Наталья Кондратьева
Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. Не исключением является и наше дошкольное учреждение. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Еще одна причина ухудшение здоровья – снижение двигательной активности.
Публикация «Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. На занятиях с детьми должны использоваться программы по профилактической физической культуре. Это решение я вижу в организации фитбол – гимнастики.
Инновационность в методике работы с фитболами заключается в нетрадиционном подходе к оздоровлению детей, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы и России. Практически это единственный вид гимнастики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
В детской практике фитболы используются за рубежом уже около пятидесяти лет, в нашей стране немногим более восьми. Впервые методика фитбол-гимнастики была представлена в 2002 году авторами: кандидатом педагогических наук, доцентом Т. С. Овчинниковой, и кандидатом медицинских наук, доцентом А. А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», которая была апробирована в течение пяти лет в детских садах города С. -Петербурга. В этой программе авторы описали физиологическое воздействие фитболов на организм ребенка и методику проведения занятий, высокая эффективность которых была продемонстрирована в работе с дошкольниками.
Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова в практическом пособии «Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» разработали свою методику и комплексы упражнений по фитбол-гимнастике, которые могут быть использованы в образовательных учреждениях.
Тщательно изучив эту методику, я решила использовать её в своей работе с детьми. Упражнения, которые предлагаются авторами программы, я использую в качестве физкультминуток на занятиях, в свободное от них время, в сюжетно-ролевых играх, а так же на прогулках.
Прежде чем приступить к внедрению новых форм занятий, я подобрала достаточное количество гимнастических мячей (фитболов) Организуя занятия по фитбол- гимнастике прежде всего я познакомила детей с фитболом, дала представление о форме, физических свойствах мяча с помощью игровых упражнений. Использование фитболов я начинала с помощью сказки. Например: фитбол это «колобок». Дети слушают сказку и выполняют движения
Следующий этап заключался в том, чтобы научить детей садиться и удерживать равновесие на мяче. Этот этап я проводила отдельно с каждым ребёнком, страхуя его сбоку или сзади. Особое внимание обращала на то, чтобы посадка на мяче была правильной. Продолжительность прыжков на мяче на первых занятиях не превышала 2-4 минуты, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины
Занятия проводятся с подгруппой 8-10 детей. Упражнения дети должны выполняют в медленном и среднем темпе, в зависимости от физической подготовленности и состояния здоровья детей.
Само использование фитбола выступает как оздоровительный фактор, а текст, который проговаривают дети, помогает развитию речи, эмоционально украшает упражнение и позволяет добиться правильного его выполнения.
В своей работе я стремлюсь максимально помочь каждому ребенку, осуществляя комплексную работу по укреплению и сохранению здоровья детей. Уникальное сочетание физических упражнений с музыкой, сказкой, проговариванием стихов в фитбол-гимнастике развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Целью внедрения фитбол-гимнастики в мою работу с детьми является развитие физических качества и укрепление здоровье детей.
По целевой направленности упражнения на фитболах классифицируются на упражнения направленные на:
• содействие профилактике и коррекции различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезней лёгких, внутренних органов и др.)
• развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата и др.)
• развитие музыкально-ритмических и творческих способностей в целях рекреации, досуга, отдыха и развлечения (массаж, игры, эстафеты, танцы, ритмические упражнения)
Для реализации данных целей ставлю следующие задачи:
Оздоровительные
• Укрепление здоровья детей, включающее формирование опорно-двигательного аппарата, стимулирование функций сердечнососудистой, дыхательной систем и координационных способностей.
• Создание основы для нормального роста и полноценного развития ребёнка, путём целесообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий
• Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой
• Совершенствовать эмоциональную сферу дошкольников.
Образовательные
• Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. Развитие физических качеств
• Развитие умственной сферы посредством выполнения двигательных действий, с помощью которых ребёнок усваивает элементарные знания об окружающем мире и о способах взаимодействия с ним, а так же познаёт собственное тело и его многочисленные возможности
• Развитие культуры движений и телесной рефлексии.
Воспитательные
• Воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, их влияние на укрепление здоровья человека
• Воспитание нравственно-волевых качеств личности, активной жизненной позиции, развитие коммуникативных навыков
• Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.
С самого раннего возраста следует развивать и тренировать вестибулярные функции (большое значение имеет нормальное функционирование мозжечка, который является двигательным мозгом ребенка). Упражнения на мячах развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы.
Эффективность фитбол-гимнастики:
• укрепление мышц брюшного пресса
• укрепление мышц спины и таза
• укрепление рук и плечевого пояса
• формирование осанки
• укрепление мышц ног и свода стопы
• профилактика развития плоскостопия
• увеличение гибкости и подвижности в суставах
• развитие функций равновесия и вестибулярного аппарата
• совершенствование координации движений
• профилактика мышечной недостаточности
• профилактика функциональных нарушений со стороны многих органов и систем
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как
• массажёр
• опора (под спину, руки, ноги, живот)
• предмет (ОРУ в различных исходных положениях)
• препятствие (перешагивание, перепрыгивание, прокатывание в разных направлениях)
• отягощение (в руках, ногах, на спине)
• амортизатор, тренажёр (рук, ног, равновесия)
• ориентир
Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Очень важно осуществлять контроль за физическим состоянием детей. Дети не способны сами регулировать свое состояние, и ответственность за их здоровье лежит на педагоге Упражнения на мяче используются для разных групп мышц и имеют свою классификацию:
• Упражнения для рук и плечевого пояса
• Упражнения для ног и тазовой области
• Упражнения на дыхание и расслабление
• Комплексные упражнения
• Упражнения для туловища.
В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, я рекомендую соблюдать основные требования к проведению упражнений на мячах
• Мяч должен быть подобран согласно росту занимающегося
• Одежда должна быть удобной, обувь на резиновой основе
• В целях профилактики травматизма следует заниматься на ковровом покрытии
• Следить за правильной посадкой на мяче
• Необходимо научить ребёнка приёмам самоконтроля
• На первых занятиях следует использовать менее упруго накаченные мячи
• Расстояние между занимающимися должно быть не менее 1.5 метра
• Подгруппа занимающихся не более 6-12 человек
• При выполнении упражнений лёжа на мяче контролировать, чтобы голова и позвоночник составляли прямую линию и не задерживалось дыхание
• Избегать резких и быстрых движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины
• Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным
• Следует избегать соприкосновения мяча с острыми и режущими поверхностями и предметами для предотвращения повреждения мяча
Предлагаемые мною упражнения можно применять в любой совместной деятельности, на занятиях и в играх с детьми, могут использоваться в начальных классах школы. Но, всё же, высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами и заинтересованными организациями, а также при наличии программно-методической и материальной базы.