Ольга Алексеева
Нетрадиционные формы организации в экологическом образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы организации в экологическом образовании дошкольников
Проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров.
Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Публикация «Нетрадиционные формы организации в экологическом образовании дошкольников» размещена в разделах
Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе.
Современные подходы в экологическом образовании нашли широкое отражение в научной литературе, но в то же время этот вопрос требует постоянного внимания, глубокого изучения, а также разработки новых подходов и методик, отвечающих современным требованиям общества.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. С точки зрения экологического образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать : познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств ребенка, формированию экологически грамотного поведения и экологизации различных видов деятельности ребенка
В нашем детском саду имеется уголок леса, огород, цветники и клумбы, экологическая тропа, художественная галерея. В группе создан уголок природы, уголок экспериментирования и уголки самостоятельной деятельности. В своей работе использую методическую, энциклопедическую и художественную литературу.
Работа по экологическому воспитанию проводится в режимных моментах и в совместной деятельности детей с учетом комплексно-тематического плана и интеграции образовательных областей.
Более интересными я считаю следующие формы и методы : проектный метод, экологическая тропа, экологический театр, экологические выставки и экспозиции, опытно- экспериментальная деятельность, использование компьютерных технологий и мультимедийные презентации и многое другое.
Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов, дающий возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Мы с детьми реализовали такие мини-проекты как: «Маленькие огородники», «Растение-доктор».
Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето, и поэтому на территории нашего детского сада существует экологическая тропа, цель которой состоит в формировании у детей осознанно — правильного отношения к окружающим их природным явлениям и объектам. Совместно с детьми мы составили экологическую тропу детском саду. Наш главный «хозяин» это Лесовичок, который помогает нам: дает задания, играет с нами. В «Зоне леса» мы рассматриваем экосистему хвойного леса, его жителей, травяной покров, в зоне «в гостях у насекомых»- стоит Пень — жилище для мелких организмов : насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других. На нашем огороде с ранней весны до окончания лета мы вместе с детьми выращиванием различные культурные растения.
Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха и подчас бессмысленность производств, загрязняющих все вокруг. В организационной этой работы мы пока делаем первые шаги: сценарии всех сказок придумываются или берутся из интернет ресурсов. Нам также в этом помогают и родители и музыкальный руководитель, постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев. С детьми инсценировали такие сказки как «У солнышка в гостях», «листопад».
Работа над экологическими постановками приносит свои плоды, дети стали более эмоциональнее и стали относиться к природе бережнее. конечно юным актерам еще не все дается. Как оказалось труднее всего для них входить в роль. Данный вид работы мы считаем очень перспективным, работу в этом направлении будем продолжать.
Чтобы плодотворно и полноценно решать задачи мало измениться самому педагогу, но и необходимо наладить контакт с родителями.
В группе я провожу родительские собрания, где мы изготовляем поделки из природного материала, с приходом весны изготовили куклу «веснянку» консультации «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка» «Экологическая культура детей», информационные стенды «Зеленая аптека», «Прогулка с ребенком» и т. д. Выпуски экологических газет «Азбука здоровья», участие в конкурсах и викторинах. Для благоустройства территории вместе с родителями изготовили героев для участка.
Огромное значение в экологическом воспитании имеет и работа по взаимодействию с социумом. Мы сотрудничаем с «Чувашским национальным музеем», и с «Эколого- биологическим центром «Караш». В национальном музее я принимала участие в проведении таких мероприятий, как «Путешествие капельки», «Птицы прилетели», проводила мастер-классы. Эколого- биологическому центру «Караш» помогала в организации эколого туристического слета.
Нетрадиционные формы работы позволяют расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому, побуждать к эстетическим переживаниям, связанными с природой, решать задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности. И данная работа приносит свои результаты. Совместно с детьми мы участвуем в конкурсах различного уровня и имеем призовые места.
Образовательные программы по экологическому воспитанию согласно ФГОС дошкольного образования направляют наше внимание на основную концепцию смены Эгоцентрической модели на ЭКОцентрическую, где человек часть этого мира. За это сегодня отвечаем и несем ответственность мы с Вами взрослые.
И как сказал В. А. Сухомлинский «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».