Тимошенко Екатерина
Нетрадиционные формы проведения самомассажа артикуляционных мышц лица и мышц кистей рук
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ОВЗ это дети с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с низкой мотивацией, с недоразвитием всех психических процессов. Всё это создаёт трудности в процессе воспитания и обучения, преодоление которых возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической работы. Здоровьесберегающие технологии очень тесно переплетаются с коррекционными и игровыми технологиями и становятся, в итоге, одним целым. Цель применения здоровьесберегающих технологий: способствовать укреплению и сохранению здоровья обучающихся. В своей работе активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы; одним из которых является самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.
Публикация «Нетрадиционные формы проведения самомассажа артикуляционных мышц лица и мышц кистей рук» размещена в разделах
Применяя самомассаж в комплексной коррекционной работе значительно повышается эффективность работы по преодолению речевых нарушений у детей. Его систематическое применение имеет целенаправленное, эффективное и безопасное воздействие на речевое развитие и на здоровье детей в целом, и в частности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать в работе для достижения успеха в процессе коррекционного обучения.
Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Поэтому самомассаж проводится только в игровой форме и вызывает у дошкольников положительные эмоции, приучают к дисциплине и самоконтролю.
Массаж призван выполнять следующие функции:
• ускорять кровообращение и, как следствие, улучшать питание кожи, повышать обменные процессы;
• улучшать работоспособность мышц лица;
• развивать координацию движений органов артикуляции за счет нормализации мышечного тонуса;
• корректировать произношение звуков;
• оказывать профилактическое действие и устранять речевые нарушения (заикание, нарушения голоса, тонуса мышц).
Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
Для обучения детей приемам самомассажа необходимо придерживаться определенных принципов построения работы с детьми с ОВЗ:
• игровая мотивация;
• от простого к сложному;
• учет индивидуального темпа детей;
• задания разного уровня сложности;
• по подражанию;
• по образцу;
• по речевой инструкции;
• по аутокомандам (проговаривание ребенком своих действий (упражнений, помогая речевыми командами).
На первом этапе упражнения показывает логопед, дети при этом копируют их. Затем он выполняет их вместе с детьми. После этого дети выполняют самомассаж самостоятельно, по инструкции педагога. Самомассаж лучше сопровождать стихами. Одним из главных условий проведения самомассажа является следующее правило: во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку только удовольствие, радость и хорошее настроение.
Методические указания к проведению расслабляющего массажа
1. Массаж проводится в медленном темпе.
2. Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация.
3. Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя.
4. Для усиления расслабляющего эффекта за несколько минут до массажа на лицо можно положить согревающий компресс.
Методические указания к проведению активизирующего массажа
1. Этот вид массажа используется при пониженном мышечном тонусе.
2. Движения рук должны быть достаточно ритмичными.
3. Основным приемом является поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией.
4. Сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно.
5. Для усиления эффекта можно использовать температурный контраст
Противопоказания к проведению логопедического массажа
Не следует делать массаж при остром инфекционном заболевании. Если у ребенка появились высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит. Противопоказанием может быть и обычный синяк на лице; аллергия или солнечный ожог. Проблемы во рту – различные воспаления или выпадения зубов.
Самомассаж кистей и пальцев рук
Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи, т. е. речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, повышается тонус коры головного мозга. Выполнять его необходимо ежедневно. Формирование словесной речи ребенка с ОВЗ начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, поэтому развитие ручной моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Начинать работу необходимо с самого простого метода, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью, а все массажные движения выполняются строго по направлению к лимфатическим узлам — от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения делать расслабляющие поглаживания, встряхивания рук.
Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трех типов упражнений:
• Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
• Самомассаж ладоней.
• Самомассаж пальцев рук.
Самомассажа артикуляционных мышц лица
Самомассаж лица ребенка предназначен для активизации работы лицевых нервов, улучшения кровообращения в тканях, стимулирует снятие напряжения лицевой мускулатуры. Это полезный, а в некоторых случаях необходимый метод, который положительно влияет на растущий организм. Воздействуя на мышечную и нервную системы, он создает предпосылки для развития речи малышей, корректирует звукопроизношение. Методика особенно важна для ребенка, столкнувшегося с речевыми проблемами.
Самомассаж лица желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике. Его продолжительность 3–5 минут. Выполнять массаж следует по массажным линиям.
В заключении можно сделать вывод о том, что использование нетрадиционных оздоровительных видов самомассажа способствует :
• нормализации мышечного тонуса,
• коррекции дизартрических расстройств,
• развитию тактильных ощущений и мелкой моторики, интеллектуальных способностей,
• снятию усталости, раздражительности,
• повышению работоспособности,
• является мощным стимулом речевого развития,
• мотивацией к учебной деятельности ребенка,
• вызывает интерес и потребность в общении,
• улучшает общее состояние,
• ускоряет процесс коррекции речевых нарушенийу дошкольников, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной методики.
В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, простота, доступность, возможность использования приемов массажа в различной обстановке и в любое время, способствуют переходу ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это – гарантия успеха и реабилитационной, и коррекционной, и развивающей работы.
Литература:
Амосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями // Логопед, 2004, № 6, С. 78–82
Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, СПб: Детство-Пресс, 2010
Громова О. Е. Инновация в логопедическую практику; методическое пособие для ДОУ, Линка-пресс, 2008
Дьякова Е. А. Д931 Логопедический массаж: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. 2-е изд., испр
Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед, 2010, № 1, С. 36–38
Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств, СПб, ИД Литера, 2009
Новиковская О. А. Веселая зарядка для язычка, М. :АСТ, СПб. : Сова, 2010
Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда, М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010
Пак Чже Ву Сборник: Су-джок терапия, М. : Су-Джок Академия, 2009