Любовь Томилова
Проект «Что такое вода» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Что такое вода»
Участники: дети старшей группы,учитель-логопед воспитатели, родители.
Направленность: познавательно, исследовательский, творческий.
Сроки реализации: краткосрочны
1. Актуальность проекта
Публикация «Проект „Что такое вода“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
В старшем дошкольном возрасте дети активно знакомятся с объектами и явлениями окружающего мира, что позволяет закладывать основы естественнонаучных представлений, которые будут развиваться в дальнейшем обучении. В рамках педагогической деятельности в детском саду дошкольники знакомятся со свойствами живой и неживой природы, узнают свойства основных природных ресурсов – воды, воздуха, почвы.
Для эффективного усвоения дошкольниками новых знаний и развития их познавательных способностей целесообразно не просто сообщать им информацию о природных объектах, но привлекать их к самостоятельной деятельности. Использование проектов позволяет вовлечь детей в активный процесс познания: вместо того, чтобы просто слушать объяснения взрослого, дети сами собирают информацию, проводят эксперименты, наблюдают за различными процессами и делают выводы. Такой интерактивный подход делает обучение более увлекательным и запоминающимся.
Проект «Что такое вода?» позволяет дошкольникам по-новому взглянуть на привычные вещи. В обычной жизни дети уже сталкивались с представлениями о воде – например, видели изменение агрегатного состояния при замерзании или кипении воды, видели способность воды течь и изменять свою форму, знают, какая вода на вкус, цвет и запах и т. д. Однако без специально организованной деятельности дошкольники воспринимают эти знания как само собой разумеющееся (с опорой на свой прошлый опыт) и не формулируют конкретные выводы. При проведении экспериментов, подтверждающих эти знания, дети заново открывают для себя естественнонаучные представления и запоминают их в качестве фактов об окружающем мире, необходимых в том числе для дальнейшего изучения наук в школе. Кроме того, дети узнают о значении воды для объектов живой природы, учатся экологично и разумно относиться к воде, а также развивают наблюдательность, логическое мышление, любознательность.
2. Цель и задачи представленного проекта
Цель: организовать условия, позволяющие формировать у детей дошкольного возраста элементарные представления о воде как о важном природном ресурсе, о ее свойствах и значении в жизни людей и природы, а также для создания навыков экспериментирования и наблюдения за окружающим миром.
Задачи проекта:
1. Знакомство дошкольников с основными агрегатными состояниями и свойствами воды.
2. Обучение практическим навыкам экспериментирования и наблюдения.
3. Развитие у учащихся наблюдательности, любознательности, познавательного интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
4. Воспитание разумного и экологичного отношения к природным ресурсам и формирование навыков правильного повседневного использования воды.
Таким образом, в рамках осуществления данного проекта дети обращают внимание на свойства и особенности такого привычного всем вещества, как вода. Дети узнают:
- об агрегатных состояниях воды, их отличиях,
- об основных свойствах (прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха,
- о текучести воды,
- о способности растворять в себе многие вещества.
3. Методы реализации
Для осуществления проекта «Что такое вода?» используются следующие методы работы:
• опыты и эксперименты с водой, направленные на изучение ее свойств и особенностей;
• наблюдения за водой во время занятий, игр и в повседневной жизни;
• беседы о воде, ее значении для человека и природы в целом;
• информационные встречи со школьниками;
• чтение художественной литературы на тему воды, водной среды обитания для растений и животных;
• просмотр презентаций о воде;
• творческая деятельность для создания материальных объектов на тему воды и водных обитателей;
• организация тематического мероприятия.
4. Этапы реализации
I. Подготовительный
На данном этапе происходит определение темы и ее актуальности, выявление заинтересованности предполагаемых участников, определение цели и задач проекта, определение формы итогового продукта. Подбор и изучение источников информации, выработка плана мероприятий, оповещение участников проекта, разработка проекта огорода, подготовка необходимых материалов и инвентаря. Также в ходе подготовительного этапа осуществляется формирование у детей интереса к теме проекта, выявление первоначальных сведений, имеющихся у детей и обобщение основных представлений, сформированных в рамках повседневного контакта детей с водой.
II. Практический
Основная часть проекта представляет собой собственно мероприятия, направленные на формирование новых представлений о воде, ее особенностях и свойствах:
- проведение экспериментов, устанавливающих свойства воды (сравнение агрегатных состояний воды, исследование взаимодействия воды с другими веществами, наблюдение за влиянием воды на растения и особенностями проникновения воды в стебли растений и др.) – например, эксперименты с замерзанием и испарением воды, окрашиванием воды красками и окрашиванием цветной водой листов бумаги и листьев растений, с растворением в воде соли, сахара и нерастворением в воде песка и глины, с поливом растений водой и др. ;
- подготовка информационных выступлений о водных обитателях;
- творческая деятельность по составлению книги «Жители морей и океанов»;
- участие в беседах о воде со школьниками в рамках информационных встреч.
III. Заключительный
Итоговая часть состоит в проведении заключительного мероприятия – досуга с участием родителей «День воды» для обобщения и закрепления полученной информации и новых знаний о воде, а также для демонстрации продуктов проекта. В рамках заключительного этапа также происходит анализ полученных результатов, то есть подведение итогов проекта, оценка его эффективности, обобщение и подготовка отчетов и фотоматериалов.
Благодаря широким возможностям проекта в нем могут сочетаться различные методы и формы работы: игры, эксперименты, выступления, творческая работа, чтение книг, беседы, просмотр видео и многое другое. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и поддерживать детский интерес на протяжении всего проекта.
Усиление образовательного эффекта от использования проекта заключается в привлечении родителей к участию в нем. Родители не только приглашались на итоговое мероприятие, но и были предварительно ознакомлены с тематикой, целью и задачами его проведения. Также им было рекомендовано в домашних условиях проводить беседы о воде, читать книги из подборки художественной литературы по теме проекта, осуществлять совместные наблюдения за расходованием воды дома, помогать в выполнении детьми творческих работ и в сборе необходимой информации. Такая совместная работа усилит познавательную мотивацию дошкольников и позволит им быстрее усвоить знания о воде, а также практические навыки ее расходования в соответствии с правилами рационального природопользования.
Таким образом, проект «Что такое вода?», в рамках которого дети проводят эксперименты и наблюдения за водой, собирают и анализируют информацию о воде и водных обитателях, взаимодействуют со школьниками для расширения своих представлений о воде, помогает детям лучше понять окружающий мир и учит их ценить природные ресурсы, а форма проектной деятельности позволяет достичь хороших результатов осуществления педагогической работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Планирование этапов проекта.
Направленность: содержание
Беседы, рассказы: «Для чего нужна вода», «Морская и пресная вода», «Берегите воду»
Познавательная деятельность
Эксперименты, опыты: «Вода – это жидкость», «Вода не имеет формы», Вода без цвета, без вкуса», «Может ли вода изменить свой цвет?», «Может ли вода изменить свой вкус?», «Вода не имеет запаха», «Может ли вода изменить свой запах?», «Цветные льдинки», «Водяная мельница», «Замерзание жидкостей», «Изменение объёма жидкости», «Вода двигает камни», «Круговорот воды», «Свойства воды», «Агрегатные состояния воды», «Фильтрование воды», «Вода при замерзании расширяется», «Вода очищает».
Занятия «Опыты с водой», «Кому нужна вода?», «Вода. Ее свойства и состояния», «Вода нужна всем», «У растения внутри есть вода», «Поможем воде стать чистой»,
Художественная деятельность
Аппликация:«Рыбки в аквариуме»
Коллективная работа: «Берегите воду»
Рисование: «Морские обитатели»
Оригами и лепка: «Кит», «Осьминог», «Рыбы», «Морская звезда»
Игровая деятельность
Подвижные игры: «Лягушки и цапля», «Море волнуется», «Ручеек», «Караси и щука»
Дидактические игры: «На воде и под водой»,«Небо. Земля. Вода», «Разрезные картинки», «Разгадывание загадок»
Чтение худ. литературы: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Сказки о морях и океанах», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».
План работы с родителями:
1. Подготовка информации для родителей по темам: «Эксперимент в детском саду», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Обитатели морей и океанов».
2. Подготовка тем рассказов детей об обитателях морей и океанов. Для создания книги.
3. Подготовка к проведению заключительного мероприятия (роли, костюмы, атрибутика)
Эксперименты с водой
Выступление детей
Итоговое мероприятие с родителями