенно картофель «обрусел». Картофель сажают в мае, а выкапывают в сентябре. Подсушенные клубни перебирают, укладывают в мешки, опускают на хранение в подпол. Из картофеля готовят немало замечательных блюд.
Капуста. На Руси капуста с давних времен была одной из любимых и распространенных огородных культур. Капуста содержит почти весь набор витаминов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека, а салаты из свежей капусты, да и из квашеной, сохраняют почти все свои питательные и лечебные свойства. Рубят капусту обычно в октябре, с первыми заморозками. А в конце месяца хозяйки капусту заквашивают. Крепкие кочаны капусты оставляют на хранение в подполе.
Помидор или томат – одно из самых распространенных овощных растений на земле. Сегодня почти каждый огородник занимается выращиванием помидоров. Плоды помидора разнообразны по форме, окраске и величине. Из помидоров готовят томатный сок, пасту, соусы, кетчуп. Помидоры добавляют в салаты, их солят, маринуют и консервируют.
Огурец. Из всех овощей огурцы менее всех питательны: в них 97% воды и мало витаминов, но зато они богаты минеральными веществами. Люди любят огурцы за их аромат и неповторимый вкус. Они возбуждают аппетит, улучшают работу желудка. Огурцы едят в свежем виде, кладут в салаты, маринуют и солят. Огуречный сок используется в косметологии: он прекрасно очищает и тонизирует кожу.
Морковь. В Древнюю Русь этот овощ попал в незапамятные времена. Морковь – это корнеплод. В моркови храниться много полезных веществ, она содержит каротин – витамин роста. Поэтому, если хотите подрасти, пейте морковный сок. Из моркови готовят замечательные салаты с чесноком и орехами, кладут в супы и борщи, тушат с овощами, готовят запеканки, котлеты, пудинги. Хранится морковь в свежем виде в подполе.
Свекла. Это тоже корнеплод. Осенью у собранной свеклы обрезают листья – ими любят полакомиться свиньи и коровы, а сам овощ убирают в подпол на хранение. Из свеклы готовят борщи, винегреты, салаты. А из молодых листьев и корнеплодов можно приготовить летний свекольник. Свекла делает нашу жизнь не только вкуснее, но и слаще. В северных странах добывают из свеклы сахар из особых сахаристых сортов свеклы.
Лук. В Европу лук попал благодаря римлянам. Зеленые перышки лука напоминают острые стрелы, они очень душистые и содержат много полезных веществ и витаминов. В земле же образуются небольшие золотисто – желтые луковицы округлой формы. К осени они становятся крупными и сочными. Лук кладут в салаты, едят с черным хлебом и солью. А еще из лука варят вкусный луковый суп. Храниться лук дома, раньше лук «заплетали в косы» и подвешивали у печи.
Чеснок. На Руси чеснок известен с давних времен. В летописях сообщается, что крестьяне ели чеснок с солью и черным хлебом. Чеснок, также как и лук, содержит губительные для микробов вещества, в нем есть и витамины. Во время эпидемий чумы, холеры и других опасных инфекций люди ели чеснок и намазывали тело чесночным соком. Чеснок обладает не только целебными свойствами, но и придает еде неповторимый вкус. Хранится чеснок зимой также как и лук.
Репа. Часто упоминается в русских народных сказках. Это небольшой корнеплод округлой формы, желтого цвета с темно – зеленой ботвой. Репа вкусная и полезная. В ней есть витамины, сахара, минеральные соли и другие полезные вещества. Репа неприхотлива. Она стойко переносит неблагоприятные погодные условия и при этом дает хороший урожай. Из репы готовят много полезных блюд. В деревнях ее парили в русской печи, добавляли в начинку пирогов, готовили вкусный квас или ели просто так.
2. Познавательно – исследовательская деятельность. Экспериментирование с картофелем.
Воспитатель предлагает детям узнать интересные свойства картошки, и для этого надо провести опыты.
1 опыт. Крахмал своими руками. Крахмал из картофеля!
Помыть картофель, снять ножом кожуру, натереть на терке. С ножом и теркой надо работать аккуратно, лучше попросить это сделать взрослых. Воспитатель чистит картофель, натирает на терке. Далее выделяем из полученной картофельной кашицы жидкость. Сделать это можно с помощью сита и миски, или отжать руками. Дети отжимают картофельную кашицу. Картофельные волокна отделяются от жидкости. Картофельную жидкость оставляем на отстаивание. Затем сливаем воду, крахмал оставляем на высыхание. Домашний крахмал без консервантов, без других добавок. Крахмал используют для варки киселей, клейстера, в косметических целях. В детском саду его можно использовать для поделок.
Вывод. Из картошки можно получить домашний картофельный крахмал.
2 опыт. Плавает ли картошка?
Для опыта возьмем одну картошку, банку с водой. Дети наливают воду в банку, опускают картошку в банку с водой. Картошка тонет.
Вывод. Картошка тяжелее пресной воды.
Может ли картошка плавать? Воспитатель предлагает достать картошку из банки, в воду добавить соль и размешать ее, получается соленая вода. Дети опускают картошку в соленую воду. Картошка плавает в соленой воде. Вывод. Соленая вода тяжелее, поэтому картошка плавает.
3 опыт. Можно ли на картошке рисовать? Меняется ли йод свой цвет на картошке?
Воспитатель разрезает картошку пополам. Предлагает детям нарисовать йодом портреты на картофельных срезах. Дети берут ватные палочки, опускают в йод и рисуют картофельные смайлики. Через некоторое время йод синеет.
Вывод. На картошке можно рисовать. Йод меняет свой цвет при взаимодействии с крахмалом.
3. Презентация «Блюда из картофеля»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть самые популярные блюда из картофеля. Это «картофель отварной», «картофель жаренный», «картофельное пюре», «картофель фри», «чипсы».
На экране блюдо из картофеля и алгоритм его приготовления. Дети рассказывают о последовательности приготовления блюда по алгоритму. Воспитатель помогает, если дети затрудняются назвать действие по приготовлению блюда.
«Картофель отварной» :
- почистить,
- выложить в кастрюлю и залить водой,
- посолить,
- варить.
«Картофель жареный» :
- почистить,
- нарезать тонкой соломкой,
- жарить на сковороде с добавлением подсолнечного масла,
- посолить.
«Картофельное пюре» :
- почистить,
- отварить в подсоленной воде,
- слить воду,
- добавить молоко, масло, яйцо,
- размягчить до состояния пюре.
«Картофель фри» :
- почистить,
- нарезать тонкой и длинной соломкой,
- жарить в большом количестве масла.
«Чипсы» :
- почистить,
- нашинковать, нарезать картофель тонкими кружочками (пластинками)
- просушить на бумажном полотенце,
- жарить в большом количестве кипящего масла.
4. Практическая деятельность. Поделки из картофеля.
Воспитатель показывает веселого человечка из картофеля и предлагает детям сделать своего картофельного человечка. Воспитатель показывает, как он делал поделку. Дети самостоятельно выбирают материал для своей поделки (семена, крупы, веточки, зубочистки, пластилин, овощи, фрукты и другие материалы). Из готовых поделок оформляется выставка.