Марина Лобастова
НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-расширить и углубить представления детей о посуде : истории происхождения, из какого материала изготавливается;
-учить образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в предложения;
-формировать умение строить разные типы высказываний;
-совершенствовать грамматический строй речи : закреплять умение образовывать существительные с суффиксом -ниц -, обозначающие вместилище;
-развивать общую моторику, мыслительные процессы, внимание, память;
-вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, бережному к ним отношению; уважение к труду людей их создающих.
Публикация «НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: презентация, мяч.
Ход НОД
1. Организационный момент: «Подскажи словечко».
(слайд 1-пустой)
Малютка мошка на столе ест крошку.
Мы вкусный суп едим столовой … (ложкой).
(слайд 2)
Не ест супы, салаты, каши белка.
Мы ложкой их едим до дна … (тарелки).
(пробел)
Не из тарелки ест корова Милка,
Ей не нужны приборы – нож и … (вилка).
(пробел)
Пьёт капельку воды жучок-букашка.
Мы пьём компот и сладкий чай из … (чашки).
(пробел)
Варила вкусный суп малышка Уля
Для куколки в игрушечной … (кастрюле)
(пробел)
-Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о посуде.)
2. Основная часть.
Беседа.
-Какую посуду вы ещё знаете? (Я знаю вилку. Я знаю сковороду. И т. д.)
-Для чего она нужна? (Посуда нужна для того, чтобы в ней готовить., чтобы из неё кушать. И т. д.)
-А можно ли прожить без посуды?
-Как надо ухаживать за посудой? (Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
История происхождения посуды.
-(слайд 3) Первобытные люди научились делать посуду из глины. Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты.
(слайд 4) Потом придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины в печи, теперь в ней можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне.
(слайд 5) Керамика, керамическая посуда это посуда из красной глины.
(слайд 6) Посудой на Руси пользовались с древних времён. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Сначала она была простая, без особой красоты.
(слайд 7) Со временем русские мастера создали красивую посуду, которую знают во всем мире. Название этой посуды дали по месту ее происхождения: Гжель и Хохлома. Деревянная и глиняная посуда самая безопасная для здоровья людей.
(слайд 8) Потом появилась металлическая посуда – из чугуна выплавляли чугунки. Ими пользуются и в наше время. Как вы думаете, где и когда?
(слайд 9) Посуда из меди и серебра. Знаменитые русские самовары сделаны из меди. Изящный чайник и стакан из серебра. Известно, что серебро очищает воду и это полезно для здоровья. До сих пор люди пользуются этой посудой.
(слайд 10) Со временем появилась посуда стеклянная.
(слайд 11) Фарфор, фарфоровая посуда - это посуда из белой глины.
(слайд 12) Из пластмассы делают разную посуду, например, для маленьких детей, она небьющаяся и легкая.
(слайд 13) Пластиковая посуда изготовлена тоже из пластмассы. Как вы думаете, где она применяется? Чем она удобна?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Комплекс общеразвивающих движений.
-А сейчас мы с вами отдохнём.
«Ложкой ем».
И. п. – ноги слегка расставить, руки опустить.
Выполнение: поднять руки через стороны вверх, ударить ложкой о ложку, сказать: «Ам!».
Повторить 6 раз.
«Чайник кипит».
И. п. - ноги слегка расставить, руки положить на пояс.
Выполнение: присесть.
Повторить 4 раза.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра «Из чего? Какая?».
-Из чего может быть сделана посуда? (слайд 14) (Посуда может быть сделана из глины.) Значит, она какая? (Глиняная посуда.) (слайд 15) … из стекла. Значит, она стеклянная.) (слайд 16) … из фарфора. Значит, она фарфоровая.) (слайд 17) … из металла. Значит, она металлическая.) (пробел) … железа. Значит, она железная.) (слайд 18) … из дерева. Значит, она деревянная.) (слайд 19) (… из хрусталя. Значит, она хрустальная.) (слайд 20) … из бумаги. Значит, она бумажная.) (пробел) … из пластмассы. Значит, она пластмассовая.) (слайд 21) … из пластика. Значит, она пластиковая.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Беседа.
-(слайд 22) Ребята, какая посуда может разбиться? (Может разбиться посуда из стекла, хрусталя, фарфора, глины).
-А как нужно обращаться с посудой, чтобы она не разбилась? (Нужно бережно, осторожно относиться к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадёт труд человека, который её делал.)
-(слайд 23) Какая посуда не бьётся? (Не бьётся металлическая, деревянная, пластмассовая, бумажная посуда).
-Как вы думаете, а можно пользоваться бумажной посудой? Почему? (Рассуждения детей.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра «Назови посуду».
(слайды 24-29)
-Куда положим хлеб? (Хлеб положим в хлебницу.)
-Во что нальём суп? (Суп нальём в супницу.)
-Куда положим салат? (Салат положим в салатницу.)
-Куда положим конфеты? (Конфеты положим в конфетницу.)
-Куда положим сухари? (Сухари положим в сухарницу.)
-Куда насыпаем сахар, перец, соль? (Сахар насыпаем в сахарницу. … в перечницу. … в солонку.)
-Куда положим сливочное масло? (Сливочное масло положим в маслёнку.)
-Куда нальём молоко? (Молоко нальём в молочник.)
-Мне понравилось, как вы накрыли на стол.
Далее логопед предлагает ещё раз послушать слова и определить у них общую часть: салатница, хлебница, сахарница и т. д. Голосом он подчёркивает суффикс –ниц-.
Делается вывод: «Посуда, в которой что-либо хранится, часто называется словом,
в котором есть частичка –ниц.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра с мячом «Это верно или нет?».
-В солонку насыпают соль.
-Ножом размешивают суп.
-В масленку кладут сахар.
-В молочник наливают молоко.
-В кастрюле заваривают чай.
-Чай пьют из чайной чашки.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Упражнение с мячом «Закончи предложение».
Соль кладут в салат, а сахар … в чай.
В масленке масло, а в салатнице …салат.
В солонке соль, а в сахарнице … сахар.
В сахарнице сахар, а в перечнице … перец.
В тарелке суп, а в чашке … компот.
3. Заключительная часть.
Логопед. Вот и закончилось занятие. Вместе вспомним, о чём говорили, что сегодня делали … .
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Когнитивное упражнение «Чаша доброты».
-Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, перед собой любимую чашку. Мысленно наполните её до краёв своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в неё из своей чашки доброты. Рядом ещё пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброты в пустые. Не жалейте»! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в неё своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»