Приложение МААМ

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Посуда»

Марина Лобастова
НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

-расширить и углубить представления детей о посуде : истории происхождения, из какого материала изготавливается;

-учить образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в предложения;

-формировать умение строить разные типы высказываний;

-совершенствовать грамматический строй речи : закреплять умение образовывать существительные с суффиксом -ниц -, обозначающие вместилище;

-развивать общую моторику, мыслительные процессы, внимание, память;

-вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, бережному к ним отношению; уважение к труду людей их создающих.

Публикация «НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Посуда“» размещена в разделах

Оборудование: презентация, мяч.

Ход НОД

1. Организационный момент: «Подскажи словечко».

(слайд 1-пустой)

Малютка мошка на столе ест крошку.

Мы вкусный суп едим столовой … (ложкой).

(слайд 2)

Не ест супы, салаты, каши белка.

Мы ложкой их едим до дна … (тарелки).

(пробел)

Не из тарелки ест корова Милка,

Ей не нужны приборы – нож и … (вилка).

(пробел)

Пьёт капельку воды жучок-букашка.

Мы пьём компот и сладкий чай из … (чашки).

(пробел)

Варила вкусный суп малышка Уля

Для куколки в игрушечной … (кастрюле)

(пробел)

-Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о посуде.)

2. Основная часть.

Беседа.

-Какую посуду вы ещё знаете? (Я знаю вилку. Я знаю сковороду. И т. д.)

-Для чего она нужна? (Посуда нужна для того, чтобы в ней готовить., чтобы из неё кушать. И т. д.)

-А можно ли прожить без посуды?

-Как надо ухаживать за посудой? (Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

История происхождения посуды.

-(слайд 3) Первобытные люди научились делать посуду из глины. Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты.

(слайд 4) Потом придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины в печи, теперь в ней можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне.

(слайд 5) Керамика, керамическая посуда это посуда из красной глины.

(слайд 6) Посудой на Руси пользовались с древних времён. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Сначала она была простая, без особой красоты.

(слайд 7) Со временем русские мастера создали красивую посуду, которую знают во всем мире. Название этой посуды дали по месту ее происхождения: Гжель и Хохлома. Деревянная и глиняная посуда самая безопасная для здоровья людей.

(слайд 8) Потом появилась металлическая посуда – из чугуна выплавляли чугунки. Ими пользуются и в наше время. Как вы думаете, где и когда?

(слайд 9) Посуда из меди и серебра. Знаменитые русские самовары сделаны из меди. Изящный чайник и стакан из серебра. Известно, что серебро очищает воду и это полезно для здоровья. До сих пор люди пользуются этой посудой.

(слайд 10) Со временем появилась посуда стеклянная.

(слайд 11) Фарфор, фарфоровая посуда - это посуда из белой глины.

(слайд 12) Из пластмассы делают разную посуду, например, для маленьких детей, она небьющаяся и легкая.

(слайд 13) Пластиковая посуда изготовлена тоже из пластмассы. Как вы думаете, где она применяется? Чем она удобна?

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Комплекс общеразвивающих движений.

-А сейчас мы с вами отдохнём.

«Ложкой ем».

И. п. – ноги слегка расставить, руки опустить.

Выполнение: поднять руки через стороны вверх, ударить ложкой о ложку, сказать: «Ам!».

Повторить 6 раз.

«Чайник кипит».

И. п. - ноги слегка расставить, руки положить на пояс.

Выполнение: присесть.

Повторить 4 раза.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Игра «Из чего? Какая?».

-Из чего может быть сделана посуда? (слайд 14) (Посуда может быть сделана из глины.) Значит, она какая? (Глиняная посуда.) (слайд 15) … из стекла. Значит, она стеклянная.) (слайд 16) … из фарфора. Значит, она фарфоровая.) (слайд 17) … из металла. Значит, она металлическая.) (пробел) … железа. Значит, она железная.) (слайд 18) … из дерева. Значит, она деревянная.) (слайд 19) (… из хрусталя. Значит, она хрустальная.) (слайд 20) … из бумаги. Значит, она бумажная.) (пробел) … из пластмассы. Значит, она пластмассовая.) (слайд 21) … из пластика. Значит, она пластиковая.)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Беседа.

-(слайд 22) Ребята, какая посуда может разбиться? (Может разбиться посуда из стекла, хрусталя, фарфора, глины).

-А как нужно обращаться с посудой, чтобы она не разбилась? (Нужно бережно, осторожно относиться к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадёт труд человека, который её делал.)

-(слайд 23) Какая посуда не бьётся? (Не бьётся металлическая, деревянная, пластмассовая, бумажная посуда).

-Как вы думаете, а можно пользоваться бумажной посудой? Почему? (Рассуждения детей.)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Игра «Назови посуду».

(слайды 24-29)

-Куда положим хлеб? (Хлеб положим в хлебницу.)

-Во что нальём суп? (Суп нальём в супницу.)

-Куда положим салат? (Салат положим в салатницу.)

-Куда положим конфеты? (Конфеты положим в конфетницу.)

-Куда положим сухари? (Сухари положим в сухарницу.)

-Куда насыпаем сахар, перец, соль? (Сахар насыпаем в сахарницу. … в перечницу. … в солонку.)

-Куда положим сливочное масло? (Сливочное масло положим в маслёнку.)

-Куда нальём молоко? (Молоко нальём в молочник.)

-Мне понравилось, как вы накрыли на стол.

Далее логопед предлагает ещё раз послушать слова и определить у них общую часть: салатница, хлебница, сахарница и т. д. Голосом он подчёркивает суффикс –ниц-.

Делается вывод: «Посуда, в которой что-либо хранится, часто называется словом,

в котором есть частичка –ниц.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Игра с мячом «Это верно или нет?».

-В солонку насыпают соль.

-Ножом размешивают суп.

-В масленку кладут сахар.

-В молочник наливают молоко.

-В кастрюле заваривают чай.

-Чай пьют из чайной чашки.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Упражнение с мячом «Закончи предложение».

Соль кладут в салат, а сахар … в чай.

В масленке масло, а в салатнице …салат.

В солонке соль, а в сахарнице … сахар.

В сахарнице сахар, а в перечнице … перец.

В тарелке суп, а в чашке … компот.

3. Заключительная часть.

Логопед. Вот и закончилось занятие. Вместе вспомним, о чём говорили, что сегодня делали … .

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Когнитивное упражнение «Чаша доброты».

-Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, перед собой любимую чашку. Мысленно наполните её до краёв своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в неё из своей чашки доброты. Рядом ещё пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброты в пустые. Не жалейте»! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в неё своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи по теме «Игрушки» Задачи: Образовательные: -формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи; -закреплять в речи детей обобщающее понятие.

НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Ягоды» Задачи: Образовательные: - формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи; - закреплять в речи детей обобщающее.

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Овощи» Задачи: Образовательные: -закреплять в речи детей обобщающее понятие «овощи» и правильное произношение звуков «В-Вь» в слогах, словах; -учить.

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Деревья» Задачи: Образовательные: -учить пересказывать описательный рассказ по теме «деревья». Коррекционные: -расширять словарь словами, обозначающими.

НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Грибы» Задачи: Образовательные: -закрепление наработанного материала по теме «грибы». Коррекционные: -развитие связной речи, слухового внимания;.

НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Ягоды» Задачи: Образовательные: - закрепление наработанного материала по теме «ягоды». Коррекционные: - развитие связной речи; - координация речи.

НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Мебель» Задачи: -учить детей выделять существенные признаки предметов; -познакомить с устройством квартиры, с названием мебели в зависимости от.

НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Овощи» Задачи: Образовательные: -закрепление наработанного материала по теме. Коррекционные: -развитие слухового восприятия, речевого дыхания,.

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Птицы» Задачи: Образовательные: -формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи; -закреплять в речи детей обобщающие понятия:.

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Головные уборы» Задачи: Образовательные: -закреплять в речи детей обобщающее понятие «головные уборы»; -обучать составлению описательного рассказа о головном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Посуда»
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 16:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Посуда»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лобастова (УИ 240091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД