Морозова Марина Владимировна
Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия
▼ Скачать + Заказать документы
В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это жизнь» прошел семинар на тему «Укрепление здоровья воспитанников средствами игр и игровых упражнений», где я приняла непосредственное участие.
С коллегами я поделилась опытом работы на тему «Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре – игры-путешествия».
Публикация «Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности дошкольника и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
В своей работе я применяю эффективные приемы нетрадиционных подходов к физическому развитию и оздоровлению. Одной из форм такой работы является игра-путешествие или по другому можно назвать квест (всё новое – это хорошо забытое старое, она знакома нам под таким название как игра по станциям). Как правило такая образовательная деятельность строится на сказочной или реальной основе, где содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом (маршрутом путешествия). Игры-путешествия включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы, творческих способностей детей, а также сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т. д.
Игры-путешествия не только позволяют каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствуют развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В играх присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию.
Наши игры-путешествия проходят как на территории детского сада, так и в спортивном зале (охватывая и другие помещения д/с).
Для составления маршрута использую различные варианты:
- Маршрутная карта или карта-схема (схематично изображены станции и последовательность их прохождения или схематичное изображение маршрута путешествия);
- Волшебный экран (использование загадок, картинок);
- От инструктора (воспитателя);
- Письма от героев игры;
- Спрятанные подсказки (дальнейшее продвижение по маршруту указывается в подсказке, спрятанной на определённой территории).
В своей работе я использую два вида игр-путешествий:
- линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
- кольцевые (по сути, те же линейные, только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
А сейчас я хочу познакомить вас с некоторыми из них:
- Игра-путешествие «В гости к мишке»
для детей младшего дошкольного возраста. Цель: В форме игровых упражнений закрепить основные виды движений: бег в рассыпную, прыжки на двух ногах с места, ходьбу по ограниченной площади опоры. (см. презентацию слайд № 5-6)
В детский сад пришло письмо от лесного жителя. Чтобы узнать от кого надо было отгадать загадку. В письме мишка пожаловался ребятам как ему грустно одному и пригласил их в гости. А когда дети к нему пришли, он попросил их научить его заниматься физкультурой в лесу, т. к. он поправился и очень хотел похудеть.
- Игра-путешествие «Зов джунглей»
для детей разновозрастной группы.
Цель: Развитие двигательной активности и формирование интереса к спорту. (см. презентацию слайд № 7-8)
Дети входят в спортивный зал украшенный под джунгли. Инструктор по физкультуре спрашивает догадались ли они где находятся. И дальше начинается увлекательное путешествие по джунглям. Ребята закрепили понятия «хищники» и «травоядные». Им пришлось пройти испытания: «пройти по болоту», «собрать бананы и кокосы», «нарисовать охотника», «утолить жажду», «угадать животного по силуэту».
- Военно-спортивная игра «Зарничка»
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств посредством участия в военно-спортивной игре «Зарничка». (см. презентацию слайд № 9-13)
Мною было разработано два варианта игры в зимний и в летний период времени. Оба варианта настолько масштабны, что проведение игры предусмотрено только на улице. Мотивацией было следующее: Подполковник объявил, что в штабе батальона произошло чрезвычайное происшествие: похищены важные зашифрованные документы. Задача отрядов – найти эти документы, расшифровать их и доставить в штаб батальона. Это задание очень сложное. Нужно было преодолеть много препятствий. Для выполнения поставленной задачи потребуется мужество, отвага, смелость, решительность.
- Игра-путешествие «Вещи Дедушки Мороза» (по типу квеста)
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: В игровой форме активизировать познавательные, мыслительные и физические процессы детей. (см. презентацию слайд № 14-16)
После пробуждения, при помощи взрослого, ребята обнаруживают в группе на столе конверт от Деда Мороза, где он просит их о помощи. Баба Яга в детском саду спрятала его вещи, без которых он не может отправится к себе домой. Ребята согласились помочь Деду Морозу. Они искали подсказки и выполняли задания, приготовленные Ягой.
- Игра-путешествие «Магазин игрушек»
для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Укрепление здоровья детей по средством оптимизации двигательной активности. (см. презентацию слайд № 17-19)
В гости к ребятам пришёл клоун Клёпа. Он предложил всем вместе отправится в магазин игрушек. Показ, клоуном, каждой игрушки сопровождался стихотворением. После каждого посещения магазина ребята выполняли различные упражнения и задания: «Мы платочки постираем», «Прокати мяч», «Кот и воробушки», «Автомобили», «Возьми кубик».
- Игра-путешествие «В гости к снеговику»
для детей младшего дошкольного возраста на свежем воздухе.
Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности. (см. презентацию слайд № 20-22)
Вместе с Зимушкой ребята пошли в гости к снеговику, чтобы поздравить его с днём рождения. По пути они играли в подвижную игру «Снежинки и ветер» и шли выполняя игровое задание «След в след». В лесу встретились со снеговиком и отправились все вместе на полянку поиграть в зимние забавы.
- Игра-путешествие «Если очень захотеть — можно в космос полететь»
для детей младшего и старшего дошкольного возраста с применением ИКТ.
Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни, закрепление представлений о космосе и профессии космонавта посредством подвижных игр и эстафет. (см. презентацию слайд № 23-25)
Ребята заходят в спортивный зал, звучит космическая музыка и инструктор говорит, что сегодня необычное занятие. По электронной почте в детский сад пришло письмо от Лунтика. Он просит ребят слетать на другие планеты, т. к. сам он не может этого сделать не может. А по завершении путешествия рассказать ему как живется на других планетах. Вместе с инструктором и воспитателем ребята отправились в увлекательное космическое путешествие. Построили ракеты для полёта, заняли свои места в ракетах, побывали в невесомости. Высаживались на луну, познакомились с метеоритом и кометой, а затем вернулись на землю.
- Игра-путешествие «Приглашение на День рождения»
для детей старшего дошкольного возраста в летний период времени.
Цель: Способствовать приобщению детей к здоровому образу жизни, совершенствовать двигательные навыки. (см. презентацию слайд № 26-29)
Ребята получили приглашение на День рождения от Бабы Яги. И по карте, приложенной к приглашению, отправились в путь, чтобы подарить ей подарки. На своем пути они повстречали старичка-Лесовичка и Кикимору-болотную, которые помогли им отыскать дорогу к Бабе-Яге. Но за это ребята выполняли задания сказочных героев. Затем дети поздравили старушку с 300-летием. Помогли развесить бельё, собрали фрукты для компота, испекли торт.
Использование игр-путешествий позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Они направлены на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
Я уверенна, что работа по оздоровлению детей благодаря игровым формам способствует укреплению психического и физического здоровья детей, нормализации их социально-адаптивной сферы.