Валентина Кочиева
НОД для старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое часов»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ.
Воспитывать у детей интерес к работе часовщика, подвести их к пониманию: человек – преобразователь предметов, механизмов.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Часовщик, виды часов : солнечные, водяные, песочные, механические, электронные.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ.
Рассказ, вопросы, загадки, потежки, рассматривание картинок с изображением часов, выкладывание часов из геометрических фигур.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Наблюдение за предметной тенью на прогулке в разное время суток, знакомство с песочными часами, чтение стихов, рассказов сказок.
НОД.
Публикация «НОД для старшего дошкольного возраста „Путешествие в прошлое часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
-Ребята нам Знайка прислал письмо. Распечатаем и посмотрим, что же там написано-да это же петушок. Давным-давно время узнавали по «живым часам»-петушку. Эти «часы» как вы знаете, важно ходят по двору. Хлопают крыльями. Взлетают на забор и кричат «КУ-КА-РЕ-КУ!».
Однако можно ли по пению петушка определить точное время? (не у всех во дворе живет петушок, не правда ли).
В летнее время человека может разбудить солнце. Еще очень давно человек заметил, что в течении всего дня солнце перемещается: утром-справа, вечером-слева, днем в зените. И еще человек заметил, что если солнце сзади него, то тень всегда впереди, если солнце справа, тень слева. Помните, мы с вами наблюдали за тенью в хороший солнечный день. И вот человек призадумался. Это оказывается загадка:
"Мы день не спим,
Мы ночь не спим
И день и ночь стучим, стучим. "
-Кто знает отгадку? Правильно это часы.
-Вот Знайка нарисовал свои часы. Но я думаю, что это не случайно он здесь нарисовал их. Знайка хочет, чтобы мы с вами сегодня поговорили о часах.
- Скажите, ребята, если бы не было часов, знал бы человек когда вставать, когда на работу идти? Правильно. Не знал бы.
-Тут возникает вопрос, как же раньше человек обходился. Послушайте потежку:
«Петя, Петя, Петушок
Золотой гребешок.
Петя рано встает
Голосисто поет
Деткам спать не дает»
-Нельзя ли сделать солнечные часы? (картинки с изображением солнечных часов, рассказ об их устройстве). Но пользоваться ими человек мог не всегда.
-Правильно они работают только в солнечную погоду.
-А какие часы пришли нам на смену? (Правильно, водяные)
-Но и они оказались неудобными. Почему? (рассказы детей).
-Затем использовали песочные часы, но и они показывали короткое время(10-15 мин.). Такие песочные часы используются и в наше время в поликлиниках, бассейнах и т. д.
-А знаете ли вы, что восковая свеча – тоже часы. Свеча сверху вниз разрисовывалась полосками, как зебра черно-белыми. Воск от горения фитиля таял, вместе с ним таяли полоски. Сколько полосок исчезало столько часов и проходило.
-Получается, время не только течет, сыпется, но и тает-сгорает. Хорошо если с пользой, а если зря?
Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. В футляр он положил пружину, закрутив ее так чтобы она не раскручивалась, прикрепив к ней зубчатое колесо, которое цепляется к другому зубчатому колесу и вертит его. В свою очередь второе колесо крутит стрелки и показывает время нам. Эти часы называются механическими. Их надо каждый день заводить.
-А есть еще электронные часы, их заводить не надо. Они работают от сети или от батареек. Они без пружины и даже без стрелок – на экране светятся цифры. Время они показывают точное. Настоящее чудо - часы.
-Как вы думаете, где лучше всего использовать эти часы? (в метро, на стадионе, на улице и т. д.).
-Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумали и сделали люди. Посмотрите, какие красивые часы сделали часовых дел мастера (показ иллюстрации).
-А кто из вас знает, как называют человека, кто чинит часы? (правильно, часовщик).
Игра: «Выкладывание часов из геометрических фигур».
-Ребята, мы с вами сегодня познакомились с разными видами часов. Вы правильно отвечали на мои вопросы. Молодцы! На этом наше занятие окончено.