Марина Долгих
План-конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТНО - ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ:«КНИГИ»
Тема: «Путешествие в прошлое бумаги».
Доминирующая образовательная область : «Познавательное развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие» :
- формировать умения детей называть свойства дерева (бересты, камня, глины, материала бумаги;
Публикация «План-конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в прошлое бумаги“» размещена в разделах
- расширять представления о бумаге, ее свойствах;
«Речевое развитие» :
- обогащать словарь (исследователи, береста, плотная, шероховатая);
- активизировать речевую деятельность детей.
«Социально-коммуникативное развитие» :
- закреплять умение строить небольшие по объему высказывания описательного и повествовательного характера совместно с воспитателем и самостоятельно.
«Художественно – эстетическое развитие» :
- воспитывать бережное отношение к бумаге, умение слушать художественное произведение (стихотворение)
Материалы и оборудование: Стол для экспериментирования, (камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современные (качественные) виды бумаги - по количеству детей.
Виды детской деятельности :
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская Опыты: «Письмо на камне», «Письмо на глине», «Письмо на бересте, ткани». Цель: формировать умения детей называть свойства дерева (бересты, камня, глины, материала бумаги.
Коммуникативная Беседа об истории создания бумаги, с ее современными видами. Беседа о том, где используют бумагу; стихотворение про бумагу С. Маршака «Чистый лист»
Продуктивная Фиксирование опыта.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Целевые ориентиры
(ФГОС ДО) УУД в перспективе
(ФГОС НОО)
I этап: «Вызов интереса».
Цель: создание условий для возникновения у воспитанников мотивации включения в деятельность : эмоциональность, личностная значимость («детская цель»)
1 Воспитатель сообщает детям, что им в садик пришло видео сообщение. Предлагает его посмотреть. Дети смотрят по проектору видеосообщение.
Проявляют желание помочь детям с другого сада и ответить на поставленные вопросы.
- умение проявлять любознательность, интересоваться причинно - следственными связями; Личностные:
- формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Коммуникативные:
- умение использовать коммуникативные навыки;
2 Д/ и: «Аукцион».
1 вопрос: «Что можно сделать из бумаги?»
2 вопрос: «Какие предметы, сделанные из бумаги, нас окружают?»
Личностные:
- формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Коммуникативные:
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
3 Воспитатель предлагает «отправиться в прошлое» (звучит громкая музыка, мелькают фонарики, в дали светится планета (глобус, музыка затихает, включается свет.
Вопросы: - Ой, ребята посмотрите кто это?
- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Коммуникативные:
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
4 Воспитатель предлагает посмотреть сценку, в зале два первобытных человека. Один другому, что - то пытается объяснить, другой не понимает, и первый рисует на камне «пастелью» копье (охоту). Они оставляют камень и убегают.
Вопросы:
- Ребята, а как вы думаете, какое отношение к бумаге имеет камень?
- А как вы думаете камень удобный материал для письма? Смотрят сценку. Узнают новое. Отвечают на вопросы. - умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Личностные:
- формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.
Коммуникативные:
- владение диалогической формой коммуникации.
II этап: «Актуализация имеющегося опыта».
Цель: актуализация мыслительных процессов, знаний, опыта, необходимого для построения нового знания
5 Опыт № 1
«Письмо на камне».
Воспитатель предлагает попасть в лабораторию «Почемучки».
Вопросы: - Ребята, а кто такие исследователи?
- Камень, какой? Попробуйте сжать его
Предлагает написать на камне маленьким камнем.
- А какой камень на вес?
Вывод: Значит камень неудобный материал для письма.
Надевают халаты, треуголки. Проводят опыт. Отвечают на вопросы. Делают вывод, что камень не удобный материал для письма. - формирование способности наблюдать, экспериментировать;
-проявление инициативы и самостоятельности в познавательно исследовательской деятельности;
- формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Личностные:
- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,
- формирование мотивационной основы учебной деятельности;
Коммуникативные:
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Познавательные:
- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме.
Регулятивные:
- формирование способности принимать и сохранять учебную задачу.
III этап: «Создание затруднения в ситуации, сюжете, деятельности».
Цель: создание условий для преодоления затруднений:
1. фиксация затруднений; 2. выявление его причин; 3. составление плана действий.
Озвучивание детьми цели НОД («взрослой цели»)
6
Опыт № 2
«Письмо на глине».
Воспитатель оповещает детей, что камень неудобный материал для письма. И люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. (Предлагает сравнить глину и камень, и определить их свойства.
Вопросы:
- Что тяжелее камень или глина?
- Ребята, а если глина сырая, то на ней можно, что-нибудь написать. (Предлагает детям написать на глине палочками буквы, показывает глиняную дощечку с символами).
Предлагает детям проверить глину на прочность (в руках детей глиняные дощечки ломаются).
- Вывод: Глина легче камня, и писать на ней можно, но она хрупкая из нее нельзя сделать книжку или тетрадь. (Предлагает поставить картинки в ленту времени и сесть на стульчики)
Сравнивают глину и камень и определяют их свойства. Пишут на глине палочками. Проверяют глину на прочность. Делают вывод, что глина легче камня, но она хрупкая и из нее нельзя сделать книжку. - владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;
- проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;
- умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
Личностные:
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- формирование способности к оценке своей учебной деятельности.
Коммуникативные:
- формирование умения строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Познавательные:
- формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- формирование умения проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям;
- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Регулятивные:
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
7 Опыт № 2
«Письмо на бересте, ткани».
Предлагает закрыть глаза и перенестись в прошлое, на несколько столетий назад. (Вбегает лакей «слуга» и сидит царь, издает указ: «Повелеваю… слуга пишет на бересте, затем еще один слуга окликает царя и они удаляются, оставляют свиток на столе).
Береста ломается и дети понимают, что она хрупкая и из нее нельзя сделать книжку.
Предлагает попробовать сложить ткать, она легко складывается, из нее можно сделать книжку, а можно ли на ткани писать?
- Вывод: складывается ткань хорошо, но на ней трудно писать (Предлагает поставить картинку в ленту времени, и пройти на стульчики. Выполняют опыт, делают вывод, что береста хрупкая, и из нее нельзя сделать книжку.
Выполняют опыт, делают вывод, что складывается ткань хорошо, но на ней трудно писать - проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам;
- формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других;
- развитие воображения.
Личностные:
- формирование способности к оценке своей учебной деятельности.
Коммуникативные:
- владение диалогической формой коммуникации;
- формирование умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные:
- формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
IV этап: «Самостоятельное открытие нового знания».
Цель: организация поиска необходимого знания, открытие нового знания. Выбор метода, способа решения проблемы
8 Предлагает детям закрыть глаза и мысленно перенестись в древние времена, в далекую восточную страну Китай. (Сценка два китайца).
Вопросы:
- именно в Китае впервые научились делать бумагу. Какая была по качеству первая бумага?
Предлагает вспомнить и рассказать историю создания бумаги с помощью ленты времени.
Читает стихотворение про бумагу. С. Маршака «Чистый лист»
Дети рассказывают историю создания бумаги с помощью ленты времени.
- формирование способности к волевым усилиям, нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
- формирование элементарных представлений из области живой природы;
- способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Личностные:
- формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- установка на здоровый образ жизни.
Познавательные:
- формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
9
Воспитатель сообщает, что им пора отправляться в детский сад.
Рефлексия.
Делают выводы, отвечают на вопросы. - умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Коммуникативные:
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
- формировать умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.