Биктагирова Сабина Рамизовна
Конспект НОД для учителей «Знакомство со буквой Л, звуками [Л], [Л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с буквой Л, звуками [Л],[ Л'].
Образовательные:
• Познакомить с буквой Л, звуками [Л],[ Л'].
• Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные, твердые и мягкие)
• Формировать умение делить слова на слоги.
Развивающие:
• развивать фонематический слух: выделять звук в слове, определять его место в слове.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД для учителей „Знакомство со буквой Л, звуками [Л], [Л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
• воспитывать чувство товарищества, умение слушать педагога и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
Материал:
Раздаточный: картинки со схемой для определения места звука в слове, предметные картинки для определения количества слогов, пригласительные билеты, буквы для составления слова, карандаши, наклейки-звездочки
Демонстрационный: картинки, для определения места звука в слове, буквы для составления слова
Ход занятия:
Самомассаж (на коврике)
Оттяну вперед я уши, а затем назад, словно плюшевые мишки детки в ряд стоят.
А теперь мы щечки дружно разотрем, так забывчивым ребятам память разовьем.
На подбородке круг черчу, детям я помочь хочу, четко, быстро говорить, звуки все произносить.
Чтобы думали получше озорные детки, мы погладим лобики маленьким кокеткам.
Чтоб ребенок лучше видел, стал внимательней, шустрей, мы волшебные очки нарисуем поскорей.
Мы подушечками пальцев в точки попадем, так забывчивым ребятам, память разовьем.
Ох, устали наш дети тихо в ряд стоять, но знают, польза от массажа будет у ребят.
Л: Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздороваемся с ними.
Л: Ребята, вы знаете, какой скоро будет праздник?
Д: День Защитника Отечества
Л: Какими качествами должен обладать защитник Отечества?
Д: Сильный, смелый, отважный, мужественный)
Л: Ребята, меня сегодня попросили передать приглашение для вашей группы? Вы знаете от кого оно? И я не знаю. Прочитаем его?
«Здравия желаю, товарищи дети! Я командир батальона воинской части приглашаю вас на праздник, посвященный Дню Защитника Отечества. Но вход строго по пригласительным билетам, которые нужно украсить звездочками. А получить их можно, выполнив мои задания. Желаю вам удачи, буду ждать вас на празднике!»
Л: Ребята, вы хотите пойти на праздник? Что для этого нам нужно сделать? Д: Выполнить задания и украсить пригласительные билеты.
Л: Тогда приступим, присаживайтесь за столы. Помогите раздать пригласительные билеты.
Л: Дети вы готовы выполнять задания? Тогда уберите пригласительные билеты на край стола.
Л: Ребята, перед тем как начнем выполнять задания, вспомним все о звуках и буквах.
Л: Чем отличаются звуки от букв?
Д: звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Л: На какие группы делятся звуки? Д:звуки делятся на гласные и согласные.
Л: Чем отличаются гласные звуки от согласных Д : гласные поются и тянутся, а согласные встречают преграду губ, зубы или язычок
Л: На какие группы делятся согласные звуки? Д: твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Л: Каким цветом обозначается согласный твердый звук? Д:согласный твердый звук обозначается синим цветом
Л: Каким цветом обозначается согласный мягкий звук? Д:согласный мягкий звук обозначается зеленым цветом
Л: С какими звуками мы будем выполнять задания сегодня, вы догадаетесь сами. Назовите, то что нарисовано у вас на картинке, выделяя первый звук в слове. (спросить детей). Задания, с какими звуками мы сегодня будем выполнять? Д: мы будем выполнять задания со звуками [Л], [Л'])
Л: Возьмите зеркало. Когда мы произносим звук [Л], кончик языка поднимается и упирается в бугорки за верхними зубами (как «парус», воздушная струя идет по бокам, между языком и щекой. (Посмотрите на схему на доске. Произнесем все вместе звук [Л]. По одному спрашиваю.)
Л: При произнесении мягкого звука [Л'], губы растянуты в улыбке. (Произнесем все вместе звук [Л'].По одному.)
Л: Ребята, посмотрите, а вот и первое задание. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?
1. В первом задании нужно назвать характеристику звука [Л].
Л: Как вы думаете звук [Л] согласный или гласный? Почему?
Д: Он согласный, потому что когда мы его произносим, струя воздуха встречает преграду язычок.
Л: Итак, мы узнали, что звук [Л] какой? Д: согласный, бывает твердым и мягким.
Л: Ребята, а теперь закроем уши, произнесем звук [Л] и проверим звонкий он или глухой? Правильно, молодцы.
Л: Ребята, кто сможет быстро повторить характеристику звук [Л], глядя на схему.
Л: Ребята, мы справились с заданием? Что мы делали в этом задании?
Д: В этом задании мы называли характеристику звука [Л].
Л: А вот и наша первая звезда. Возьмите одну звезду и приклейте на свои пригласительные билеты.
2. Ребята, мы готовы приступить ко второму заданию.
Л: Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? Д: Нам нужно определить место звука в слове : в начале, в середине или в конце слова.
Л: У вас на столе лежит задание с цифрой 2. Нужно закрасить тот квадратик, где находится этот звук. (Трое детей делают задание на доске, сравнивают задание с доской.) Ребята, если есть ошибки, исправьте.
Л: Ребята, что мы сейчас делали? Д: В этом задании мы находили место звука [Л] в слове. Л: Мы справились с заданием? Д: Да.
Л: Значит, мы заработали 2ую звезду. Возьмите еще одну звезду и приклейте на пригласительные билеты.
3. Л: Какое следующее задание? (3) «Поделить слово на слоги».
Л: Возьмите предметные картинки, произнесите слово и посчитайте, сколько слогов в вашем слове. Теперь подойдите к соответствующей схеме на магнитной доске.
Л: Почему ты подошел именно к этой схеме? Д: Потому что в моем слове 1 слог, потому что в моем слове 2 слога, потому что в моем слове 3 слога. (Если ребенок встал неправильно, давай вместе посчитаем, сколько слогов в твоем слове)
Л: Ребята, какое задание мы сейчас выполняли? Д: Мы делили слова на слоги. Л: Мы справились? Значит, заработали еще одну звезду, но прежде чем ее наклеить сделаем зарядку.
Все солдаты делают зарядку, и мы с вами тоже сейчас разомнемся.
Физкультминутка (на коврике)
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом
Левой раз, правой раз, посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладоши, дружно, веселей.
Застучали наши ножки, громче и быстрей.
По коленочкам ударим, тише-тише-тише.
Ручки, ручки поднимаем, выше- выше-выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились
Мы на месте закружились и остановились.
Л: Присаживайтесь за столы, не забудьте приклеить звездочку.
Л: Задания, с какими звуками, мы сегодня выполняем. Д: Мы выполняем задания со звуками [Л], [Л']
Л: Эти звуки обозначаются буквой ЭЛЬ.
Л: Посмотрите внимательно на букву и скажите из скольких элементов состоит буква Л? Д: Буква Л состоит из двух элементов.
Л: Из каких элементов состоит буква Л? Д: Буква Л состоит из двух наклонных линий.
Л: На что похожа буква Л? Д: буква Л похожа на лестницу, на шалаш Прорисовывание буквы Л воздухе. (я показываю печатание буквы на доске)
4. Л: Ребята, в следующем задании нам нужно напечатать букву Л в тетради.
Л: Открываем тетрадь, не забываем правила работы в тетрадях (отступаем вниз три клеточки, печатаем буквы сверху вниз, слева на вправо). Теперь зеленым карандашом обведите самую красивую букву Л.
Л: Мы справились с заданием? Д:Да
Л: Какое задание мы выполняли? Д: в этом задании мы печатали букву Л
Л: Значит, мы можем взять еще одну звездочку и приклеить на пригласительный билет.
5. Ребята, нам осталось выполнить последнее задание. Но чтобы его выполнить, отгадайте загадку:
Держит он штурвал в руках.
В кресле сидя, в облаках
Совершает он полёт.
Потому, что он… пилот
Л: Составьте слово ПИЛОТ из букв, которые лежат у вас на блюдце. Работаем в парах. Будьте внимательны, есть лишние буквы. (Кто быстрее составит слово у себя на столе, пойдет составлять слово на доске). У вас есть лишние буквы? Какие?
Л: Теперь, ребята, напечатайте слово ПИЛОТ у себя в тетрадях и сделайте его звуковой анализ.
(Кто быстро и правильно выполнит задание, делает его на доске. Объясняют характеристику каждого звука).
Молодцы, справились с заданием, значит, что мы заработали? Что мы сделали, чтобы получить последнюю звезду? Д: Мы напечатали слово ПИЛОТ и сделали звуковой анализ этого слова.
ИТОГ: Л: Для чего мы выполняли задания командира батальона? Д: Мы выполняли задания командира батальона для того, чтобы украсить пригласительные билеты и пойти на праздник.
Л: Ребята, какие задания мы выполняли?
Рефлексия: Если вам сегодня на занятии было интересно, и вы справились со всеми заданиями, то возьмите картинку самолет, и подойдите к мольберту с самолетом, если вы испытывали в чем-то затруднения, возьмите картинку танк и подойдите к мольберту с танком.
Л: (Если картинка самолет) Какое задание тебе понравилось больше всего?
Л: (Если картинка танк) Какое задание тебе показалось самым трудным? (у нас еще есть время, мы позанимаемся, и у тебя все получится)