Светлана Логовская
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «В прошлое часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: используя социально-педагогический потенциал окружающей среды; давать детям элементарные знания и понятия о развитии часовых механизмов. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Коррекционная задача: развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение. Совершенствовать-словесно логическое мышление.
Словарь: солнечные, водяные, природные, настенные, Кремлевские куранты, механические, электрические, электронные, карманные, свеча.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром „В прошлое часов“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, открыток, картинок, каталог часов, заучивание стихотворений, загадывание загадок, подбор экспонатов.
Оборудование: различные виды часовых механизмов, шнур, обруч, мяч, смайлики, фишки, витамины, конфеты.
Организационный момент: игра с мячом «Назови часы».
Ход занятия:
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в музей. Музей чего, отгадайте сами
2 ребенока одетые часами: загадывают загадку:
Мы идём, тик-так, идём
Стрелки крутим день за днём,
Чтобы вы не опоздали,
Чтобы раньше всех вставали!
Прозвоним мы в нужный час -
Позовём на завтрак вас!
Мы идём, тик-так, идём,
Но лентяев мы не ждём!
- Мы сегодня отправимся в музей часов.
- Музей этот необычный, а волшебный и сказочный.
А я буду вашим гидом в музее.
Подскажите мне, как надо себя вести в музее? (тихо, не трогать экспонаты руками)
Что необходимо для того, чтобы посетить музей? (Приобрести билеты.)
А, чтобы приобрести билеты нам нужны деньги. Они у нас есть.
Возьмите свои деньги и добро пожаловать в кассы музея. (Муз №1)
Кто приобрел билет проходите к контролеру и в музей. (Муз №1)
Дети рассматривают экспонаты музея
Перед вами современные виды часов. Они бывают разные…. подскажите мне - какие? (настенные. наручные, будильники, электронные, механические.)
Ребенок:
1. Часы бывают разные Есть детские, есть важные.
Будильники пузатые,
Настенные глазастые,
Карманные почтенные,
Наручные надменные,
Настольные серьёзные
И башенные грозные.
2. Приносят пользу всякие
Нам ходики-друзья.
Жить помогают собрано
Секундами звеня.
Песочные стройняшки,
Спортивные близняшки,
Скромняги электронные,
Да солнечные сонные.
механические часы с внутри их закрученная пружинка, а чтобы она раскручивалась, прикреплено к ней зубчатое колесо. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. (Объяснить важность стрелок.)
- Здесь вот часы без пружин – работают от батарейки.
- Мы посмотрели часы со стрелками, но есть и другие – в таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть.
- Эти часы электронные, они работают на батарейках или от электросети.
- Дети, а вы знаете какие самые точные часы в мире (атомные)
- Их используют для особо точных измерений времени.
(Созданы в 1948 году. Ошибка в точности этих часов – 1 секунда в 300 0000 лет – справка для взрослых.)
- Каких только часов не придумал человек – настенные, напольные, башенные, каминные, будильники, наручные, карманные, настольные, часы-кулон, часы-кольцо, часы-игрушка и много других часов.
Как вы думаете, для чего нужны часы?
Дети: во время приходить в детский сад, не опаздывать на транспорт, в магазин и т. д.
Ребенок:
Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог -
Воспитатель: - А, вы умеете пользоваться часами?
Дети: нет.
Воспитатель: - Не огорчайтесь - скоро и вы научитесь узнавать время, а я вам в этом помогу. Я вас приглашаю в игровой зал музея, возьмитесь за руки, сделайте круг –циферблат, а я буду стрелками.
Физминутка. (музыка приглушенная)
Игра “Ходят стрелочки по кругу”
На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.
Мы часы - наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга,
(дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Стрелки, стрелки не спешите
Вы нам время подскажите.
(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой).
Подскажите мне у кого какое сейчас время показали часы?
(Читает стихотворение.)
Следующий зал музея - часы прошлого, где мы сможем посмотреть старинные экспонаты. Как мы можем попасть в прошлое? Я предупреждала, что музей этот необычный, сказочный (нужна машина времени,которая перенесет нас в прошлое) Она перед вами. Займите места в зале. Запускаем машину времени и попадаем в прошлое часов.
Просмотр слайдов.
Воспитатель – Давным-давно, когда часов еще не было, люди время узнавали по солнцу: вкопали в землю столб, а вокруг столба чертили круг, делили его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Всходило солнце, и тень от столба медленно двигалось по кругу, отмечался час за часом. Вот так были изобретены первые часы (показ с объяснением) и назвали их солнечными.
- Как называли первые часы? Дети - (солнечные) (справка более 4000 лет назад в древнем Египте).
Воспитатель: - В темное время суток, и пасмурные дни люди не могли пользоваться солнечными часами, и поэтому придумали водяные часы.
(С детьми рассмотреть, объяснить устройство водяных часов.)
- Почему люди придумали водяные часы? (ответы детей).
Воспитатель: - Это песочные часы. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний.
Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут, от количества песка зависит и время. часы переворачивают и свет времени продолжается (их используют в медицине).
- В нашем детском саду где вы видели такие часы? (провести демонстрацию часов)
- Дети, посмотрите, что у меня в руках? (правильно свечка).
- Оказывается это тоже часы, сгорает свеча показывает сколько прошло времени. Они появились1000 лет тому назад (демонстрирует).
Я вижу вы засиделись. Приглашаю на разминку:
Пальчиковая гимнастика:
"Расскажи стихи руками"
Соблюдается совой Сжимают и разжимают
Распорядок часовой кулачки на обеих руках
Ночью в час по распорядку Показывает один палец
Совы делают зарядку Руки на поясе, наклоны влево и вправо
Циферблат покажет два Показывают два пальца
В магазин спешит сова Шагают на месте
В три - готовит суп Показывают три пальца и "варят"
В четыре Показывают четыре пальца
Вытирает пыль в квартире Делают вид, что вытирают пыль
В пять сова идет читать Показывают пять пальцев и "читают книгу"
В шесть она садится есть Показывают шесть пальцев и "кушают"
Семь показывают стрелки Показывают семь пальцев
В гости к ней приходят белки Прыгают на месте, руки перед грудью
Не поздней восьми часов Показывают восемь пальцев
Совещание у сов "Совещаются" между собой
Но как только девять бьет Показывают девять пальцев
В лес сова идет гулять Шагают на месте
В десять у нее - вязанье Показывают десять пальцев и "вяжут"
А в одиннадцать - купанье Показывают сначала десять пальцев, затем
еще один палец и "плавают"
Как двенадцать бьет часов Показывают сначала десять пальцев, затем
еще два пальца
Двери в доме на засов "Закрывают дверь на ключик"
В полдень ей пора в кровать Потягиваются и зевают
Любит днем сова поспать Руки под щеку и "спят"
Дальше все по распорядку Сжимают и разжимают кулачки
В час - встает и на зарядку на обеих руках.
Продолжим наше путешествие в прошлое часов.
Перед вами старинные башенные часы (просмотр слайдов)
- Какие самые главные часы России? – это Кремлевские куранты. Они установлены на Спасской башне в Москве. Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей Родины. (Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение.)
Стихи о кремлевских курантах
Стоят серебряные ели
У стен московского Кремля.
Умолкли вьюги и метели —
Куранты слушает Земля
Звенят куранты… Полночь… Снегопад…
Минут раздвинув сомкнутые грани,
На чёрный, золотом тиснённый циферблат
Ложатся отблески рубиновых сияний
Воспитатель: - Часы цветы. Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая. Шиповник, лен и др. Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать. В пасмурную погоду цветочные часы не «работают» совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб. (Демонстрация с использованием цветов.)
- Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями, и взлетев на забор, кричат «ку-ка-ре-ку!». Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло… Скоро утро! Довольно спать! (Демонстрация с помощью фонограммы.)
Петушок нас полностью разбудил на веселую зарядку,
(зарядка по циферблату-кругу под песенку о часах (муз №2)
-Запускаем машину времени и переносимся в настоящее.
-К нам пожаловали гости (под музыку выходят 2 ребенка переодетые в деда с бабой (муз №3)
-Вы узнали из какой сказки эти сказочные герои (Сказка о потерянном времени)
(Читают стихи)
дед с бабой …
Часы ведут секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
- Почему необходимо беречь время? Утро, день, вечер, ночь…
Утро, день, вечер, ночь-
Убежали сутки прочь.
Чтоб о сутках не жалеть,
Нужно каждый час беречь,
Чтоб успеть потанцевать,
Почитать, порисовать,
Поиграть с друзьями
И помочь маме.
Подают часы нам знак:
Тик-так, тик-так –
Каждый звук – безделью враг!
А работе этот стук –
Самый-самый лучший друг!
Тик-так, тик-так –
Ты согласен, или как?
Read more : https://mshishova.ru/detskie-stixi-o-vremeni-sutok/#ixzz3xlnbTRFm
На этом наша экскурсия подошла к концу.
На выходе из музея можно остановиться у часовщика, кто это такой, ребята? Правильно – это человек, который ремонтирует часы, у кого есть часы- можно сдать их в ремонт или на проверку, а можно просто посмотреть на работу часовщика. Давайте подойдем к нему.
Часовщик – особый мастер,
Кропотлив и точен он.
Он мельчайшие запчасти
Разглядит со всех сторон.
Неисправность обнаружит
И ремонт произведёт.
Нам часы ещё послужат
День за днём, за годом год.
(муз №4)