МААМ-картинки

Нетрадиционные приемы изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения

Любовь Афанасьева
Нетрадиционные приемы изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №178»

города Чебоксары Чувашской Республики

Афанасьева Любовь Юрьевна

Нетрадиционные приемы изобразительной деятельности

как средство развития творческого воображения

Публикация «Нетрадиционные приемы изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения» размещена в разделах

В настоящее время многие исследователи для развития творческого воображения предлагают использовать нетрадиционные техники и нетрадиционные материалы. Решая задачи развития у детей творческого воображения, воспитатель, прежде всего, учит их неоднозначно воспринимать окружающие их предметы. Используя нетрадиционные техники рисования в своей деятельности, ребёнок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определённое отношение к нему. Из всего этого воображение ребёнка создаёт образ, который он выражает с помощью выразительных средств, наиболее способствующих развитию творческих способностей.

Р. Г. Казакова [16] отмечает, что дошкольники очень часто копируют образец, предъявленный им вначале занятия. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, и это даёт толчок к развитию творчества, воображения, самостоятельности, проявлению индивидуальности.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т. п.

Рисование тычком жесткой полусухой кистью рекомендуется Р. Г. Казаковой [16] использовать в работе с детьми любого возраста. Такая техника дает фактурное, цветовое изображение. Для получения рисунка ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками и рисование ладошкой автор предлагает начать с двух лет. При таком рисовании получается цветное и с фантастическим силуэтом изображение. Чтобы получить рисунок ребенок опускает в гуашь пальчик или всю ладошку и наносит отпечатки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Р. Г. Казакова [16] предлагает использовать различные материалы для оттиска: картофель, поролон, печатки из ластика, смятую бумагу, пенопласт, можно так же использовать трафарет. Лучше всего эту технику выполнять с детьми от четырех лет. Для получения изображения ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Изображение получается цветное и фактурное.

Для следующей техники автор предлагает использовать восковые мелки или свечу и акварель. Эту работу могут освоить дети от четырех лет. Ребенок рисует восковыми мелками или свечой на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.

Для получения симметричного изображения Казакова предлагает использовать монотипию. Она бывает предметная и пейзажная. Рекомендуется детям от пяти лет. Для получения изображения ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

С пяти лет автор предлагает использовать кляксографию с трубочкой. Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг можно использовать с детьми от пяти лет. Для получения фактурного изображения ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Для получения фактурного и объемного изображения Казакова предлагает - тычкование. Эта техника для детей от пяти лет. Ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

По мнению О. Леоновой, «изонить (ниткография) – это способ натяжения в определенном порядке ниток на твердой основе» [21, с. 5].

По мнению О. Жуковой и Н. Юрченко [14], занятия по изонити особенно полезно проводить в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что изонить расширяет представления об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные и характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия объекта. Авторы отмечают, что занятия с изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, таких умственных умений, как анализ, синтез, абстагирование, обобщение, а так же творчество детей.

Для работы необходимы картон, бархат, бумага, нитки (ирис, мулине, швейные, игольницы с иголками, линейка, простой карандаш, циркуль.

Для освоения техники стежков в изонити достаточно знать несколько основных приемов, главными из которых являются заполнение (проши-вание) угла и заполнение окружности.

О. Леонова [21] считает, что научиться прошивать изонитью углы легче, чем окружности, поэтому предлагает начинать именно с углов.

Для этого нужно освоить нанесение разметки на основу будущего изделия. При помощи линейки и карандаша на листе цветного картона с изнаночной стороны рисуется угол. На его стороны штрихами наносятся метки в местах предполагаемых проколов. При разметке стороны угла делятся на равное количество частей. Если стороны не равны, то деление начинается с меньшей. Минимальное расстояние между дырочками 2 мм.

Автор утверждает, что делить стороны можно, по линейке, но лучше сразу стараться делать это на глазок. Первое время может получаться не очень ровно. Но это занятие развивает глазомер, и со временем точность будет повышаться.

Сначала нужно разделить одну сторону угла пополам, затем каждую из двух частей поделить еще раз пополам, затем каждую из четырех частей — еще раз пополам. В той же последовательности делят вторую сторону угла. Если изображение, которое нужно прошить, сложное, то сначала необходимо его фрагментироватъ и определить, к какой фигуре — углу либо окружности — отнести тот или иной фрагмент композиции.

Для сложных фигур удобнее сделать трафарет, который впо-следствии можно использовать несколько раз. Для этого на листе обычного картона рисуется эскиз. После окончательной проработки рисунка необходимо разметить его. Размеры трафарета должны совпадать с размерами будущего изделия.

После разметки трафарет нужно положить на резину или пенопласт и проколоть дырочки, которые на лицевой стороне повторят рисунок с изнанки.

Чтобы прошить угол нужно начертить на изнаночной стороне картона любой угол, затем разделить ого стороны на равное количество отрезков, на изнаночной стороне карандашом обозначить каждую точку, присвоив ей определенный номер, потом проколоть дырочки в картоне о местах пересечения линии стороны угла и отметки деления. Теперь можно приступать к работе с иголкой и нитками.

К прошиванию окружностей в технике изонити О. Леонова [11] предлагает приступать, когда у детей выработаются прочные навыки прошивания углов. Для их закрепления рекомендуется прошить прямой угол, острый угол и тупой угол, каждый — в двух вариантах: со сторо-нами одинаковой длимы и со сторонами различной длины. Предварительная работа точно такая же как и при прошивании угла. Только при прошивании окружности используется другая схема.

О. Журкова и Н. Юрченко [14] отмечают, что очень полезно для детей пяти-шести лет очень полезно самостоятельное занятие, тема которого- «Изготовить основу рисунка с помощью ниток по образцу». Работа активно развивает пространственное мышление и воображение, моторику, глазомер, аккуратность и внимание.

Таким образом, можно сделать вывод, что нетрадиционные техники являются хорошим средством для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Боровик, О. В. Развитие воображения / О. В. Боровик: методические рекомендации. – М., 2000.

2. Брушлинский, А. В. Воображение и творчество / А. В. Брушлинский // Научное творчество. / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. – М. : Наука, 1969. – С. 341-346.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М., 1991.

4. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М., 1956.

5. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. / под ред. Т. И. Бабаева, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб. : Акцидент, 1996. – 224 с.

6. Дружинин, В. Умными рождаются, талантливыми становятся / В. Дружинин // Обруч. – 1999. – №3. – С. 3-4.

7. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. – М. : Совершенство, 1997. – 208 с.

8. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А. Я. Дудецкий. – Смоленск, 1974.

9. Дьяченко, О. М., Кириллова, А. Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, А. Н. Кириллова // Вопросы психологии. – 1980. – № 2. – С. 107-114.

10. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольников / О. М. Дьяченко. – М. : РАО, 1996. – 197 с.

11. Жукова, О., Юрченко, Н. Рисуем нитками / О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. – 2009. – №8. – С. 68-73.

12. Казакова, Т. Прекрасное пробуждает доброе / Т. Казакова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 109-115.

13. Кудрявцев, В. Т. Воображение ребёнка : природа и развитие / В. Т. Кудрявцев // Психологический журнал. – 2001. – №5. – С. 57-68.

14. Леонова, О. Рисуем нитью. Ажурные картинки / О. Леонова. – СПб. : Литера, 2005.

15. Рибо, Т. Творческое воображение / Т. Рибо. – М., 2001.

16. Рисование с детьми дошкольного возраста / под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии»Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Дерево из пуговицНетрадиционные техники изобразительной деятельности. Дерево из пуговиц Трёхлетние дети ещё плохо держат кисть, не у всех детей проявился интерес к изобразительной деятельности. Увлечь малышей художественным.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельностиНетрадиционные техники изобразительной деятельности Предлагаю вашему вниманию работы моих деток, выполненные в различных техниках Техника выдувание (ствол и ветки, обрывание и скатывание.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности во второй младшей группеНетрадиционные техники изобразительной деятельности во второй младшей группе Активная деятельность, связанная с пальчиками, ладошкой, рукой в целом стимулирует речь, мышление, воображение 1. Рисование ладошкой. Цветы.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные приемы изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения
Опубликовано: 22 августа 2021 в 16:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные приемы изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Афанасьева (УИ 2401657) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД