Эллина Грачева
НОД для подготовительной группы компенсирующей направленности «Поможем медведю найти берлогу. Дифференциация звуков [Т], [Д]»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности
Тема: «Поможем медведю найти берлогу»
(Дифференциация звуков [Т], [Д] в слогах, словах, чистоговорках)
Разработала воспитатель
МБДОУ д/с № 86 «Радость» г. Белгорода
Грачева Э. Н.
Публикация «НОД для подготовительной группы компенсирующей направленности „Поможем медведю найти берлогу, Дифференциация звуков [Т], [Д]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: формирование фонематического слуха, дифференциация звуков в слогах, словах, чистоговорках.
Задачи:
1) образовательные:
–учить детей выделять звуки [т], [д] в слогах, словах, чистоговорках;
– давать характеристику звуков [т], [д], выделять отличия при произношении;
– анализировать слова ТОК, ДЫМ;
– учить детей проговаривать чистоговорки в медленном, быстром темпе под музыку;
– подбирать относительные прилагательные к словам «ёлка», «зима»;
–учить детей ориентироваться в кругу.
2) развивающие:
– развивать дыхание, подвижность языка;
– развивать мелкую и общую моторику;
– развивать навыки выразительного интонирования в «Снежной песенке».
3) воспитывающие:
– воспитывать дружеские отношения в играх;
– умение общаться друг с другом, воспитывать отзывчивость, умение помогать, если тебя просят.
Оборудование: магнитофон, ёлка, снежинки, домики, картинки со звуками [т], [д], снежные комочки, ель на листе бумаги, письмо, тетради, карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети становятся в круг. Раздается стук в дверь. Помощник воспитателя приносит письмо. Воспитатель читает письмо от лесных жителей: (Медведь – Миша не лег в берлогу спать, занесло снегом его дом, он не знает, где его искать, но помнит, что был под большой елью. Лесные жители просят помочь найти медведю берлогу).
Воспитатель: Дети, как мы можем помочь лесным жителям? Как медведю найти его берлогу? ( дети высказывают свои предложения: пойти в волшебный лес, найти большую ель, но сначала тепло одеться).
- Дети имитируют надевание тёплой одежды.
Воспитатель: Для того, чтобы не заблудиться в лесу, надо правильно построиться.
Д/упражнение «Станьте правильно». Станьте правильно: «Аня встанет между Львом и Женей, Денис встанет за Викой и т. д.
Воспитатель: дружно скажем волшебные слова: «Один, два, три, повернись, закрой глаза, топни правой ногой и в лесу очутись!» Открывайте глаза, посмотрите, мы уже в лесу.
II. Основная часть.
Воспитатель читает стихотворение:
Подул сильный ветерок,
Сдул он с ёлочки снежок.
Прилетели снегири.
Зажглись на ёлочке огни.
Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку»
На нитке висят снежинки, дети сдувают их.
1. Стук в дверь, рёв медведя :
Вьюга ветер позвала
И дорожки замела,
А я по лесу иду,
Домик свой ищу, ищу.
Воспитатель:
Медведь – Миша не реви!
К нам не бойся, подходи,
Будешь с нами ты играть,
Вопросы детям задавать?
Поиграем, а потом…
Вместе дом твой найдём!
(Медведь соглашается)
Воспитатель: Посмотрите, на ёлочку упали необыкновенные волшебные снежинки. Мы поможем твоей беде, если ответим на вопросы, которые принесли нам снежинки.
2. Воспитатель: Отгадайте загадки, выделите первый звук в словах отгадках
Они днём ноги обувают,
Ночью под кроватью отдыхают.
(Тапки).
Он из трубы вьется,
В руки не дается.
(Дым).
Дети характеризуют звуки :
[т] – согласный, твёрдый, глухой;
[д] – согласный, твёрдый, звонкий.
Воспитатель открывает картинки: (Кузнец стучит молотком. Дятел стучит по дереву)
Упражнение: «Пулемёт» (т-т-т, «Барабанщик» (д-д-д). Дети повторяют звуки.
При выполнении задания снимается снежинка с ёлочки.
3. Воспитатель: Повторите дорожку слогов: та-да-та, до-до-то, то-ду-ду, ды-та-та и т. д. (Снимается снежинка с елочки)
4. Медведь спрашивает : Можно мне с вами поиграть? Знаете ли вы слова со звуков [т], [д]?
Дети отвечают:[т] – тапки, танк, торт, туфли; [д] – дача, душ, дым, дорога.
5. Воспитатель: Мишенька, наши дети могут закончить слова по первому слогу. Вот послушай:
Та – танец, танки, Таня;
То – торт, тополь, Тоня;
Ту – туча, туман, туфли;
Ты – тыква;
Да – дача, Даша;
До – дом, дочь;
Ды – дым, дыра.
(Снимается снежинка с елочки)
6. Медведь : А вы можете определить, где стоит звук? В начале, в середине, в конце слова. На сугробе есть схемы. Подходите, не бойтесь. Выложите на схеме соответствующий звук (кот, ток, сутки; дом, погода, год) Дети выкладывают схемы и произносят звук «д» громко).
Воспитатель: Что же, дети, вы Устали? Давайте вместе с Мишей отдохнём, физ. минутку проведём.
7. Физкультминутка «Снеговик».
Мы слепили снежный ком,
Снеговика мы сделали потом,
Вместо глаз угольки нашлись у нас.
Он вышел как живой
И с ведром и головой.
За морковку не тяни,
А лучше прилепи –
Сочную, хрустящую,
Точно, настоящую!
8. Д/Игра «Снежные комочки».
(Снимается снежинка с елочки)
Дети бросают в корзины снежные комочки. Называют слова о зиме. Какая зима? (Холодная, снежная, белая, пушистая, серебристая, и т. д.)
9. Воспитатель: Миша, дети умеют произносить под музыку в разном темпе и громкости чистоговорки. А ты умеешь? Нет? Тогда мы тебя научим.
Та-та-та - мы везем кота; на трезвучии
Ты-ты-ты – вот идут коты;
Ту-ту-ту – помоги коту;
Да-да-да – вот течет вода;
Ду-ду-ду – за водой пойду;
Ды-ды-ды - в доме нет воды.
10. Медведь : Мне понравилось. Вы молодцы. А теперь отгадайте мои загадки, выложите схемы слов. Подходите к елочке.
Он идет по проводам,
Свет в дома приносит нам.
(Ток).
Из трубы вьется,
В руки не дается.
(Дым).
Дети на «сугробе» выкладывают схемы.
11. Пальчиковая игра «Ёлка».
Воспитатель:
Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Медведь : Как интересно с вами играть, у меня даже настроение улучшилось, даже петь захотелось.
Воспитатель: Давайте споём вместе с Мишей «Снежную песенку»
12. Дети поют под музыку «Снежную песенку» Каплуновой И. М.
Воспитатель: Дети, посмотрите, на поляне появилась большая ель. Мы выполнили все задания. Вьюга освободила от снежного плена Мишину берлогу. Но он сможет найти в лесу берлогу, если вы скажете какая это ель? (пушистая, колючая, красивая, зелёная, стройная).
Медведь : Ура, мы нашли мою берлогу! Спасибо вам, дети! (зевает) Мне пора идти спать. На память дарю вам корзину с шишками. Играйте, делайте поделки. А весной жду вас в гости. До свидания (уходит)
Воспитатель: Вот и нашёл медведь свой дом. А нам пора возвращаться в детский сад. Дружно скажем волшебные слова: «Один, два, три, повернись, закрой глаза, топни правой ногой и в детском саду очутись!» Открывайте глаза, посмотрите, мы уже в детском саду.
III. Рефлексия.
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие в лес?
Какая проблема у нас сегодня возникла в начале занятия?
Что вы для этого сделали?
Какие трудности у вас возникли?
Если вас попросят чем-нибудь помочь, как вы поступите?
Если вам понравилось наше путешествие, возьмите себе шишку из корзинки, если нет, то оставьте шишки в корзине.
Литература
1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст] / З. Е. Агранович. – СПб. : Детство-пресс, 2005. – 128 с.
2. Каплунова, И. М. Снежная песенка [Текст] / И. А. Каплунова, И. А. Новоскольцева // Праздник каждый день. – 2008. – С. 204-205.