Марина Лобастова
НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
-формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи;
-закреплять в речи детей обобщающие понятия «домашние птицы», «зимующие птицы»;
-обогащать словарь.
Коррекционные:
-продолжать работу с родственными словами;
-учить образовывать притяжательные прилагательные;
-развивать внимание, мышление;
-вырабатывать длительный плавный выдох через рот без речевого сопровождения;
-формировать умение отвечать полным предложением.
Воспитательные:
Публикация «НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, Тема „Птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им перезимовать.
Оборудование: презентация; мяч, киндер-яйца.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Сказка «Птичка»
«Жила-была птичка. Она была маленькая, и все ее очень любили. Птичка была добрая, но иногда она не слушалась маму. Из-за этого мама огорчалась и даже плакала. Однажды птичка заболела. (Показать жалость мимикой.) Она лежала и вздыхала вот так. (Животом сделать глубокий вдох, задержать дыхание и длительно выдохнуть.) Мамочка гладила её по головке, крылышкам, пёрышкам. (Погладить друг друга ласковыми движениями.) Клювик маленькой птички от высокой температуры заострился, стал тонким и даже загнулся вверх. (Узкий язык высунуть вперёд и поднять его вверх, к носу.) Мама дула птичке на пёрышки и ласково называла дочку солнышком. (Проговаривать различные ласковые обращения, одновременно совершая хлопки в ладоши.)»
Логопед. Как вы думаете, что птичке нужно сделать, чтобы выздороветь? Ну, конечно же, ей нужно подарить маме свою любовь. Заглянуть мамочке в глаза, и сказать ей ласковые слова. (Дети называют ласковые слова.)
2. Основная часть.
Беседа о птицах.
-(слайд 1) Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о птицах.)
-(слайд 2) Чем отличаются птицы от животных? (У птиц есть клюв, две лапки, два крыла, перья.)
-(слайд 3) Что у птиц общего и чем они отличаются? (Общее – два крыла, две лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, оперение, пух. Отличие – размер, цвет оперения, пение, место гнездования, обитания, корм.)
-(слайд 4) Какая картинка лишняя? Почему? (Самолёт, потому что это вид транспорта, а на остальных картинках – птицы.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Релаксация (пение птиц).
(видеосюжет)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Кто как голос подаёт?» : игра с мячом
Ворона - каркает.
Утка – крякает.
Кукушка – кукует.
Воробей – чирикает.
Гусь – гогочет.
Сорока – стрекочет.
Ласточка – щебечет.
Соловей – свищет, поёт.
Журавль – курлычет.
Индюк – болбочет.
Снегирь – свистит.
Синица – тинькает.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Беседа о домашних птицах.
-(слайд 5) Как одним словом назвать гуся, куру, индюка? (Домашние птицы.)
-(слайд 6) Почему их так называют? (Они живут в специальных постройках около дома, и за ними ухаживает хозяин.)
-(слайд 7) Почему люди решили держать их возле дома и ухаживать за ними? (Эти птицы приносят пользу : несут яйца, дают перо, пух и мясо.)
-(слайд 8) Кто из домашних птиц умеет плавать? (Гуси и утки.)
-(слайд 9) Чем отличаются ноги плавающих птиц от ног курицы и индюка? (У плавающих птиц на ногах между пальцами есть перепонки.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Семьи домашних птиц».
(слайд 10) Петух – курица – цыплята - цыплёнок.
(слайд 11) Гусь – гусыня – гусята - гусёнок.
(слайд 12) Индюк – индюшка – индюшата - индюшонок.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Образуй».
-А теперь, ребята, внимательно прослушайте стихи и ответьте на вопросы.
У курицы куриный гребешок,
Под перьями куриный есть пушок,
А скромна куриная головка
Сидит на длинной шее очень ловко.
-Какой у курицы гребешок? (Куриный.) А какой пушок? (Куриный.) Какая головка у курицы? (Куриная.)
У утки утиная шея,
Утиные красные лапки,
Но утка совсем не умеет
Носить красивые тапки.
-Какая у утки шея? (Утиная.) А лапки какие? (Утиные.) Скажите, а у гуся какая голова? (Гусиная.) Какой хвост у петуха? (Петушиный.) А перья какие в хвосте? (Петушиные.) Какая голова у индюшки? (Индюшачья.) Какие ноги у индюшки? (Индюшачьи.) Предлагаю вам задать друг другу подобные вопросы.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Курочка Ряба»
Курочка Ряба яички снесла
Ребятишек к себе позвала.
Нужно яички срочно поймать,
Не уронить, в корзину собрать.
Ведущий должен корзинкой поймать все киндер–яйца, сдуваемые игроками со стола.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову.
Педагог зачитывает стихотворные фразы, а дети находят родственные слова к слову петух.
Только жив ли петушок,
Золотой наш гребешок?
Вижу гребень петушиный
На пригорке под осиной.
Что ты, Петя, не встаёшь?
Что ты песен не поёшь?
Петушатина – хорошая еда.
Где ворота? Подавайте их сюда.
Разошёлся наш петух,
Распушил атласный пух.
А пока он петушится,
Из кустов ползёт лисица.
С. Маршак
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Беседа о зимующих птицах.
-Послушайте стихотворение.
Горевали две синицы:
-Чем же будем мы кормиться?
Ведь кругом белым-бело,
Все тропинки замело.
-Позабыли вы, синицы,
Что ваш друг живёт в станице.
Вот мой дом, моё окно,
Там отборное зерно.
Прилетайте поскорей,
Приглашайте снегирей.
-(слайд 13) Как называют птиц, которые остаются на зиму? (Птицы, которые остаются на зиму, называются зимующие птицы.)
-(слайд 14) Почему надо зимой подкармливать птиц? (Потому что зимой им часто бывает холодно и голодно.)
-(слайд 15) Чем можно их подкармливать? (Можно кормить салом. … зерном. … крошками. … ягодами.)
-Куда кладут корм? (Корм кладут в кормушку.)
3. Заключительная часть.
Логопед. Вот и закончилось занятие. Вместе вспомним, о чём говорили, что сегодня делали.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Упражнение «Птенчики».
Кушать птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят,
Ротик на замок закрыт.
Очень тихо все сидят!
Мама зёрнышко несёт.
Открывайте шире рот!
Дети широко открывают рот, выполняя «немую» артикуляцию.
Логопед кладёт на кончик языка витаминку, ребё нок произносит: «Ам».